КРУПНЫЙ ПЛАН
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Администратор с творческой душой

Рассказ о Мастере, который сумел <запрячь коня и трепетную лань>
    Нынешний год, богатый на юбилеи карельских зодчих, стал таковым и для архитекторов Антохиных - Татьяны Владимировны, отметившей свое 75-летие 18 июня, и Владимира Ивановича (1929 - 2003), которому 11 августа исполнилось бы 80. Они приехали в Петрозаводск дипломированными специалистами, и оба начали работу в <Карелпроекте> осенью 1958-го.
    Антохины - петрозаводская фамилия, выходцы из заонежской деревни Мягкая Сельга. Отец Владимира Иван Михайлович в предвоенные годы возглавлял некоторое время проектную контору наркомата коммунального хозяйства, впоследствии ставшую проектным институтом <Карелпроект>, работал председателем Зарецкого райисполкома, а после войны, в труднейшие для города времена, был заместителем председателя Петрозавод-ского горисполкома. Иван Михайлович Антохин, редкий замечательный человек, возник в <Скитальцах> Мейми Севандер, жестких и трагических воспоминаниях о судьбах североамериканских финнов в СССР, в той светлой части, где автор отдает дань памяти тем, с кем ей повезло в жизни.
    По материнской линии Владимир Антохин из кемских потомственных штурманов дальнего плавания, которые водили купеческие суда по северным морям. Именно эти корни чуть не увели будущего архитектора в мореходное училище после окончания восьмилетки. Но рано проявившиеся способности к рисунку и живописи и очень кстати открывшийся в Петрозаводске архитектурный техникум направили молодого человека в архитектуру, ставшую делом его жизни.
    Все, кто оканчивал Петрозаводский техникум в начале 1950-х и собирался продолжать образование в институте, обязательно отправлялись в Московский архитектурный. Так сделали и Вячеслав Орфинский, и Эдуард Андреев, и Николай Филин, и Владимир Антохин. Секрет прост - один из преподавателей, архитектор Фарид Рехмуков, сам выходец из МАРХИ, стал для своих учеников образцом для подражания во всем, включая и выбор вуза, который окончил в 1948 году.
    В <Карелпроекте> осенью 1958-го под руководством архитектора Галины Вороновой шла работа над завершением корпуса университета по проспекту Ленина. Борьба с архитектурными излишествами на государственном уровне поставила вне закона запроектированный ранее портик входа - акцент и центральный элемент всей композиции огромного здания. Молодой архитектор В. Антохин был <брошен на главную лестницу университета> - нужны были свежие идеи, свободные от классицистических требований к архитектуре. Один из трех вариантов оформления приняли к исполнению. Позже, в 1962 - 1965 годах, у В. Антохина была уже полностью авторская самостоятельная работа над второй и третьей очередями - реконструкцией и расширением здания ПетрГУ.
    Проектов, как у всех архитекторов, всегда было много - и по городу, и по республике. Но у каждого некоторые особые, которые становятся своего рода вехами на творческом пути. Такой вехой для В. Антохина стало проектирование широкоформатного кинотеатра на проспекте Карла Маркса в Петрозаводске.
    Теперь на этом месте стоит здание универмага <Карелия>, а до этого - типография, которая сгорела в 1957 году. В начале 1960-х, после принятия решения о строительстве на этом месте кинотеатра, в <Карелпроекте> среди архитекторов прошел конкурс, который выиграл Владимир Антохин с правом стать автором нового объекта и вести рабочее проектирование. Современнейший кинотеатр с очень актуальным тогда названием <Космос> был запроектирован образцово, но не осуществлен, так как другим решением - о строительстве здесь нового универмага - <Космос> отменили. Этот легендарный проект не сохранился, но очевидцы утверждают, что новый кинотеатр, решенный в стилистике модернизма, очень хорошо вписывался в сложившийся неоклассицистический ансамбль проспекта
    К. Маркса и во многом предвосхитил объемно-пространственное решение будущего универмага.
    Слабым отголоском этой несостоявшейся постройки стал проект кинотеатра, выполненный Антохиным для Олонца и осуществленный строительством в середине 1960-х.
    В эпоху почти тотальных привязок типовых проектов архитекторы находили отдушину в творческих конкурсах - своего рода профессиональных спорах-поединках, в которых часто рождалась та самая золотая истина, которую иначе как на бумаге невозможно доказать. Конкурсы на застройку важнейших участков города и генпланы поселков: городской парк культуры, здания горкома и горисполкома, поселок Коряжма Архангельской области, застройка площади Кирова - во многих из них Владимир и Татьяна Антохины участвовали вместе. Единомышленники и товарищи по профессии, всегда стоящие на одной творческой платформе, соавторы в проектной работе. Такие тандемы бывают довольно плодотворны, даже если работа, что по жизни случается чаще, совсем разная.
    В. Антохин, как все архитекторы, мечтал проектировать и строить. Но судьба распорядилась иначе, и пришлось большую часть жизни начиная с 1965 года в основном организовывать процессы проектирования, находясь на административной работе. Однако и здесь его творческая натура находила возможность проявлять себя в любимой работе. Так, будучи главным архитектором Петрозаводска, В. Антохин принял активное участие как член авторского коллектива <Ленгипрогора> в разработке генерального плана столицы Карелии в 1967 году. В середине 1960-х проектировал вместе со скульпторами
    Г. Шульцем, Г. Ланкиненом, В. Афанасьевым и архитектором Ю. Карма памятники А. Пушкину, А. Шотману, П. Анохину в Петрозаводске.
    В 1991-м в издательстве <Карелия> вышла уникальная книга под названием <Баня, банька, баенка>, собравшая под одной обложкой все, касающееся этого явления человеческих рук и ума. Часть книги - 130 страниц с картинками и схемами - написана Татьяной и Владимиром Антохиными: о том, как построить баню своими руками. И эта строительная часть по описанию важных мелочей, приемов и секретов выдает рукодельность авторов, говорит о том, что все это не переписано из книжек, а проверено на своем опыте.
    Главный архитектор Петрозаводска, директор проектного института <Карелгражданпроект>, председатель Госстроя КАССР и главный архитектор республики: Коллеги воспринимали его как администратора, и никто не подозревал, что в нем живет творец - активный, ищущий, тактичный к окружающей застройке, тонкий и понимающий. То, что у одних называется выходом на заслуженный отдых, у Антохина стало прорывом к большой творческой работе. Получив федеральную лицензию на самостоятельную архитектурную деятельность, он стал проектировать и строить, участвовать буквально во всех архитектурных конкурсах и почти во всех побеждать. Серии жилых домов и дачных коттеджей, комплексы Suomi talo и подворья Палеостровского монастыря в Петрозаводске, этнокультурный комплекс в Калевале, собор в Сегеже и дом специалистов музея <Кижи>... Антохин не работал на компьютере принципиально, подавал свои проектные разработки на бумажном носителе, поражая живописной манерой рисунков.
    Он очень изменился, сбросив с плеч вместе с административной должностью официальный костюм: отпустил бороду и стал похож на Виктора Гюго на знаменитом портрете, который и был однажды подарен ему коллегами на день рождения.
    Его мнения и мысли, оценки были интересны и нужны на градостроительных советах, при экспертизе проектов, на защитах дипломников-архитекторов в строительном техникуме...
    Самой последней его работой стала православная церковь на Ключевой, эскизный проект которой был одобрен коллегами за месяц до его внезапного ухода.
    А через год, к 75-летнему юбилею Владимира Ивановича, Татьяна Антохина устроила в зале Союза архитекторов выставку проектов, акварелей и рисунков мужа. И еще раз все были поражены легкостью, поэтичностью и воздушностью этих всплесков творческой души Владимира Антохина, заслуженного архитектора России.

Елена ИЦИКСОН, архитектор



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2009