Творчество
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Отец карельской живописи

Выставка <У истоков...> своего рода старый семейный альбом, особенно оберегаемый и хранимый, который достают иногда по какому-то важному случаю. Посмотреть эту выставку то же самое, что полистать любимые с детства странички, что-то вспомнить, что-то открыть для себя заново и порадоваться этим новым открытиям. Но, скажем, драгоценные выдержанные вина не всякий может оценить. Так и эта выставка, на мой взгляд, будет интересна не всем, но тем, кто любит искусство живописи, кого интересует, как оно развивалось в нашем крае, кто небезразличен к судьбам художников, живших и творивших здесь. Для них эта камерная выставка приятный подарок.
    В экспозиции представлены работы Вениамина Николаевича Попова, жизнь которого с 1919 года была связана с Карелией. Он поселился в полюбившемся ему крае, прожил здесь всю свою жизнь и прах его упокоился на Зарецком кладбище Петрозаводска. Стоило ему появиться в столице Карелии, как вокруг него образовалась группа молодых людей, желающих учиться рисовать. Он обладал талантом не только живописца, но и педагогическим, талантом объединять вокруг себя творческих людей. В его студии изобразительного искусства учились ставшие известными в Ка-релии мастерами С. Юнтунен, И. Черных, М. Гильберт, К. Буторов, Е. Лаврененко.
    Вениамин Попов учился в Петербургской академии художеств, а также в мастерской самого Ильи Репина. Интересно, что благодаря Карельскому государственному краеведческому музею в экспозиции можно увидеть подлинный диплом, полученный художником по окончании академии. Кроме того, в экспозиции представлен этюдник художника, подаренный Генриеттой Борисовной Лаврененко, муж которой был учеником Вениамина Попова.
    Безусловно, выставку украшает портрет Попова кисти известного карельского художника Георгия Стронка, написанный в 1944 году за год до смерти Вениамина Николаевича. Когда знаешь художника в лицо, его произведения воспринимаются иначе. Так и в случае с этой экспозицией: возможность увидеть, как выглядел художник, каким он был, накладывает свой отпечаток на восприятие выставки в целом. Нет сомнения, что на портрете запечатлен человек глубокий, думающий, благородный: Особенно любопытно то, что тут же у портрета лежат некоторые вещи Вениамина Попова, в том числе и трость, с которой художник запечатлен на холсте Стронка. Это делает его образ еще более близким.
    На выставке представлены прекрасные живописные женские портреты. Ее куратор Серафима Полякова отмечает, что <в них есть композиционное мастерство, чувство цвета, некий аромат и стиль времени, характерный для многих женских портретов рубежа XIX - XX веков>. Среди нескольких очаровательных детских портретов, без сомнения, особенно удававшихся художнику, отметим <Девочку с собакой>, так как он появился в нашем музее совсем недавно. С помощью спонсоров его купили в семье Татьяны Обеловой и привезли из города Александрова.
    Кисти художника были подвластны разные жанры и материалы. Вызывает восхищение миниатюрный портрет жены, выполненный акварелью. Жанровые картины, карельский пейзаж, водопады: В них любовь и восхищение природой Севера. Ну а небольшая картина, на которой изображена жена художника на берегу озера, написанная Поповым в 1910 году, просто маленький шедевр. Сколько в ней света, солнца! От нее исходит энергия молодости, радостного, счастливого времени.
    Выставка продлится до 30 ноября.

Ирина ЛАРИОНОВА



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2009