ПАМЯТЬ
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Это последняя статья номера Это последняя статья номера

"Приближали как могли..."

Карельский театр в годы войны

Сцена из спектакля Республиканского театра русской драмы по пьесе Л. Леонова "Нашествие", поставленного в 1943 году. В ролях засл. арт. КФССР Петр Чаплыгин (справа) и артист Олег Лебедев
    Из фондов Национального архива РК

    В годы Великой Отечественной войны насчитывалось одиннадцать концертно-фронтовых бригад, созданных из актеров карельских театров. Условия работы этих бригад были сложны и суровы. Вместо привычной для выступления сцены - грузовик или случайно уцелевшее здание, блиндаж, землянка, огневая точка, окоп или часто обстреливаемая прифронтовая полоса. Артистам приходилось проделывать пешком десятки километров. Зачастую они передвигались под обстрелом противника, костюмы и реквизит несли на себе. Невзирая на усталость, стужу или зной, дождь и ветер они сразу же начинали выступать - их с нетерпением ждали бойцы и командиры, получившие краткую передышку между боями.
    Концертно-фронтовая бригада, сформированная в начале войны из актеров В. Марьева, З. Молчановой, Х. Мальми, Я. Страздас-Голланд, Т. Смоликовой, А. Вульф, Л. Баркман, дала на Карельском фронте свыше семисот концертов, пятьсот из них - непосредственно на переднем крае.
    Артисты театра русской драмы В. Томашевская и А. Высоцкий участвовали в 600 концертах.
    Организованный в 1942 году Республиканский передвижной драматический театр под руководством В. Шутова помимо встреч со зрителями прифронтовой полосы обслуживал и фронтового зрителя. В программе выступлений были сцены из лучших спектаклей театра: "Парень из нашего города" К. Симонова, "Лес" А. Островского, а также всевозможные скетчи, интермедии. В концертах звучали стихи и проза Пушкина, Маяковского, Маршака, Твардовского, Зощенко, Шолохова. Артисты передвижного театра выступали на передовой под артиллерийским обстрелом, и лучшей наградой для них становились слова благодарности бойцов и командиров Красной Армии. В одном из отзывов, датированном июнем 1942 года, говорилось: "Гвардейцы, командиры и политработники выражают свою сердечную благодарность театру за обслуживание личного состава нашей гвардейской части. Спасибо вам, работники искусства. Мы еще встретимся с вами в условиях решающих минут по уничтожению гитлеровских мерзавцев!"
    Театр музыкальной комедии дважды выезжал на фронт полным составом (хор, оркестр, балет) и в клубах-землянках за 8 дней дал 16 спектаклей. Одним из самых ответственных участков Карельского фронта являлось Кестеньгское направление, где в тридцати пяти километрах от станции Лоухи на Кировской (ныне Октябрьской) железной дороге проходила передовая линия. Здесь шли бои местного значения. Оборону на этом участке фронта держала дивизия полковника Литвинова. В ее расположении театр выступал в полном составе. Спектакли шли в огромном дзоте, где соорудили невысокие подмостки с занавесом и кулисами. Импровизированный зрительный зал представлял ряды досок, положенных на деревянные козлы.
    Спектакли "Сильва", "Свадьба в Малиновке", "Девушка из Барселоны" пользовались шумным успехом. Одновременно с выступлениями на своеобразном "стационаре" две концертные группы театра дали несколько небольших концертов на передовой. Там артист Б. Соколов пел весь свой теноровый репертуар под аккомпанемент перестрелки.
    По воспоминаниям ветеранов войны, фронтовые спектакли театра проходили почти без всяких декораций, но своего обаяния они от этого не теряли. Перед фронтовым зрителем очень часто пели и играли солист-премьер Николай Рубан и примадонна ленинградской оперетты Таисия Кульчицкая. Оба любимца публики в середине войны были удостоены почетных званий "Заслуженный артист Карело-Финской ССР".
    С 22 июня 1941 года по 1 октября 1944 года всеми концертно-фронтовыми бригадами республики для воинов армии и флота дано 4000 шефских концертов и спектаклей, а за весь период войны состоялось 4300 таких выступлений, которые посмотрели более двух миллионов фронтовых зрителей.
    Подготовка военно-шефских концертов, спектаклей проводилась в нерабочее время. Режиссуру концертных программ осуществляли руководители и ведущие актеры театров. В госпиталях организовывались индивидуальные выступления по палатам в часы художественного чтения. Артист передвижного театра Георгий Фридман более 180 раз выступал с чтением художественных произведений в госпиталях. Большое количество встреч провела артистка театра русской драмы Ольга Герасимова. Артист этого же театра А. Кремлев во время воздушной тревоги и при стрельбе из зениток оставался в палате среди раненых и продолжал читать произведения русской и зарубежной классики.
    В перерывах между репетициями концертных программ и театральных постановок артисты, работники вспомогательного состава театров выходили на строительство оборонительных сооружений, несли дежурство в госпиталях, помогая медсестрам, приводили в порядок воинское обмундирование. Их скромные, сделанные с большой любовью подарки - свитера, перчатки, рукавицы, носки - согревали тех, кто находился на передовой, вселяли уверенность в неизбежность Победы.
    Это было не единственной формой участия работников искусства в патриотическом движении "В помощь фронту". С огромным подъемом среди работников театров Карелии проводилась подписка на военные займы. Они не жалели личных средств для укрепления военной мощи государства. Только в 1943 году служители театра музыкальной комедии в фонд обороны внесли 115 тысяч рублей. С большим энтузиазмом было подхвачено и такое замечательное движение, как сбор средств на строительство танковых колонн, эскадрилий боевых самолетов и другого вооружения. Активное участие в сборе средств на строительство танковой колонны "Советский артист" принимали К. Милютин-Савич, Н. Рубан, М. Орловский, Я. Геншафт и другие. За время войны они собрали в Фонд обороны более 350 тысяч рублей (по тем временам деньги немалые).
    Широкий размах в это время приобрело и донорское движение. За многократную сдачу крови артистам музыкального театра С. Кутину, Б. Соколову, Э. Лер-Ореховой, А. Орехову вручен знак "Почетный донор СССР".
    Большая часть актеров Карелии отстаивала честь и независимость своей Родины с оружием в руках. На фронт ушли 392 служителя театра, в народное ополчение в июле 1941 года вступило свыше пятидесяти работников искусства.
    20 августа 1941 года в оборонительных боях под Петрозаводском погиб художественный руководитель Финского театра, выпускник Ленинградского театрального института Теппо Котсалайнен. "Выяснилось, что командование батальона, в котором служил Степан Котсалайнен, не знало о его близорукости. Она главным образом и стала причиной его гибели. Как настоящий патриот, Степан Котсалайнен в грозное для Родины время скрыл свой недуг и встал в ряды ее вооруженных защитников", - вспоминал уже в мирные дни ветеран Карельского фронта генерал-лейтенант в отставке В. Нестерук. Отдали свои жизни в боях с врагом актеры Финского театра Сантери Куйкин, Конста Иванов, Федор Лукьянов, Юкка Кахи, Ханнес Салми, Карл Сара, Григорий Пивоев, Сергей Гордеев. Не вернулись с войны Алексей Лутовинов и Александр Сорокин из театра кукол, Д. Санин, Б. Ефимов, Н. Селюцкий, А. Мерцалов из театра русской драмы. Актер и режиссер Финского театра Суло Туорила служил на Карельском фронте в редакции газеты "Голос солдата", издававшейся на финском языке для войск противника. С помощью радиовещательной установки, смонтированной на самолете У-2, он вел пропагандистско-агитационную работу среди вражеских солдат.
    В ходе летнего наступления 1944 года войска Карельского фронта освободили Петрозаводск и южную часть Карелии от немецко-финских оккупантов. В августе этого же года в Петрозаводск из Беломорска прибыл театр музыкальной комедии. Об этом свидетельствует пожелтевший от времени документ. В приказе N 1 по театру музкомедии от 14 августа 1944 года говорится: "Театр музыкальной комедии вызван из г. Беломорска в освобожденный Петрозаводск к месту постоянной работы. Своим стационаром считать городской театр г. Петрозаводска". Центральная газета "Правда" от 18 сентября 1944 года сообщала читателям: "В Петрозаводске открылся театральный сезон. Республиканский театр музыкальной комедии поставил комическую оперу Оффенбаха "Перикола". Финский драматический театр в Олонце дал несколько спектаклей".
    Все театральные представления вызываемых поочередно в Петрозаводск театральных коллективов проходили в единственном сохранившемся в городе театральном здании бывшего кинотеатра "Триумф". Лишь по этой причине Республиканский театр русской драмы свой первый театральный сезон смог открыть уже после Победы, в июле 1945 года, спектаклем по роману И. Тургенева "Дворянское гнездо" в постановке Г. Мнацаканова. В январе 1945 года в городе Сортавале театр русской драмы объединился с Выборгским драматическим театром, актеры которого в дни войны были участниками концертно-фронтовых бригад Карельского фронта. В результате слияния двух театральных трупп в театр русской драмы пришли новые творческие силы: Н. Федяева, Н. Родионов, Ю. Сунгуров, М. Регишевская. Возвратился в родной театр и Георгий Фридман, в дни войны служивший в передвижном театре.
    Из-за отсутствия собственного театрального здания Финский драматический театр с августа 1944 года долгое время базировался в г. Олонце. В довольно сложных стесненных условиях театр выпустил в 1945 году три спектакля: "Кража со взломом" М. Кант, "Обручение" А. Киви и "Гроза" А. Островского. В это время театр часто выезжал с концертами и спектаклями к жителям Олонецкого, Пряжинского и Сортавальского районов.
    Выполнив свое предназначение в годы войны, театры Карелии перешли к обслуживанию зрителей, постепенно возвращавшихся к мирной жизни.

Евгений МЕЛЕНТЬЕВ



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Это последняя статья номера Это последняя статья номера
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003