ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Жемчужина Поморья

Успенский собор в Кеми является замечательным памятником русской архитектуры начала ХУIII века
    Итория собора своими корнями уходит в далекое прошлое. Известно, что нынешнее здание Успенского собора расположено на месте более древнего храма. Ведь первый Успенский собор с двумя приделами, Предтеченским и Зосимо-Савватиевским, был построен в середине XVII века на средства и с помощью Соловецкого монастыря. В 1710 году он сгорел во время пожара, охватившего и часть жилых построек Кемского городка.
    Было решено построить на том же месте новый собор. Строительство началось в 1711 году. 29 июля 1714 года был освящен Зосимо-Савватиевский придел, а в августе - главный Успенский храм. Полностью строительство Успенского собора было завершено в 1717 году. Это было время, когда военная угроза Поморью со стороны Швеции миновала. Русские люди испытывали тогда большой подъем творческих сил, победив шведов в долгой и кровопролитной Северной войне, поэтому Успенский собор должен был превзойти, и на самом деле превзошел, все сооружения, построенные в этих краях. Решенный в строгих торжественных формах, он является памятником этой блистательной победы. У некоторых архитекторов три придела Успенского собора ассоциируются с образами трех богатырей, стоящих на защите рубежей Отечества.
    Большое значение для жителей г. Кеми имело также и то, что расположенный перед широким разливом реки Успенский собор благодаря своей крупной архитектурной массе как бы господствует на высоком берегу Леп-острова и служит видимым издалека ориентиром для судов, входящих из Белого моря в устье реки Кеми.
    Архитектурный план Успенского собора следующий. В центре находится обширная трапезная, которая в XVIII веке играла роль своеобразного общественного центра, потому что она была местом сходок населения, где решались мирские дела. С востока к трапезной примыкает главный Успенский храм; с севера - Зосимо-Савватиевский придел, с юга - Никольский придел. С запада к трапезной примыкают сени и крыльцо. К восточным стенам всех трех церквей примыкают алтарные прирубы с крутыми кровлями-бочками, которые увенчаны луковичными главками.
    Срубы трех церквей схожи по своей конфигурации: <восьмерик> на <четверике>. Это означает, что нижний четырехгранный сруб выше потолочного перекрытия переходит в прирубленный сверху восьмигранный сруб. <Восьмерик> завершается в свою очередь высокой шатровой кровлей, увенчанной луковичной главкой с крестом.
    Высота самой высокой Успенский церкви составляет 35,5 метра. Высота боковых приделов - Зосимо-Савватиевского и Никольского - равна 23,5 метра.
    Здания всех трех церквей срублены из мелкослойной кондовой сосны с количеством годичных слоев до 16 на один сантиметр. Такое дерево отличается большой прочностью и устойчивостью к гниению.
    В этом году исполняется 274 года с того времени, как был построен Успенский собор. Поэтому неудивительно, что за это время он неоднократно подвергался ремонту и реставрации. Первый этап этих работ начался в 70-х годах XIX века. К этому времени многие бревна в срубе начали подгнивать, и собор был закрыт. Соборному причту была передана вновь выстроенная деревянная Зосимо-Савватиевская церковь. В нее был перенесен нижний ряд икон из иконостаса Успенского собора, а также вся церковная утварь и украшения. Тогда же начинается строительство каменного Благовещенского собора. Однако строительство затягивалось из-за нехватки материалов и денег, и было решено отремонтировать Успенский собор. Ремонт продолжался четыре года, с 1885 по 1889 год. За это время было заменено значительное количество бревен в стенах собора и трапезной. Заново перекрывались досками шатровые крыши. Сруб собора также был обшит досками снаружи.
    В 1951 году архитектором
    А. Ополовниковым был выполнен проект реставрации собора. В период с 1951 по 1960 год собор освободили от наружной обшивки, восстановили крыльцо, отреставрировали интерьеры.
    В 1970 году силами специальной научно-реставрационной мастерской Министерства культуры KACСP произведена замена сгнивших венцов, перекрыта кровля над трапезной и крыльцом, произведен ремонт полов, установлены сжимы на аварийных участках стен.
    Наконец, в середине 1970 годов начался новый этап реставрации Успенского собора, в значительной степени вынужденный. Дело в том, что летом 1975 года в Кеми была очень сильная гроза, ударом молнии повредило шатер самой высокой Успенской церкви. Хорошо, что полил обильный и продолжительный дождь, и собор, к счастью, не загорелся.
    В 1976 году архитектором
    Е. Вахромеевым составлен новый проект реставрации Успенского собора. Согласно этому документу, в 1977 - 1978 годах были проведены работы по химической защите собора. Студенты химического факультета Московского государственного университета произвели пропитку бревен и других деревянных конструкций химическим раствором, предохраняющим бревна от гниения, жучков-вредителей, а также от возможных пожаров. В 1979 - 1980 годах плотники заменили лемеха на главках и тес на шатрах. В 1981 году было произведено частичное снятие лесов, а в 1982-м - инженерное укрепление сруба Успенского собора: были поставлены сжимы на аварийных участках стен, также установили на главках всех трех церквей молниеотводы.
    Специалисты-архитекторы оценивают Успенский собор как жемчужину северного деревянного зодчества начала XVIII века. В соборе сохранились отголоски более древней архитектуры Новгородской и Киевской Руси. Известно, что после церковной реформы, проведенной в конце XVII века патриархом Никоном, запрещалось строительство шатровых церквей. Предписывалось сооружать храмы с пологой кровлей и пятью главками: одной большой в центре и четырьмя маленькими по углам крыши.
    В Киевской Руси для защиты городов от нападений печенегов, половцев и других кочевников строились деревянные крепости с высокими шатровыми сторожевыми башнями. Во-первых, с такой башни можно было просматривать местность и вовремя предупреждать русских воинов о приближении противника. Во-вторых, сам шатер служил в этих башнях для защиты часовых от дождя, ветра и снега. Впоследствии после введения на Руси христианства, в конце IX века, такая форма была заимствована от оборонительных сооружений и применена в строительстве православных церквей.
    Главной причиной сохранения в начале XVIII века этой древней традиции было то обстоятельство, что Поморье находилось в относительной изолированности от центра из-за отсутствия хороших дорог. Поэтому центральные власти, в том числе церковные, не смогли полностью уничтожить эти древнерусские традиции возведения шатровых церквей.
    Являясь русской национальной святыней, Успенский собор можно заслуженно считать памятником архитектуры мирового значения.

Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003