Творчество
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Последний романтик

31 января исполнилось 70 лет заслуженному архитектору России Эдуарду Андрееву. Петрозаводчанин по рождению, он, владея своей профессией, делает все от него зависящее, чтобы его город был самым красивым, удобным для жителей, любимым ими и вызывал восхищение приезжих. Эти принципы он исповедовал, когда работал автором проектов в 1970 - 1990 годах в <Карелгражданпроекте>, стал главным городским архитектором, а после отставки занимался частной практикой, успешной и плодотворной. Казалось бы, 20 лет чиновничьей жизни, в рутине далеко не творческих дел вполне могли если уж не убить, то серьезно придушить прекрасные архитектурные порывы. Но только не у Андреева. Эдуард Федорович умудрялся проектировать сам и фонтанировать идеями для других, даже будучи главным архитектором Петрозаводска. Это признак преданности профессии зодчего, выбранной им раз и навсегда.
    Если в хронологической последовательности рассмотреть основные проекты и постройки архитектора Э. Андреева, то довольно четко выявится линия изменения творческой направленности автора от несколько схематичного модернизма 1960 - 1970-х к совершенно противоположному по художественным характеристикам и нарочито декларируемому новому историзму.
    Архитектурное образование, полученное Эдуардом Андреевым в техникуме и затем в Московском архитектурном институте на рубеже 1950 - 1960-х, к тому времени уже давно не ставило во главу угла освоение мирового классического наследия. Римляне и греки, подвергнутые остракизму за введение советских архитекторов в искус <излишеств>, были в очередной раз сброшены с корабля современности как изрядно тормозившие прогресс в архитектуре.
    Один из первых проектов Э. Андреева (к сожалению, не осуществленный строительством) шел в ногу со временем. Это было здание музея в Марциальных Водах, которое должно было стать центром всей экспозиционной зоны первого российского курорта, включая церковь, построенную Петром I. Пирамидальный объем с пронизывающей его остекленной галереей на бетонных ножках разместились на склоне, привлекая внимание острым и современным силуэтом.
    Первая осуществленная работа Э. Андреева (в соавторстве с Э. Воскресенским) - загородный дом-гостиница в Шуйской Чупе, построенный в 1970 году. Двухэтажное здание, прекрасно вписавшееся в природное окружение, несет в себе дух лучших произведений финских архитекторов-романтиков начала ХХ века - Э. Сааринена, Л. Сонка, Г. Гезелиуса - и тем не менее выглядит предельно современно. Использование в наружной и внутренней отделке естественного камня и дерева смягчили стерильность модернистских форм с большими остекленными плоскостями, придавая человеческий масштаб и теплоту образу здания.
    Примерно в это же время был выполнен не потерявший, по-моему, актуальности и спустя 40 лет проект ресторана <Хижина>, который предполагалось разместить в деревне Косалма на активном туристическом маршруте Петрозаводск - Кивач - Марциальные Воды и который также не построен. В этой работе архитектор продолжил тему связи с карельской природой, народным зодчеством если не в формах, которые были очень современны, то в отделке и проработке интерьеров, в использовании традиционных материалов. Поднимающийся по склону, <завивающийся> объем небольшого здания ресторана обнаруживает интересное внутреннее пространство - террасированное, отделанное естественным камнем, а применение характерно обработанных деревянных конструкций вызывает ассоциации с технологиями народных мастеров.
    Вообще, тщательная, <до гвоздя>, проработка интерьеров - фирменный знак архитектора Андреева до сих пор. Ресторан <Петровский>, кафе <Нойбранденбург> были нарисованы полностью, со всеми подробными чертежами, включая мебель и светильники. И это касается всех его объектов - как общественных, так и жилых.
    Одним из его этапных объектов стало здание горкома и горисполкома (ныне - городской администрации) в Петрозаводске. Пожалуй, это сооружение, выстроенное в соавторстве с В. Антохиным и Э. Журавковой в 1980 году, стало последней данью модернизму в творчестве архитектора Андреева.
    Здание горисполкома, одно из самых больших сооружений нашего города, поставленное перпендикулярно проспекту и организующее новую площадь на проспекте Ленина у озера, занимает целый квартал и встречает пешеходов одним из главных фасадов. Прекрасно понимая, что 6-этажное здание, поставленное поперек квартала, будет похоже на глухой забор и закроет желаемый и необходимый в Петрозаводске вид на озеро, авторы придумали разорвать корпус по первому этажу и поставить его на <ноги>. С этой же целью большая часть второго этажа отведена под залы заседаний и фойе с обильным остеклением. Это, а также устройство по второму этажу балкона-<гульбища> позволило облегчить массу крупного объема. Вертикальные членения фасадов призваны придать зданию стройность и оптически укоротить протяженный корпус. Спокойный ритм белых вертикалей и темных оконных простенков масштабен ритму окон окружающих домов, однако характер фасадов здания сразу дает понять о его общественном назначении и несомненной принадлежности стилю своего времени.
    Особое место в творчестве архитектора Э. Андреева занимало и занимает проектирование жилых зданий - от маленьких, на одну-две семьи, до многоэтажных секционных. Он является также автором первых малоэтажных блокированных домов, построенных в Петрозаводске.
    Представляет интерес небольшой, на четыре квартиры, дом на ул. Льва Толстого, построенный в 2000 году. Сложнейший участок, отведенный под строительство, не стал препятствием для автора, но дал повод для удачного решения. Архитектор использовал перепад рельефа на косогоре для создания полуподземных гаражей жильцам. Затесненность участка вызвала нестандартное расположение комнат каждой квартиры не в горизонтальной плоскости, как это обычно бывает, а по вертикали. Задачу по инсоляции жилых помещений автор решил, размещая комнаты разных квартир по спирали, друг над другом - <ловил солнышко>, как выразился Эдуард Федорович. Это тот случай, когда способность проектировщика обратить на пользу архитектурному образу здания жесткие ограничения и условия отличает настоящего архитектора-профессионала.
    Довольно часто архитекторы, сами пожившие в тесных хрущевках, при проектировании жилья заботятся лишь об увеличении площади комнат и высоты помещений. Делать максимально удобное жилье стало девизом Э. Андреева, касается ли это собственной дачи, загородных домов или квартир в многоэтажных домах. Взаиморасположение и перетекание функциональных зон квартиры, использование малейших положительных моментов окружающего пространства, превращение их в изюминку, в индивидуальность конкретного дома - вот средства архитектора Андреева. Так, в частном доме в Матросах прекрасный вид на излучину Шуи, буквально просившийся стать пейзажем в гостиной, отворачивал это хорошо остекленное помещение от солнца. Автор, хитроумным способом устроивший треугольное окно в кровле, опять <поймал солнышко> и пустил его лучи в гостиную через потолок.
    Признание одного из знакомых, поселившихся в доме, спроектированном Андреевым: <Я первый раз за всю жизнь не захотел ничего перестраивать в квартире - так все удобно!> Это высшая оценка работы архитектора. На первый взгляд удобство - характеристика архитектурного объекта, которая не бросается в глаза, не видна всем, не вызывает ажиотажа. Но опять-таки это признак высочайшего профессионализма зодчего.
    Что касается внешнего облика построек Э. Андреева, то здесь он в первую голову ставит окружение, градостроительную ситуацию. И в Петрозаводске, считает архитектор, в котором так мала и хрупка историческая составляющая, необходимо наличие определенной доли ретроспективизма в стиле новых построек. Можно поспорить о том, что архитектура должна быть современной. Но с кем? С Андреевым, который всегда был на пике современности? И потом, глядя на новейшие образцы петрозаводской архитектуры, совсем не хочется с ним спорить. Декларативный историзм, проповедуемый архитектором Андреевым в его последних постройках и проектах, человечнее агрессивной архитектуры офисов и супермаркетов, похожих на сильно разбухшие ларьки, с теми же <никакими> художественными и эмоциональными достоинствами. И нежелание его идти в ногу с нынешней современностью вполне понятно и оправдано, оно делает архитектора Эдуарда Андреева, пожалуй, последним романтиком среди его петрозаводских коллег.

Елена ИЦИКСОН, архитектор



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003