ПРОШЛОЕ - НАСТОЯЩИЕ
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Это последняя статья номера Это последняя статья номера

Порт пяти морей





Сведения о строительстве причала в устье реки Лососинки у Петровских заводов содержатся в донесении олонецкого вице-коменданта А.С. Чеглокова ингерманландскому генерал-губернатору А.Б. Меншикову: "Пристань на Шуйских заводах и иное всякое строение строят во всем без остановления". А первая партия пушек с ядрами была отправлена с этой пристани триста лет тому назад - 19 сентября 1704 года.
    Регулярное сообщение пароходов между Петрозаводском и Петербургом началось в 1861 году. Но сообщение между населенными пунктами на Онего в течение продолжительного времени осуществлялось на деревянных парусных и гребных судах. В Петрозаводск доставлялись сельскохозяйственные продукты, мясо, рыба и здесь же, на берегу, в торговых рядах продавались.
    В 1933 году с вводом в эксплуатацию Беломорско-Балтийского канала водный путь из Ленинграда в Архангельск сократился на четыре тысячи километров. С завершением строительства Волго-Балтийского водного пути в Карелию стали заходить грузовые и пассажирские суда из Москвы, с Волги и Дона. В 1967 году с завершением строительства железнодорожной ветки порт связался с Октябрьской железной дорогой. Начались перевозки грузов в смешанном железнодорожно-водном сообщении с использованием мощных портальных подъемно-транспортных машин, изготовленных в Советском Союзе, ГДР, Чехословакии, Болгарии, причем не только в период навигации, но и в зимнее время.
    До 60-х годов прошлого столетия погрузка и выгрузка судов производилась вручную на пассажирских причалах. С заменой пароходов теплоходами производилась и замена трехтонных паровых плавучих кранов 15-тонными дизель-электрическими. У ветеранов порта свежи в памяти годы, когда каждый ящик, бочку, мешок, кирпичик приходилось вручную выгружать из автомашин, а при погрузке в суда опять-таки вручную укладывать в трюмы. С перевозкой тарно-штучных грузов в контейнерах и на поддонах удалось избавиться от тяжелого ручного труда на погрузочно-разгрузочных работах и резко сократить время простоя судов под грузовыми операциями. Много труда и времени затрачивалось при погрузке в суда пиломатериалов россыпью в Соломенном. Каждую дощечку приходилось укладывать вручную.
    Портовики в содружестве со специалистами Петрозаводского лесопильно-мебельного комбината и учеными Ленинградского научно-исследовательского института морского флота отработали технические условия и технологию погрузки в пакетах с учетом тыловой и фронтальной механизации не только наших, но и иностранных портов. Удалось механизировать ручной труд при формировании пакетов с внедрением технологии финской фирмы "Сатеко". Перевозка бумаги из Кондопоги с размещением рулонов не только в трюмах судов, но и на люковых крышках, в крупнотоннажных контейнерах резко увеличила провозную способность флота. Этот опыт петрозаводчан демонстрировался на Выставке достижений народного хозяйства в Москве. Трюмные работы при выгрузке навалочных грузов удалось механизировать с приобретением малогабаритных тракторов американской фирмы "Кейс". Опыт портовиков Петрозаводска успешно внедрен и в других портах речного флота РФ.
    Развитие порта было бы немыслимо без квалифицированных кадров. Люди работали и учились заочно в высших и средних учебных заведениях, на курсах повышения квалификации, осваивали новую технику и прогрессивные технологические процессы на грузовой обработке судов, железнодорожных вагонов и автотранспорта.
    Во второй половине прошлого столетия более четверти века руководил предприятием Иван Федорович Порозенко. В так называемые застойные годы вместо старых деревянных причалов были воздвигнуты новые железобетонные гидротехнические сооружения. Вместо деревянных домов барачного типа построены благоустроенные жилые дома для водников со всеми удобствами, а также административно-хозяйственные здания на Зареке. Воздвигнуто двухэтажное здание речного вокзала из стекла и бетона с гостиницей и рестораном. В гранит оделась набережная Онежского озера, ставшая любимым местом отдыха петрозаводчан.
    К сожалению, для Петрозаводского порта сейчас не лучшие времена, в силу различных экономических факторов объемы грузов сильно сократились. Но ветераны, работники порта оптимистично верят в лучшее его будущее. В активе у порта пяти морей - три века созидательного труда.

Анатолий КОРОНЕН



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Это последняя статья номера Это последняя статья номера
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003