КУЛЬТУРА
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Мужественно и просто

Тихо и незаметно ушел большой мастер, оставив людям в назидание свою последнюю работу "Крест скорби" в Питуярантском районе. Через восемь лет так же тихо и незаметно вернулся, говоря с близкими и далекими своим особым языком - один на один, воплотившись в своих работах, воспоминаниях, строчках и фотографиях.

Книга "Скульптор Лео Ланкинен" не имела шумных презентаций. Она просто пришла и стала жить среди нас.
    Уникальность книги о великом скульпторе, академике Академии художеств СССР (1986) (кстати, единственном в Карелии, удостоенном этого высокого звания), лауреате Государственной премии РСФСР (1969), заслуженном деятеле искусств РСФСР (1959), народном художнике РСФСР (1968) в том, что она не только раскрывает многогранное творчество Л. Ланкинена, но и рассказывает о нем, как о человеке. В книге приведены документы, фотографии, свидетельства и воспоминания...
    "Чтобы узнать характер Ланкинена, - пишет его друг скульптор Борис Пленкин, - достаточно внимательно ознакомиться с его творчеством, с образами его героев. В них как в зеркале отражаются качества личности: цельность натуры, весомая уравновешенность, открытая доброжелательность..."

Человек в его скульптуре "...как бы предстает в "очищенном виде" вне пейзажа, бытовой обстановки, один на один с собой, когда выявляется его суть, характер, личность". Это слова о своем творческом кредо самого Лео Фомича. Его скульптурное творчество обладало "лица необщим выраженьем", естественностью и свободным дыханием каждого образа. "Им руководил глубочайший интерес к человеку вообще, и особенно к людям, рожденным и живущим на Севере", - отмечает в своей статье научный сотрудник Музея изобразительных искусств РК Серафима Полякова.
    Скульптурные портреты Лео Ланкинена, выполненные "мужественно и просто" (это слова самого мастера), имели огромный успех. Часть из них хранится в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, других музеях страны. Его произведения приобретались министерствами культуры СССР, РСФСР и КАССР. Наиболее полно его творчество представлено в Музее изобразительных искусств Республики Карелия. Видное место в оставленном наследии занимает Лениниана. Скульптура вождя мирового пролетариата, экспонировавшаяся в Москве на Всесоюзной выставке к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, была признана столичной критикой одним из лучших ленинских портретов в российской скульптуре. "Счастьем считаю для себя удачное исполнение портрета великого Ленина", - такое признание сделает Л. Ланкинен уже в период перестройки.
    Простые "вещи в себе" он создавал и в живописи. Как его скульптурные портреты предстают в очищенном от пейзажа и быта виде, так и живописные полотна мастера свободны... от изображений человека. Быт на его полотнах безлюден, но тем не менее жив, характерен, эмоционален. Чего стоит, например, "Студенческий натюрморт" со столом, заваленным всякой всячиной, на который невозможно смотреть без улыбки. А как одухотворена другая работа, "После лыжной прогулки", наполненная ароматом хвои, усталостью, теплотой выпитого чая... Как эмоционально, в мазках и деталях, отражает мастер суть того, чего не скажешь словами!
    Идея книги о жизни и творчестве Лео Ланкинена возникла у директора Карельского филиала Российского фонда культуры Зифы Юсуповой за год до 70-летнего юбилея скульптора, в 1995 году. К сожалению, поддержки З. Юсупова в ту пору не получила. Через год Лео Фомича не стало. Но проект не был свернут. Юсупова из породы людей, которых трудности лишь мобилизуют. "Как вы думаете, что бы сказал Лео Фомич, если бы узнал, что вам все-таки удалось издать книгу о нем?" - спрашиваю Зифу Габбасовну. Вот какой представляется ей реакция Лео Ланкинена. "Я так и слышу, как он восклицает: "Все-таки получилось! Ну а я и не надеялся..." Он бы меня расцеловал".
    А получилось благодаря тому, что проект Юсуповой был поддержан (финансово и морально) Правительством Республики Карелия и Обществом имени Нилло Хеландерина (Финляндия). Книга "Скульптор Лео Ланкинен" вышла в издательстве "ПетроПресс" в конце 2003 года. В ней - 44 бытовых фото, репродукции 25 живописных полотен, изображения 49 скульптурных портретов и 11 эскизов декораций (сценография - еще одна грань творчества всесторонне одаренного мастера, оформившего 22 театральных спектакля). Немало теплых слов о нем и его творчестве сказано в книге его друзьями, а также такими мэтрами, как скульптор Зураб Церетели, вице-президент Российской Академии художеств Таир Салахов, доктор искусствоведения, профессор Виктор Ванслов. Большая статья, посвященная установке "Креста скорби", принадлежит учителю из Питкяранты Станиславу Пильникову.
    Доктор филологических наук Эйно Карху приводит в книге малоизвестные факты из биографии Лео Ланкинена, рассказанные им самим в дружеской беседе.
    Зифа Юсупова в своем вступительном слове пишет: "Лео Фомич Ланкинен навсегда останется примером яркого и достойного служения таланта родной стране, ее народу".

Сергей ХОХЛОВ



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003