Военный ВЕСТНИК
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Броневые катера Онежской флотилии (1941 - 1944)

Поздно вечером 26 июня 1942 года два бронекатера, покинув место стоянки в устье реки Вытегры, вышли в озеро и взяли курс на занятый финнами берег в районе деревни Щелейки. Перед катерниками была поставлена задача: провести разведку боем и выявить места расположения вражеских береговых батарей. Появление противника не осталось для финнов незамеченным, но поначалу они, приняв гул катерных моторов за авианалет, осветили небо прожекторами и открыли зенитный огонь. Лишь через несколько минут, когда с озера с дистанции не более 1200 метров, на берег полетели снаряды, враг понял свою оплошность и обрушил на катера всю мощь батарей. Перестрелка длилась недолго. Маневрируя среди близких разрывов и прикрываясь дымовой завесой, оба бронекатера благополучно вышли из-под обстрела и к утру вернулись к месту стоянки. Задание командования было выполнено. Первый боевой поход дивизиона бронекатеров Онежского отряда кораблей (ООК) (в 1943 - 1944 годах - Онежской военной флотилии) завершился успешно.
    Летом и в начале осени 1941 года, когда происходило создание Онежской военной флотилии, ее главную ударную силу составляли канонерские лодки, переоборудованные из буксиров и пароходов Онежского пароходства. Вступив в бой в сентябре, они сыграли определенную роль в стабилизации фронта на Свири, однако было ясно, что эти тихоходные корабли не в состоянии решить тот круг задач, который ставился перед флотилией. Поэтому уже осенью 1941 года были приняты меры по ее усилению.
    В середине октября в состав Онежской флотилии были зачислены 5 новых, только что построенных бронекатеров. Правда, повоевать они тогда не успели. Приближалась зима, и их отправили на зимовку в Пермь. Позднее было получено еще 5 бронекатеров, а в итоге на 1 июля 1942 года в созданном на месте расформированной Онежской военной флотилии Онежском отряде кораблей числился дивизион из 10 бронированных катеров.
    Надо заметить, что в этот момент на Онего имелись бронекатера всех применявшихся в советском флоте типов. В одном отряде состояли 6 малых катеров проекта 1125 с одной пушкой в танковой башне, другой включал в себя 4 больших катера проекта 1124 с двумя пушками, размещенными либо в танковых башнях, либо открыто на тумбах (так называемые бронекатера ПВО с 76,2-мм зенитками Лендера образца 1915 года).
    В таком составе дивизион действовал недолго. В августе 1942 года, когда резко ухудшилось положение советских войск на Сталинградском направлении, три больших и два малых бронекатера были выведены из состава ООК и переданы в Волжскую военную флотилию. По этой причине навигацию 1942 года дивизион онежских бронекатеров завершал в своем половинном составе (один большой и четыре малых катера). Правда, в дальнейшем положение было восстановлено. От промышленности были получены еще 5 кораблей, так что на 10 июля 1944 года, когда началось расформирование Онежской военной флотилии, в составе дивизиона бронекатеров, ставшего 1-м Петрозаводским, снова числилось 10 кораблей.
    Наиболее мощными из них были двухбашенные (большие) бронекатера проекта 1124. Первый из них был построен в Зеленодольске на Волге и вступил в строй 6 октября 1941 года. Его особенностью было вооружение, состоявшее из двух 76-мм пушек Л-10, размещенных в башнях танка Т-28 (таких кораблей было выпущено очень мало). На Онего он действовал всю войну под разными обозначениями: сначала № 62 (или Б-62), с 30.04.42 - № 12, с 26.11.43 - № 210 и с 08.03.44 - БК-210.
    20 ноября 1943 года в состав Онежской флотилии вошли еще два бронекатера проекта 1124 № 211 и № 212 (с 08.03.44 - БК-211 и БК-212). Они были построены по упрощенной технологии военного времени, но с усиленным вооружением. Вместо пушек Л-10 на них были установлены пушки Ф-34: у одного - в башнях танка Т-34 образца 1941 года, а у другого - в шестигранных башнях танка Т-34 образца 1942 года (так называемых гайках). Такое вооружение имело ряд преимуществ: во-первых, пушка Ф-34 в сравнении с Л-10, обладала большей мощностью, во-вторых, башни Т-34 имели лучшее бронирование, а в-третьих, размещенное в такой башне орудие обладало большим углом возвышения (300 против 230). Для бронекатера, которому нередко приходилось вести огонь по целям, расположенным на возвышенных берегах, это имело немалое значение, так как уменьшались <мертвые зоны> и возрастала дальность стрельбы.
    10 октября 1941 года в состав Онежской военной флотилии были зачислены четыре бронекатера проекта 1125: № 35 (с 30.04.42 - № 41, с 08.03.44 - БК-206), № 63 (с 30.04.42 - № 42, с 08.03.44 - БК-203), № 64 (с 30.04.42 № 21, с 08.03.44 - БК-204) и № 65 (с 30.04.42 - № 22, с 08.03.44 - БК-205). Эти корабли относились к разряду малых бронекатеров. Их водоизмещение достигало 26,5 тонны (против 52 тонн у проекта 1124), они были чуть поменьше в размерах, имели меньшую осадку (0,5 против 0,9 метра), меньшую скорость, а главное - их артиллерия включала в себя не два, а одно 76-мм орудие в башне танка Т-34 образца 1941 года. В 1942 - 1943 годах именно эти бронекатера (вместе с большим БК № 12/210), действуя на основной части акватории озера, составляли главную ударную силу Онежской военной флотилии.
    В последнюю военную навигацию корабельный состав флотилии пополнился еще тремя БК проекта 1125. 20 ноября 1943 года вступил в строй бронекатер № 202 (с 08.03.44 - БК-202) и 29 мая 1944 года - бронекатер БК-201. Наконец 4 июля 1944 года был получен БК-200, но он участия в боевых действиях на Онежском озере принять уже не успел, так как свой последний победный поход на освобождение Петрозаводска корабли флотилии совершили еще 27 - 28 июня.
    Говоря о бронекатерах проекта 1125, нельзя не вспомнить один малоизвестный факт: 23 августа 1941 года во время боя в Выборгском заливе огнем финской артиллерии был поврежден балтийский бронекатер № 215. Повреждения оказались серьезными, и катер был подорван экипажем. Чуть позже финны обнаружили его и отправили на судоремонтный завод, где катер был восстановлен и даже модернизирован. Судя по всему 76-мм пушка Л-10 осталась на месте, но в малые башенки были поставлены финские пулеметы, а главное - добавились два торпедных аппарата (или один двухтрубный) для стрельбы 450-мм торпедами. После этого катер был переклассифицирован в сторожевик и получил обозначение VTV-1. В июне 1942 года после недолгой службы в Финском заливе он был отправлен на Онежское озеро, чтобы усилить созданную там флотилию. Никаких особых подвигов, как известно, эта флотилия не совершила, и в июне 1944 года, отступая, финны взорвали свои корабли. Но VTV-1 был сохранен и отправлен в Финляндию. Однако при подписании перемирия советская сторона потребовала его возвращения, и в конце 1944 года под обозначением БК-215 катер снова вошел в состав Балтийского флота.
    Служба на бронекатерах была делом нелегким, но служили на них отважные люди, хорошо знавшие свою технику и всегда готовые прийти на помощь друг другу. Бронекатера имели хорошие скорость, броню и мощное вооружение, однако средства связи были несовершенными, а из всего навигационного оборудования имелся только примитивный шлюпочный компас. К тому же изначально эти плоскодонные кораблики проектировались только для действий на реках, при волне до трех баллов, но Онего - это не река, здесь нередки шторма и до 6 - 7 баллов. В такие моменты волна становилась врагом для катера более опасным, чем финские береговые батареи. От нее нельзя было увернуться или укрыться за дымзавесой, она настигала, захлестывала и опрокидывала на борт, от ее ударов в корпусах появлялись трещины и даже пробоины, и бывало, что катера возвращались на базу в полузатопленном состоянии. Большую беду сулила и встреча с плавающими в озере бревнами, столкновения с ними также приводили к трещинам и вмятинам. Но главное - удар мог вызвать повреждение гребного винта, в таком случае резко падала скорость хода, и в штормовом озере катер превращался в беспомощную игрушку для волн.
    Тем не менее бронекатера, по всеобщему мнению, самые удачные корабли советских речных и озерных флотилий периода Великой Отечественной войны, совершали походы в любое время суток и в любую погоду. В течение всей войны советская флотилия господствовала на Онежском озере, в чем, несомненно, была немалая заслуга ее бронекатеров. Обладая хорошей скоростью и маневренностью, они совершали набеговые операции, организовывали засады, наносили удары по финским позициям и вели бои с береговыми батареями противника (порой с дистанции 1 - 1,5 км). Имея столкновения с финскими кораблями, бронекатера, хоть и не потопили ни один из них, серьезно ограничили деятельность вражеской флотилии, прижали ее к берегу и не позволили выйти в открытое озеро. Очень часто их использовали для доставки на вражеский берег разведывательных групп, отрядов партизан и армейских разведчиков-диверсантов.
    Опыт всех этих действий особенно пригодился в июне 1944 года во время боев на Свири. В день, когда началась переправа советских войск, бронекатера вошли в реку и били прямой наводкой по артиллерийским позициям и построенным на берегу дотам и дзотам противника. После того как оборона финнов была прорвана, бронекатера приняли участие в переброске людей и техники. Для этого их сцепляли попарно, а сверху поперек палуб устанавливали деревянный настил, позволявший перевозить не только солдат, но и пушки, лошадей с повозками и даже автомобили.
    26 июня 1944 года экипажи БК-202 (малого) и БК-212 (большого) вместе со сторожевиком СКА № 663 осуществили дерзкую операцию по высадке Лахтинского десанта (в районе Шелтозера). Средь бела дня, усыпив бдительность финнов, они без потерь высадили на пристань роту автоматчиков и обеспечили артиллерийскую поддержку ее действий, что во многом способствовало успеху всего боя.
    27 июня 1944 года бронекатера в составе основных сил флотилии выступили в свой последний боевой поход на Онежском озере. На рассвете следующего дня они первыми высадили десантников в Уйской губе, а к полудню 28 июня уже швартовались у пристани освобожденного Петрозаводска. 29 июня 1944 года приказом Верховного Главнокомандующего дивизиону бронекатеров Онежской военной флотилии было присвоено название <Петрозаводский>. 10 июля 1944 года после расформирования Онежской военной флотилии 1-й Петрозаводский дивизион бронекатеров был включен в состав Балтийского флота и принял участие в завершающих боях с фашистами на Балтике.

Сергей ТИТОВ



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2003