Военный ВЕСТНИК
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Боевые катера гражданской

К истории Онежской военной флотилии в 1919 году
    Глядя на нынешнюю мирную гладь Онежского озера, мало кто из современников вспомнит о том, что когда-то оно было ареной морской войны: И тем не менее боевые действия на Онежском озере и в гражданскую, и в Великую Отечественную войну очень любопытны, сравнительно малоизвестны и достойны внимания заинтересованного читателя.
    4 мая 1918 году Высший военный совет РСФСР принял решение о создании Онежской военной флотилии, призванной действовать на Онежском и Ладожском озерах (поэтому ее еще иногда называют Онежско-Ладожской). Год спустя она превратилась в полноценное боевое соединение, сыгравшее важную роль в освобождении Карелии от бело-гвардейцев и интервентов. Корабли флотилии обстреливали береговые позиции противника, вели бои с его кораблями, батареями и бронепоездами, отражали атаки авиации и осуществили почти полтора десятка десантных операций (в том числе такие значимые, как Видлицкая и Лижемская). С ноября 1918 года флотилией командовал Э.С. Панцержанский, один из видных советских флотоводцев. На Онежской флотилии начинал свою морскую службу адмирал В.А. Алафузов, будущий адмирал и начальник Главного морского штаба ВМФ СССР.
    Летом 1919-го, решающего для гражданской войны года, в состав флотилии входило более 40 кораблей и судов различного класса и назначения. В основном это были переоборудованные в минные заградители и канонерские лодки, буксиры и пароходы местного озерного и речного транспорта, на долю которых выпала основная тяжесть боев, походов и потерь. Но в одном строю с ними всегда находились и полноценные боевые корабли специальной постройки. Самым крупным из них был эсминец <Сторожевой> водоизмещением около 350 тонн, имевший два 75-мм орудия и два торпедных аппарата, принимавший участие в боях на Онего в период с 1 июля по 15 октября 1919 года, а самыми малыми - несколько боевых катеров, чьи действия заслуживают особого внимания и отдельного рассказа.
    В начале мировой войны в составе воюющих флотов и речных флотилий многих стран появились боевые корабли нового класса: небольшие, маневренные и хорошо вооруженные катера, успешно решавшие целый комплекс задач морской войны. Вместо тяжелых и громоздких паровых машин на них ставились компактные и мощные двигатели внутреннего сгорания, что позволяло оснащать некоторые из таких корабликов противопульной броней. Поначалу их именовали малыми канонерскими лодками, патрульными, <посыльными> судами, иногда <истребителями>. Позднее появилось другое, закрепившееся название: <бронекатера>.
    Одной из первых броневые катера начала строить Россия... В 1916 году в Ревеле (Таллинн) судостроительная фирма <Беккер и Ко> получила заказ на 9 небольших бронированных канонерских лодок водоизмещением 24 тонны, с керосиновыми двигателями мощностью 150 л. с., скорость хода 12,5 узла (около 22 км в час), броней 5 - 6 мм, вооруженных двумя 76-мм пушками за щитами и двумя пулеметами в маленьких башнях. Заказ фирма выполнила в 1917 году, а в строй эти канонерки вступили уже после Октябрьской революции. В 1918 году четыре из них под номерами КЛ-1, КЛ-2, КЛ-5 и КЛ-9 входили в состав Селигеро-Волжской флотилии, потом их перевели в состав Волховско-Ильменской военной флотилии, где они получили звучные названия <Интернационал>, <Коммунист>, <Пролетарий> и <Спартак>, а 4 апреля 1919 года были зачислены в Онежскую флотилию, где стали называться сторожевыми судами № 1, 2, 3 и 4.
    Самой известной страницей их биографии стало участие в Видлицкой десантной операции, которую Онежская военная флотилия провела на Ладожском озере 27 июня 1919 года. В ходе высадки сторожевые суда № 1, 2 и 4 вели обстрел белофинских позиций, прикрывая транспорты с десантниками, а благодаря защищавшей их броне даже вступали в ближний бой с находившимся на берегу противником. В этой операции действия экипажей сторожевых судов и сами суда заслужили высокую оценку командования.
    Успех Видлицкого десанта, как известно, привел к фактическому прекращению боевых действий на Ладоге, что позволило оставить там лишь несколько сторожевиков. Остальные суда флотилии вернулись на Онего, где их уже поджидал весьма опасный противник, корабли Онежской флотилии белых. Начальником ее был капитан II ранга А.Д. Кира-Динжан - боевой офицер, в годы Первой мировой войны командовавший дивизионом балтийских сторожевиков. О том, что это был за человек и командир, можно судить хотя бы по тому, что в 1919 году Кира-Динжан стал единственным офицером Северной армии белых, удостоенным ордена св. Георгия. Белогвардейская флотилия была немногочисленной (примерно полтора десятка различных судов), но ее главную силу составлял отряд катеров-истребителей, к которым красным военморам пришлось отнестись с должным уважением.
    В 1916 году американская фирма <Гринпорт бэзин энд Констракшн компани>, выполняя заказ русского Военного ведомства, построила и отправила в Россию три десятка сторожевиков-истребителей. Бронирования они не имели, но были хорошо вооружены (две пушки 47 и 37 мм, два пулемета), а главное, обладали высокой скоростью до 24 узлов (44 км в час). Практически все они были отправлены на Черное море, где заслужили весьма лестные отзывы, и в конце 1916 года фирма <Гринпорт> получила заказ еще на 8 катеров такого типа. Как потребовал заказчик, водоизмещение истребителей было увеличено с 14,5 до 25 тонн, мощность двигателей возросла с 525 до 1080 л. с., а скорость - до 30 узлов (около 55 км в час). Было усилено и вооружение: по имеющимся данным, оно состояло из двух скорострельных пушек калибра 47 или 57 мм и трех пулеметов.
    В ноябре 1917 года 5 поставленных истребителей прибыли на судах из Америки в Архангельск (судьба остальных трех остается неизвестной), а в марте 1919 года четыре из них были причислены к Онежской флотилии белых под названиями <Безжалостный>, <Безрассудный>, <Беззаветный> и <Бурный>. В конце июня их по железной дороге доставили в Медвежью Гору (ныне Медвежьегорск), где была создана база флотилии. К тому времени там уже действовало <Передовое крыло> британской военно-морской авиации, в составе которого числилось несколько поплавковых бипланов <Фэйри> и <Шорт>, летавших на разведку и бомбивших позиции красных, железнодорожные мосты, гавань, военные объекты и городские кварталы Петрозаводска.
    В июле 1919 года катера-истребители кавторанга Кира-Динжана перебазировались в Шуньгу, а 3 августа в Заонежском заливе, в районе Мегострова, состоялся бой, который показал, как могли бы разворачиваться события, имей белые побольше сил и желания вести эту войну. Находившиеся в дозоре корабли красных - две канонерки (КЛ № 2 и КЛ № 6) и сторожевое судно № 3 (бронекатер) - сначала были атакованы английскими гидропланами и, чтобы отбить налет, рассредоточились. Вскоре появились три истребителя белогвардейцев и напали на шедшие узким фарватером корабли красных, которые оказались в тяжелом положении: их атаковали с воды и с воздуха, им было трудно маневрировать, а главное, по ряду причин они не могли использовать все свои пушки. В ходе боя сторожевое судно № 3 получило пробоину и было вынуждено выброситься на берег. На КЛ № 2 из строя выбыла почти половина команды, был ранен командир А.Я. Пуга, замолчало единственное 75-мм орудие. Затем канонерка выбросилась на мель, а остатки экипажа добрались до берега вплавь. Канонерка № 6, потеряв около трети команды и расстреляв почти весь боезапас, смогла уйти; преследовать ее белые, видимо, тоже оставшиеся без снарядов, не стали.
    Во всех деталях ход этого боя восстановить сложно, но можно предположить, что в нем отчетливо проявилось превосходство белогвардейских катеров в скорости хода, маневренности и скорострельности. Калибр пушек красных канлодок и противопульная броня сторожевого судна № 3 не имели особого значения: по всей видимости, белые расстреляли их с небольшой дистанции.
    Победа, одержанная в бою у Мегострова, была для белогвардейцев первой и, как выяснилось, последней. Корабли красных по-прежнему контролировали значительную часть Онежского озера и высаживали десанты в глубоком тылу противника, чему катера белых не могли помешать. Финальную точку в деятельности обеих флотилий поставила зима. Командование красных отвело свои сторожевики и канонерки в Петрозаводск, а белым в условиях начавшегося развала их фронта пришлось спешно грузить истребители на железнодорожные платформы и отправлять далеко на север. Когда 13 марта 1920 года наступающие советские войска вошли в Мурманск, там их в целости и сохранности ожидали все четыре катера бывшей белой Онежской флотилии. Под номерами М7, М15, М16 и М17 их сначала ввели в состав Морских сил Северного моря, а позднее отправили по железной дороге на Азовское море, где красная флотилия противостояла флотилии Врангеля.
    Что касается бронекатеров красной Онежской флотилии, то пока точно известна судьба лишь одного из них - сторожевого судна № 1. Боевая служба его оказалась долгой. В 20 - 30-х годах корабль ходил по Ладоге, Сыр-Дарье, Днепру и Амуру. В 1940 году его (носящего тогда название бронекатер № 71) уже сдали для разборки на металл, но в октябре тяжелого 1941 года вновь возвратили в корабельный состав. В августе 1945 года славный бронекатер-ветеран принял участие в войне с Японией в составе Амурской военной флотилии.

Сергей ТИТОВ, научный сотрудник КГКМ



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003