ДЕВЯТЬ С ПЛЮСОМ
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Сюжеты предлагает время

26 октября в Музее изобразительных искусств республики открывается персональная выставка заслуженного художника России, заслуженного деятеля искусств Карелии, лауреата премии всесоюзного конкурса портрета Валентина Чекмасова "Пою мое Отечество". Выставка приурочена к 65-летию мастера.
    Это его четвертая персональная выставка. На ней будет представлено около 100 работ, хотя, по признанию мастера, он легко бы занял картинами и весь музей - ему есть что показать зрителю и специалистам. Как всегда, выставка будет носить ретроспективный характер. Это важно самому Валентину Сергеевичу для оценки собственного развития, для самоанализа. Если говорить о жанрах, то в экспозицию будут включены и портреты, и пейзажи, и натюрморты.
    - В молодости я решил, что буду делать персональные выставки только к своим круглым датам - 40-летию, 50-летию, 60-летию, - рассказывает В. Чекмасов. - А когда музейщики предложили сделать выставку к 65-летию, я неожиданно, прежде всего для себя, согласился. Я хочу показать, что реализм, который все время стараются похоронить, по-прежнему жив. А потом, как знать, сколько еще всем нам отпущеноЙ
    По словам живописца, после бурного романа художников и зрителей с разного рода авангардными направлениями школы реализма стали возрождаться повсюду: в Европе, Америке, Китае. И возрождаются они с помощью педагогов российской Академии художеств, выпускником которой является наш земляк. Рост интереса к реализму не может не радовать Чекмасова, всю свою творческую жизнь посвятившего именно реалистической манере письма.
    Последние лет пятнадцать Чекмасов в основном пишет пейзажи, натюрморты. Они, по его словам, расширяют цветовую палитру художника. В портрете, которому мастер посвятил немало лет своей творческой жизни, главное не цвет, а образ. Чтобы его создать, необходимо мастерство, которое дает крепкая академическая школа. Такой школой для Чекмасова стала Академия художеств в Ленинграде.
    В значительной степени творческий путь художника Чекмасова определила победа на конкурсе портретистов в 1972 году - высшая премия, которую он получил наряду с маститыми московскими академиками Юрием Пименовым и Дмитрием Жилинским. Работа портретиста почти всегда немыслима без близкого знакомства с человеком, постижения его внутреннего мира. Когда мы беседовали с Чекмасовым в его мастерской, на нас взирал директор института легких сплавов академик Александр Федорович Белов, долгое время засекреченный оборонщик. На портрете у Белова четыре знака лауреата Госпремии. Когда работа была закончена, Белов взглянул на свой портрет и усмехнулся.
    - Валентин, вообще-то, я был лауреатом Госпремии пять раз, - сказал академик. - Да вот незадача, один значок потерялЙ Да Бог с ним, пусть так и останется.
    А. Белов много рассказывал художнику о Сталине. Не будучи сталинистом и не защищая вождя народов, он говорит, что само то время было эпохой диктаторов - Муссолини, Гитлера, Сталина. И, по мнению ученого, если бы вместо Сталина был Троцкий, власть была бы еще более преступной. Кстати, когда Белова арестовали в 1937 году, Сталин, узнав, что ученый являлся на тот момент самым авторитетным специалистом в области легких сплавов, недавно стажировался в Америке, коротко бросил своим подручным: "А что, самолеты ВЫ будете делать?" Белова немедленно освободили.
    Наряду с портретами нашего прославленного спортсмена Валерия Постоянова или Тайсто Сумманена, который находится в Третьяковке, Чекмасов писал и образы "людей с улицы", заинтересовавших его своим типажом. Портретист, считает художник, работает на будущее, когда потомкам станет интересно, как же выглядели мы, знаменитые и не очень, жившие на рубеже тысячелетий.
    Говорили мы с Валентином Чекмасовым и о судьбе молодых художников, которой он всерьез обеспокоен. Чекмасов считает, что художник должен жить только своим творчеством, перерывы в нем недопустимы. Если раньше он поддавался на уговоры жены и не брал с собой краски, уезжая в отпуск, то теперь это исключено. Даже отдыхая на хуторе друзей в Финляндии, несколько часов в день художник непременно рисует. Он тут же предъявил мне "доказательства" - два пейзажа, сделанные за границей.
    А молодые живописцы нынче пишут урывками, так как вынуждены где-то зарабатывать на жизнь. Благо еще, что в последние годы открылись разного рода учебные заведения, где продают живопись. По крайней мере не уголь в топку бросать.
    Й На мой вопрос: "Что дальше?" - Валентин Чекмасов ответил просто. В творчестве бессмысленно заниматься планированием. А недостатка сюжетов он не боится. Их подскажет время.

Андрей ЖУКОВ



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003