СРЕТЕНЬЕ
Новости
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Едиными устами и единым сердцем

<Паломничество, - говорится в памятке Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря, - это приобщение к тысячелетней традиции духовной жизни Церкви, наиболее полно запечатленной в истории древних монастырей Святой Руси. Если паломничество совершается с покаянным чувством, с желанием духовного обновления, то пребывание в святой обители позволяет мирскому человеку вкусить хотя бы в малой мере благодатные плоды <иной> (отсюда <иночество>) жизни, посвященной Богу, ради которой созидались монастыри.
    Посещение монастырских богослужений является для паломника наградой за труды путешествия и великим духовным утешением, а пренебрежение оными кроме благословенной причины может сделать предпринятый подвиг потерявшим всякий смысл и надобность. Желательно, чтобы паломники за время пребывания в обители поговели и причастились Святых Христовых Таин:>
    Двухдневная поездка епархиальной паломнической службы <Северный паломник> в Важеозерский Спасо-Преображен-ский мужской монастырь на этот раз была сопряжена с двумя престольными праздниками обители: с великим двунадесятым праздником Преображения Господня, 19 августа (в народе его называют яблочным Спасом), и в день памяти свт. Митрофана Воронежского, 20 августа, - с престольным праздником Митрофаниевского скита, расположенного на противоположной стороне Важеозера.
    Ненастным выдалось утро светоносного праздника Преображения Господня. Ветер буквально рвал верхушки старых монастырских деревьев, хлестал дождем, подхватывал и кружил листья и придорожную пыль. Но ненастье не повлияло на приподнятое праздничное настроение монахов, местных прихожан и паломников, торжественно встречавших у монастырских врат Архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила, который возглавил в этот праздничный день Божественную литургию в деревянном Преображенском храме обители, освященном в конце XIX века святым Иоанном Крондштадским.
    В своей проповеди Владыка сказал, что жизнь православного христианина с древнейших времен озаряется Божественным сиянием и великой духовной радостью этого дня. Любя учеников, Господь зримо явил им сияние Своей божественной славы, дабы укрепить дух апостолов в предвидении поношений, истязаний и казни Сына Божия, свидетелями чего им также предстояло стать. Благодатная энергия жизни, которую излучает Творец, питает мир и способствует его преображению. И это единственная на свете сила, способная спасти личность вне зависимости от глубины ее падения. Однако сам человек: его злая воля, окаменелое нечувствие и поработивший его грех - может стать преградой между человеческим сердцем и стремящейся его наполнить энергией божественной благодати.
    В этот праздничный день богомольцы принесли в монастырский храм корзины, наполненные благоухающими плодами лета - яблоками, виноградом, сливами, которые после торжественной Божественной литургии освятил Архиепископ Мануил. Владыка поздравил насельников монастыря и богомольцев с престольным праздником обители и вручил архипастырские благословенные грамоты тем, кто постоянно помогает монастырю в восстановлении и благоукрашении его храмов, выразив благодарность попечителям древней обители.
    После праздничной монастырской трапезы петрозаводские паломницы получили послушание. Они занялись уборкой Преображенского храма и постарались, чтобы к вечернему богослужению он сиял чистотой. А во время вечерни почти все они исповедались, готовясь к наступающему престольному празднику Митрофаниевского скита. Согласно древней монашеской традиции вход женщинам на территорию скита не благословляется. И лишь 20 августа - день летней памяти святителя Митрофана Воронежского составляет исключение.
    История Митрофаниевского скита такова. Основал его в 1904 году настоятель Важеозерского монастыря игумен Митрофан (1889 - 1911 гг.), большой почитатель Воронежского святителя. В те далекие времена Олонецкий край был облюбован пустынножителями. Монахи уединялись в диких лесных чащах, чтобы суета мирская не заглушала их молитвенное устремление к Богу. Неведомые большинству людей в безмолвии оканчивали они свои дни, проводя жизнь в трудах и лишениях, в борьбе со страстями и искушениями от злых сил.
    Недолго просуществовала пустынь. Вскоре пожар 1914 года, а затем закружившийся вихрь революции прервали молитвенное уединение скитян на этом святом месте. Долгое время только лишь благоговейная память местного населения о стоявшем здесь храме являлась залогом будущего возрождения пустынной обители, начало которому было положено весной 2000 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви.
    На следующий день ранним утром петрозаводские паломницы вместе с монахами Важеозерской обители отправились в скит, расположенный в четырех километрах от обители на берегу живописного Важеозера. По старинной традиции шли они пешком по красивой лесной дороге, щедро залитой в этот день жарким летним солнцем. Никто не делал себе поблажек, даже пожилые и немощные женщины. За тяжесть своего пути все они были вознаграждены радостью евхаристического общения, которую разделили в небольшом скитском храме со множеством молящихся, причастившихся Святых Христовых Таин. После Божественной литургии, которая сопровождалась монашеским молитвенным пением старинного чина, вокруг храма был совершен Крестный ход.
    В настоящее время жизнь немногочисленной братии пустыни наполнена неусыпным молитвенным трудом и строительством деревянной церкви во имя святителя Митрофана Воронежского, которая уже украшена прекрасным иконостасом и иконами, написанными петрозаводским иконописцем Дмитрием Юдовым, но до полного завершения ее строительства еще далеко. Тем, кто посылает в скит записки с просьбой монашеских молитв о находящихся в скорбных обстоятельствах жизни и о загробной участи умерших, необходимо постоянно жертвенно помогать восстановлению этой святой обители.
    Праздник прошел, но в сердцах паломников, побывавших в эти дни в Важеозерском Спасо-Преображенском монастыре и Митрофаниевском скиту, надолго останутся тепло и радость молитвы, вознесенные к Богу едиными устами и единым сердцем.

Ольга АНДРЕЕВА



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2009