Девять с плюсом
Посвящение
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Приглашает Фолке Ниеминен

Заметки с персональной выставки
    Все реже на наших республиканских выставках появляются хорошие портреты. То ли иссяк у художников интерес к человеку, то ли не хватает мастерства, но портреты сейчас пишут немногие.
    Между тем, это удивительный жанр, которому подвластно сохранить на холсте на долгие годы образ человека: его характер, настроение, душу - если, конечно, художник талантлив. Даром <души изменчивой приметы переносить на полотно> обладает художник, которого знают и помнят многие петрозаводчане старшего поколения. Заслуженный художник РСФСР Фолке Эйнович Ниеминен уже более 20 лет живет на родине своих отца и матери в Финляндии, то, что создано им в Карелии в 1960 - 1970 годы (а это время расцвета таланта художника), хранится в Музее изобразительных искусств РК, а также в коллекциях его друзей.
    12 ноября Фолке Ниеминену исполнится 75 лет. В сентябре в Музее изобразительных искусств откроется его персональная выставка - первая выставка в Карелии.
    Работы Ф. Ниеминена (за исключением двух портретов) давно уже не показывались зрителям, поэтому предполагаем, что встреча с ними вызовет интерес и воспоминания об искусстве прошлых лет, когда Карелия гордилась и славилась своими художниками. Фолке Ниеминен был одним из них:
    Сколько восторга у зрителей вызывал, бывало (да и сейчас многим нравится), портрет женщины в белом платье на берегу Онежского озера! Фолке написал его в 1957 году, сразу же после окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной.
    Мы, сотрудники музея, не раз задумывались, в чем же секрет такой большой популярности этого первого портрета Фолке Ниеминена у людей разного возраста? Предполагаем, что не только во внешней красоте девушки, изображенной на холсте, и в узнаваемости пейзажа, а в том празднике души, искренности чувства, которые испытывал художник, работая над этим произведением. Ведь он был тогда молод, влюблен, талантлив и все еще только начиналось.
    В конце 1950 - 1960-х годов Фолке Ниеминен создал большой цикл потретов людей рабочих профессий, тружеников промышленных предприятий Карелии. Ему нравились люди с яркими характерами, знающие свое дело. Токарь Сушков, мебельщик Стешев, студент-заочник Серегин, технолог Мыцало и многие другие стали известны не только своими трудовыми успехами, но и благодаря портретам художника Ф. Ниеминена. Завершением рабочей темы в его творчестве стала картина <Тяжбуммашевцы>, впервые показанная в 1969 году в Петрозаводске на выставке <Советский Север>, а потом на всероссийской и всесоюзной выставках в Москве. Она получила широкую известность, была признана одним из лучших произведений о современном рабочем классе в российском искусстве тех лет и приобретена Государственным Русским музеем.
    В 1970-е годы героями портретов Ниеминена стали люди искусства Карелии: композиторы Эдуард Патлаенко (Фолке писал его дважды - в 1964 и 1973 годах), Петр Козинский, Карл Раутио, арфистка Ариадна Тугай, художник Владимир Иваненко и другие. К каждому из них Ниеминен подобрал свой ключик - в композиции картины, ее цветовой палитре, деталях, всегда скупых, но предельно выразительных. Лучшим портретам этого художника присуща гармония, они точны по психологическому рисунку и неповторимо индивидуальны в образах.
    В этом смысле показателен портрет известного ленинградского художника Ярослава Крестовского. С ним Фолке был давно близко знаком, находился под обаянием личности Крестовского, мечтал написать его портрет. В 1978 году мечта сбылась. Ярослав Игоревич (внук известного петербургского беллетриста XIX века Всеволода Крестовского и сын скульптора, академика Игоря Крестовского) позировал Фолке Ниеминену в своей ленинградской мастерской, наполненной произведениями искусства и семейными реликвиями. Два художника с интересом общались друг с другом - это чувствуется в портрете. Переданы острый пронзительный взгляд, выразительная пластика рук Крестовского (Ф. Ниеминен - мастер писать руки), аскетизм одежды: Но как рассказать в двухмерном пространстве холста еще и о деле, которому он служит? Пришла мысль изобразить Ярослава Крестовского на фоне фрагмента его программной картины <Мертвое дерево>, благо она находилась тут же, рядом, в мастерской. Некоторые зрители, не видевшие никогда эту работу Крестовского, восприняли фон как терновый венец над головой художника.
    Талантливый портретист, исследуя на холсте человека, может предвидеть на уровне интуиции и то, что ждет его в будущем. Такие случаи известны в истории мирового искусства. Тогда, в 1978 году, Фолке Ниеминен не мог знать о трагедии, которая вскоре постигнет Крестовского (полная слепота). Но портрет наполнен внутренней тревогой, и ассоциации с терновым венцом на фоне, думаю, не случайны.
    <Семейный портрет в интерьере> - последнее произведение (над ним он работал летом 1979 года), написанное Ф. Ниеминеном в Петрозаводске. Оно о семье Ирмы и Лео Кайпиайнен, где художник был своим человеком в их гостеприимном доме. Члены этой семьи становились моделями его портретов. Первым Фолке написал младшего сына - Арвида. С удовольствием работал над портретом обаятельной хозяйки дома - Ирмы Кайпиайнен. Образ женщины - композиционный и эмоциональный центр картины. Ниеминен окружил ее красивую голову лицами любимых ею детей и мужа. Получился групповой портрет, дополненный жанровыми сюжетами из повседневной жизни семьи. Есть в этой картине и автопортрет самого художника Фолке Ниеминена.
    Ушли и жизни Ирма и Лео Кайпиайнен. Сейчас картина Ф. Ниеминена невольно воспринимается как память о близких ему людях, в ней они продолжают жить, любить:
    Предстоящая выставка Ф. Ниеминена должна дать представление о художнике как мастере женского портрета. Нежность чувства, изысканное благородство цвета отличают портрет Свеи Францевны Ниеминен - матери художника. В портрете Ирины Островской угадываются интеллект молодой женщины и даже ее дворянские корни (в пейзажном фоне со старинной усадьбой). Для картины <После болезни> позировала двоюродная сестра художника, выздоравливающая после автомобильной катастрофы. Образ молодой девушки полон обаяния и радости жизни.
    Портреты разные по настроению, колориту, времени исполнения, но в каждом из них есть рыцарское почитание Женщины, ее физической и духовной красоты.
    На выставке зрители не увидят замечательные натюрморты (новаторские для карельского искусства 1970-х годов): <Сумерки в старом доме> (картина находится в художественном музее г. Новокузнецка) и с <С Новым годом, Ван-дер-Вейден!> (принадлежит Государственному Русскому музею), но о них надо вспомнить. Это программные работы в творчестве Ф. Ниеминена, вобравшие в себя многолетние размышления художника о смысле бытия и тайнах мироздания, вечных ценностях искусства и их преемственности. Выставка в Музее изобразительных искусств, которая откроется 22 сентября в связи с юбилеем художника, представит зрителям только карельский период творчества Фолке Ниеминена, охвативший 1950 - 1970-е годы.

Серафима ПОЛЯКОВА, сотрудник Музея изобразительных искусств РК



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003