КУЛЬТУРА
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Постмодернист 83 лет

24 января состоялся бене фис старейшего актера Русского театра драмы народного артиста России Юрия ГРИШМАНОВСКОГО. Спектаклем по пьесе Рональда Харвуда "Квартет" он отметил 45 лет работы в нашем театре.

Когда наступает юбилей, говорится много торжественных слов. Сколько их слышал на своем веку Юрий Гришмановский, и, безусловно, они справедливы. Только в торжественно-юбилейные схемы он никак вписываться не желает. На прошлом своем бенефисе угощал зрителей, в том числе и министра культуры, водкой из самовара прямо на сцене, "отложив" в сторонку преподнесенный официоз. Какая уж тут поздравительная статья...
    Имя артиста Юрия Сергеевича Гришмановского стоит на одном из первых мест среди ведущих мастеров карельской сцены. Патриарх, корифей, старейшина - это все о нем. Но в свои 83 он, без сомнения, самый молодой душой наш актер. В нем по-прежнему живет мальчишка с Петроградской стороны, Юрка Гришман по прозвищу Паташон, и никто не знает, какой каверзы ждать от него в следующий момент. Самый непредсказуемый артист, мастер импровизации - это тоже о нем. В театре легенды ходят о его "отсебятинах", особенно на детских спектаклях. Кто еще мог бы умудриться в 80 лет угодить в молодежный выпуск журнала "Север"?
    Там были опубликованы фрагменты его воспоминаний "Наедине с самим собой". Эту книгу (на бенефисе состоялась ее презентация) он пишет и пишет: остановиться - вот это как раз не о нем. Цитировать ее сложно, переводить и того хуже: поток сознания, игра слов, бесконечные каламбуры. За всем этим встает жизнь - длинная, трудная, полная маленьких побед и больших ошибок (и наоборот, конечно, тоже), родные, друзья-приятели, соседи, учителя, коллеги-актеры (немало среди них и знаменитостей: недаром учился во ВГИКе), просто люди из довоенного и блокадного Ленинграда, Москвы конца сороковых, потом Петрозаводска. Книга субъективна донельзя, полна иронии (отнюдь не всегда беззлобной), но вдруг понимаешь, что она продолжает ряд литературных "исповедей", потому что хоть и наедине с собой, а все равно не у каждого хватит сил душевных на такую откровенность о себе.
    О нем говорят и пишут как об актере комедийном, но эта оценка была бы неполной без той "грустинки", которая нет-нет да и промелькнет в его чудаках и чудиках. Белый клоун, "рыцарь трагикомического образа", впрочем, этому не удивляются те, кто знает о трогательном и нежном почти полувековом союзе Юрия Гришмановского и певицы, актрисы, профессора консерватории Ирины Гридчиной...
    Более 200 театральных ролей на счету актера, считать не пересчитать: дед Щукарь в "Поднятой целине" и Шпинатов в "...Опаснее врага", Пичем в "Трехгрошовой опере" и Пиквик в "Сэмюэле Пиквике и других", Теньтенькин в "Участковом из Чудинова" и батя Сердюк в "Иркутской истории", Расплюев в "Свадьбе Кречинского" и Гастрит в "Вечере", Понтий Пилат и Азазелло в "Мастере и Маргарите", Вилли Кларк в "Бродвейском блюзе" и... Неуемная это душа, ему все мало. Так появляются им самим поставленные спектакли - на большой сцене и на малой, в камерных концертных залах и телевизионных студиях. Однажды Гришмановский позвал человека с видеокамерой, нескольких артистов - так появилась его видеоверсия кэрролловской "Алисы". Только он не был бы самим собой, если бы оставил все как есть у автора. Он "скрестил" ее с "Лысой певицей" абсурдиста Ионеско, потому что главное - высказаться. Если это можно сделать с помощью такого гибрида, то почему бы и нет? Просто Гришмановский - постмодернист. Не зря когда-то начинал жизнь киноактером на "Ленфильме".
    Что еще вместили в себя эти 45 лет? Признание критиков и зрителей Петрозаводска, Москвы, родного Ленинграда-Петербурга, многих и многих городов России. Годы в Союзе театральных деятелей, в Доме актера (15 лет был председателем правления). Почетные звания заслуженного и народного артиста России и Карелии, правительственные награды...
    Жизнеописание не укладывается в стройные абзацы, как и сам Юрий Сергеевич - в какие бы то ни было рамки, обязательно какая-нибудь колючка вылезет. И грохнет в хохоте зал от очередной его импровизации: 45 лет на сцене - самый неисправимый хулиган Русского театра драмы Юрий Гришмановский.

Юлия ГЕНДЕЛЕВА



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003