Учитель Карелии
Память
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Подвижник созидания

В Карелии и за ее пределами хорошо известны имя и многогранная деятельность А.Н. Бритвихина, кандидата педагогических наук, профессора, заслуженного учителя школы КАССР, заслуженного учителя школы РСФСР, почетного гражданина г. Петрозаводска, 24 года возглавлявшего Карельский педагогический институт (университет). Анатолий Николаевич Бритвихин занял достойное место в плеяде видных организаторов народного образования в нашей республике.
    10 мая текущего года Анатолию Николаевичу исполнилось бы 80 лет. За время, прошедшее со дня его ухода из жизни, четко высветилось главное в судьбе этого незаурядного человека, неутомимого труженика на ниве народного просвещения.
    В республиканской печати публиковались в основном материалы о работе Анатолия Николаевича Бритвихина как ректора КГПУ. Значительно меньше известно о его профессиональной и общественной деятельности в допедвузовский период. Я встречался с Анатолием Николаевичем и в этот период по долгу службы школьного инспектора Министерства просвещения Карельской АССР. Из своих наблюдений и воспоминаний я отбираю для газетной статьи то, что произвело на меня большое впечатление и устанавливает естественную связь, на мой взгляд, между двумя периодами в профессиональной судьбе педагога, ученого и талантливого руководителя А.Н. Бритвихина.
    Уроженец деревни Ольсеево Полубовского сельсовета Каргопольского района Архангельской области, А.Н. Бритвихин после окончания средней школы в Каргополе поступил в Карело-Финский учительский институт, успешно окончил его и прочно связал свою судьбу с Карелией. Анатолий Николаевич освоил все образовательные ступеньки: от рядового учителя истории и директора сельской семилетки до руководителя вуза, готовящего учителей. Движение по профессионально-служебным ступенькам, как известно, иногда бывает легким порханием везунчиков. На долю Анатолия Николаевича выпал почетный, но драматически трудный удел - участвовать в роли учителя и руководителя педагогических коллективов разных уровней в просвещенских процессах исторического значения: в завершении обязательного всеобщего 7-летнего обучения (Святнаволокская 7-летняя школа, 1948 - 1952 гг.), в осуществлении всеобщего обязательного среднего образования (средняя школа в п. Харлу, 1952 - 1961 гг.; сортавальская школа-интернат № 2, 1961 - 1966 гг.). Школа-интернат № 1 была открыта в Петрозаводске (директор К.К. Завьялов). Кто трудился в просвещении в те годы, знают, сколько сил вложено учителями, руководителями школ и органами народного образования в претворение в жизнь упомянутых исторических всеобучей.
    Всеобщее среднее образование на рубеже 50-х - 60-х годов предусматривало политехнизацию обучения. Ответственным итогом политехнизации было освоение старшеклассниками рабочих специальностей. Дважды в эти годы я бывал в средней школе поселка Харлу. Анатолий Николаевич рассказывал о проблемах и трудностях политехнизации и, помнится, ни словом не обмолвился о деньгах. Основную заботу о материально-техническом оснащении политехнизации взял на себя коллектив Харлуского бумагоделательного комбината. Такое было время. Проблемы школы становились проблемами общенародными. Это не отменяло нараставших трудностей и проблем, однако соборный характер их решения удваивал силы педколлективов, вдохновлял открывающейся перспективой: на глазах рождались образованный рабочий класс и самая читающая страна в мире.
    В п. Харлу Анатолий Николаевич принял школу-восьмилетку. Через два года она выросла в полную среднюю школу с творчески работавшим коллективом. Жизнь в школе ежегодно обновлялась, прирастала интересными начинаниями. Двухсменные занятия дополнились вечерними занятиями по интересам. Их вели родители-умельцы. Многие ребята с увлечением занимались в кружках (танцевальном, автомобильном, драматическом). Заботливыми руками преподавателя биологии Зинаиды Степановны Бритвихиной и ученического актива был создан прекрасный пришкольный участок с двумя теплицами. Выпускники школы основали традицию - на память о себе высаживать саженцы липы. Так выросла липовая аллея. Выпускница пединститута Марина Шепеленко, вспоминая о работе в этой школе, писала: <Школа в небольшом поселке Харлу напоминает мне старинную дворянскую усадьбу>.
    Всегда уравновешенный и спокойный, Анатолий Николаевич Бритвихин по сути своей был человеком беспокойным, не умел и не мог просто поддерживать на плаву порученное ему дело. Его призванием стало созидание и творчество. История рождения и рост средней школы в п. Харлу - это, в сущности, миниатюра происходившего в последующие годы и в Сортавальской школе-интернате, и позже в Карельском пединституте.
    Школы-интернаты в свое время, как мы помним, поставили перед педагогическими коллективами и их руководителями много сложных вопросов, на которые не было готовых ответов. Анатолий Николаевич, по моему глубокому убеждению, принял на себя руководство новым типом учебно-образовательного учреждения в Сортавале не в последнюю очередь и потому, что перед ним открывалась заманчивая перспектива для самореализации и творческих поисков. В школах-интернатах нельзя было ограничивать работу занятиями по учебному расписанию. Учителям и руководителям в них надо было в полном смысле жить, общаться со школьниками, как со своими детьми. Анатолий Николаевич изначально был подготовленным к этому в силу присущих ему личных качеств и способностей.
    Еще в средней школе поселка Харлу я замечал: среди своих коллег и учеников Анатолий Николаевич держался естественно и просто. Не представительствовал, не директорствовал. Человеку со стороны трудно было опознать в нем руководителя. Не в пример иным ретивым администраторам он не мог, к примеру, выйти из своего кабинета по своим делам и стремительно направиться к выходу так, что за ним возникал бы административный ветерок, заставлявший одних оглянуться, других посторониться, третьих предупреждал: <Начальство идет!> Анатолий Николаевич обладал настоящим даром человеческого общения, тянулся к людям, а люди - к нему. Зинаида Степановна, вдова Анатолия Николаевича, вспоминает: <Он и дома вел себя, как на работе. К нему приходили, звонили по телефону по служебным делам в разное время. Он не обижался. Говорил: <Людей надо уважать>. Он произносил эти слова не в назидание кому-то, а как первую заповедь для себя>.
    Доступность и открытость Анатолия Николаевича, его простонародный и оттого особенно привлекательный демократизм, наверное, послужили причиной, по которой при его назначении на должность ректора пединститута, что скрывать, многие к нему долго присматривались, взвешивая все за и против. Это при том, что ко времени назначения на должность ректора Анатолий Николаевич в пединституте прошел путь от ассистента кафедры педагогики, старшего преподавателя и зав. кафедрой до проректора по учебной работе. Не всем было известно, что за плечами у нового ректора был 18-летний опыт руководства школьными педагогическими коллективами в условиях двух исторических всеобучей.
    Универсально подготовленный для должности ректора, Анатолий Николаевич Бритвихин принял и успешно завершил руководство начавшимся процессом преобразования регионального вуза в современное высшее учебное заведение с соответствующим кадровым составом, материальной, учебно-научной базой, функциями и связями с отечественными и зарубежными научными учреждениями.
    Обремененный обилием учебно-научных, хозяйственно-административных и прочих забот, Анатолий Николаевич находил время для организации личной жизни. Он был замечательным семьянином, его любили дети, в нем души не чаяли внуки, а он в них. По признанию родителей, в чем-то внуки доверялись и открывались своему дедушке охотнее и полнее, чем собственным родителям.
    В камне памятника Анатолию Николаевичу на месте его упокоения выбиты слова, служившие ему девизом в жизни: <Главное в жизни - делать людям добро, пусть маленькое, но добро>. Люди высоко ценили непоказную доброту Анатолия Николаевича. В 2001 году государственный педагогический университет отмечал свой 70-летний юбилей. Анатолий Николаевич тогда работал профессором кафедры психологии и дошкольной педагогики. Когда в почетный президиум торжественного собрания коллектива пригласили Анатолия Николаевича Бритвихина, уже бывшего ректора, зал встал и продолжительными аплодисментами приветствовал его появление в президиуме.
    Хорошо вспоминать о таких людях. На душе делается теплее, и хочется верить во все лучшее в этом мире.

Владимир КРЫЛОВ, профессор кафедры литературы КГПУ



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003