СРЕТЕНИЕ
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Церковь Лазаря

Карелия обладает дорогой сердцу православного человека святыней - церковью, построенной руками прп. Лазаря Муромского. Эта небольшая деревянная церковь в честь Воскрешения Лазаря - самый древний памятник деревянного зодчества, известный на территории России. Промыслом Божиим благодаря сотрудникам музея Кижи он был сохранен в годы советской власти. <Художественно совершенный храм, несущий в себе все черты традиционного русского деревянного зодчества>, <типично клетская церковь> - так восторженно пишут профессиональные оценщики русской старины - музейные искусствоведы.
    К сожалению, до сих пор эта православная святыня используется как туристический объект. Посеребренный временем храм поставлен с некой долей музейной искусственности на небольшом расстоянии, почти у подножия прекрасного многоглавого Преображенского собора, построенного в 1714 году, и Покровской церкви. На 324 года старше двух легендарных храмов Кижского погоста, церковь Лазаря стала для наших рациональных современников всего лишь <жемчужиной экспозиции> Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника <Кижи>.
    Описание жития строителя церкви, премудрого грека Лазаря, сохранилось в Олонецком патерике. Изданная единственный раз в 1910 году, эта книга в наши дни является библиографической редкостью. Житие повествует, что прп. Лазарь был пострижен в монахи в Константинопольском Высокогорском монастыре Афанасием Дискотом - <строителем многих обителей>, который своего постриженика благословил иконой Успения Божией Матери, прославившейся в Карелии великими чудесами. 8 лет Лазарь жил в Кесарии под руководством строгого ревнителя иноческой жизни кесарийского епископа Василия.
    Известно, что в XIV веке в Византии на Афоне расцветает древнейшее учение исихастов, связанное с именами великих афонских подвижников - свт. Григории Паламы и прп. Григория Синаита. Трезвением и <умным деланием> называли этот созерцательный подвиг монашества. Исихазм был высшим проявлением духовной жизни Церкви. Он одухотворял <все культурные проявления жизни> Византии и был <душою православного Востока>. Несомненно, что под его духовным влиянием находился и прп. Лазарь.
    <Епископ Василий, - рассказывает Житие преподобного, - весьма желал побывать в Великом Новгороде, молва о котором широко была распространена по Востоку>. Чем же привлекал Византию столь далекий Новгород? Видимо, не в последнюю очередь и своим прекрасным каменным собором Святой Софии, Премудрости Божией. Ведь Великая церковь древнего Константинополя тоже была посвящена Святой Софии.
    Василий Кесарийский знал о путешествии в Иерусалим новгородского архиепископа Василия, которое тот совершил еще до своего избрания в сан епископа (1329 г.). Им тогда не довелось встретиться. Не суждено было кесарийскому святителю и самому побывать <в славном вольном городе>, о чем он явно сожалел. <Желая иметь подобие новгородской иконы Софии, Премудрости Божией, - продолжает Житие, - он отправил священноинока Лазаря в Новгород с подарками к св. Василию, который и принял с любовью пришельца из дальней страны>.
    Что касается подарков, которые привез в Новгород прп. Лазарь, то в Житие, написанном со слов самого преподобного старцем Феодосием, пришедшим в Муромский монастырь со Святой Горы Афон и выбранным прп. Лазарем перед смертью своим достойным преемником, их содержание не раскрывается.
    Но вот что сообщает <Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых>. Особо отметим, что эта книга связана с именем А.С. Пушкина, который на первое ее издание, вышедшее в 1836 году, опубликовал хвалебную рецензию. <В завещании своем Лазарь пишет, что послан был из Цареграда к новогородскому епископу Василию (вероятно, когда сему владыке послан был от патриарха белый клобук)>.
    О белом клобуке, посланном новгородскому архиепископу Василию Калике (1330 - 1352 гг.), рассказывается в <Повести...>, написанной в XVI веке посольским толмачом Дмитрием Герасимовым.
    <Согласно <Повести о белом клобуке>, - пишет в книге <Византия и Московская Русь> протоиерей Иоанн Мейендорф, - римский папа Сильвестр после обращения в христианство императора Константина получил от него в дар белый клобук. При императоре <Каруле> (то есть Карле Великом, начавшем на Западе религиозную полемику против Византии) и папе Формосе (891 - 896 гг.; его часто называют родоначальником схизмы) в Риме стали пренебрегать чудодейственной силой клобука. Последний православный папа послал клобук в Константинополь императору Иоанну Кантакузину и патриарху Филофею, который, предвидя грядущее падение Нового Рима, передал его Новгороду: Царь Иван IV в 1564 г. передал право ношения белого клобука митрополиту Московскому как главе Русской Церкви. После 1589 г. эта привилегия перешла к московским патриархам>.
    Вспоминается в житии прп. Лазаря и святыня Софийского собора Великого Новгорода - икона Софии, Премудрости Божией. Этот древний образ до сих пор вызывает немало споров из-за своего не проясненного до конца символизма. Но именно его желал иметь Василий Кесарийский, пославший инока Лазаря в Новгород.
    <Икона была написана и послана в Византию, а сам Лазарь остался жить в Новгороде>, - сообщает Житие. <Вскоре умер его друг святитель Василий Кесарийский. Незадолго до этого, в 1332 г., св. Василий Новгородский ушел на безмолвие, принял схиму и мирно почил. Лазарь сам спрятал его честная останки и много пролил слез, в короткое время лишившись обоих своих друзей - святителей Василиев, - говорится в Житии. - Преемник св. Василия св. Моисей с любовью отнесся к Лазарю и принял его в житье у себя, но Лазарь упросил его разрешить жить в обители Василия. Очень скорбел он в разлуке: думал было оставить Новгород и возвратиться в Грецию. Но вот ему во сне явился св. Василей Новгородский и велел идти к озеру Онега, на большой остров, который и назвал Муч-остров. Не обратил должного внимания на этот сон инок, и вот вскоре ему является во время сна св. Василий Кесарийский и говорит: <Помни, Лазарь, что сказал тебе Василий (святитель) Великого Нова-Города, иди на указанное тебе место. У тебя будет большая обитель, и ты соберешь много иноков>.
    Св. Лазарь удаляется в Олонецкий край на Онежское озеро и поселяется на острове Муч, который покупает у новгородского посадника Ивана Фомина. Позже сын посадника Феодор согласно воле отца возвращает преподобному сто гривен серебра, которые тот по настоянию родителей некогда взял с него, и дает св. Лазарю грамоту на вечное владение Муч-островом, Муромским озером и окрестными речками и островами. На эти возвращенные деньги и была поставлена церковь в честь Воскрешения Лазаря.
    Прп. Лазарь испытывает гонения со стороны недоброжелательного местного населения, переживает пожар, уничтоживший его жилище, и на месте пепелища обретает чудом уцелевшую икону Успения Пресвятой Богородицы. По велению Божией Матери начинается возведение храма в честь Успения Богородицы. Его поставили на месте явления Божией Матери прп. Лазарю два печерских инока.
    Своим подвижническим образом жизни, мудростью, любовью и состраданием к людям святой Лазарь привел к вере полудикие племена лопарей, жившие по берегам Онежского озера. Благодатный старец привлек к себе сотни учеников. Основанный им около 1350 года монастырь стал со временем оплотом Православия в суровом северном крае. В нем он и почил в 1391 году в возрасте 105 лет.
    <Монастырь рос быстро. Уже в 1419 году, по свидетельству новгородского Архиепископа Симеона, посетившего тогда Обонежье, Муромская обитель входила в число самых крупных в округе. Среди местных жителей и паломников церковь Лазаря прославилась как чудодейственная исцелительница от недугов. В конце XIX века на средства местного лесопромышленника А.Н. Русанова над ней построили защитный футляр>.
    В годы советской власти древний храм долгое время стоял заброшенный в глухих местах Пудожского края. В 1954 г. он привлек внимание известного советского архитектора А.В. Ополовникова, который в 1959 г. его реставрирует. Но предварительно церковь разобрали, увязали в плоты и отправили на остров Кижи.

Ольга СИДЛОВСКАЯ



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003