Творчество
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

О чем говорят портреты

Три истории, связанные с работами художника Вениамина Попова и его современников
    В этом году классику карельского искусства, первому в Карелии народному художнику республики Вениамину Николаевичу Попову исполнилось бы 140 лет. К юбилейной дате Музей изобразительных искусств при участии Карельского государственного краеведческого музея подготовил выставку избранных произведений В.Н. Попова. Многие из них уже давно известны и любимы зрителями, другие показаны впервые. У каждой картины свои история, судьба и место в музее. Расскажу о трех из них.
    История первая
    О портрете кисти Георгия Стронка
    ...1944 год. Петрозаводск только что освобожден от оккупантов. В разрушенный войной город возвращаются жители и художники, те, кто жил и работал в Беломорске. Среди них Ирина Черных, Ксения Осипова, Константин Буторов - все ученики Вениамина Попова. Приехал и он сам. Дом, в котором до войны жил Попов (на ул. Комсомольской) разрушен, пропали все картины, остававшиеся в квартире.
    Вениамина Николаевича и его жену Наталью Антоновну приютил друг и коллега искусствовед В.М. Агапов. В его доме и писал портрет В. Попова в 1944 году Георгий Адамович Стронк. Тогда он выполнял обязанности председателя правления Союза художников Карелии. Телефона не было, машины тоже, ездил Стронк по многочисленным делам на велосипеде, отвлекаясь от работы над портретом, что вызывало недовольство Вениамина Николаевича. Позировал он очень ответственно, понимая сложность задачи, которая стояла перед Стронком. <Когда пишешь портрет, надо жить и дышать им, ни на что не отвлекаясь>, - говорил он Георгию Адамовичу. В результате их сотворчества - художника и модели - портрет получился удачным.
    Сейчас, спустя 65 лет, он заговорил, образ старого художника (Попову было тогда 75 лет) как бы ожил, приблизился к современным зрителям благодаря тому, что рядом с портретом в витрине экспонировались личные вещи Вениамина Николаевича (инкрустированная трость, трубка в виде головы Мефистофеля - те, что изображены в портрете, старинные карманные часы швейцарской фирмы, термометр в металлическом футляре). Эти предметы прислали в краеведческий музей из Латвии в 1970-е годы родственники жены Попова Натальи Антоновны.
    Есть в составе юбилейной выставки и другие, неожиданные даже для ее устроителей, экспонаты: этюд В. Попова <Осенние вишни> и принадлежащий ему этюдник. Еще до войны Вениамин Николаевич подарил их юному ученику и другу Евгению Лавриненко. Все эти годы они бережно хранились в его семье. После смерти Евгения Степановича его жена Генриетта Борисовна Лавриненко передала живописный этюд и этюдник нашему музею и сделала это в день открытия выставки В.Н. Попова.
    История вторая
    Портрет смолянки
    Это произведение поступило в фонды Музея изобразительных искусств в начале 1960-х годов. Имя дамы, изображенной на холсте, ее биография не были известны. Но случилось неожиданное: одна из жительниц Мурманска, будучи в Петрозаводске, зашла в музей на площади Кирова, увидела портрет и узнала в изображенной на нем женщине свою бабушку Ксению Валентиновну Шевелеву (по мужу Петцель). Она рассказала о том, что помнила с детских лет.
    Героиня портрета В. Попова происходила из дворянского рода Шевелевых, окончила Институт благородных девиц (Смольный), потом всю жизнь преподавала в разных учебных заведениях Ленинграда, пережила в нем блокаду и скончалась в этом же городе в 1961 году. Татьяна Владимировна Гришенкова (так звали внучку) вспомнила, что последний раз видела портрет своей бабушки в ее ленинградской квартире в доме 33 по Зоологическому переулку.
    Так неожиданно для нас открылись имя и судьба модели портрета, написанного Поповым в Петрограде в 1916 году. Дама с собакой - сюжет весьма популярный в русской портретной живописи рубежа XIX - ХХ веков. Дань ему отдал и художник Вениамин Попов.
    История третья
    Девочка с собакой
    В 2001 году из города Александрова, что под Москвой, в Музей изобразительных искусств РК пришло сообщение о том, что в одной из частных коллекций в Александрове есть картина В.Н. Попова, ее владельцы могли бы с ней расстаться, но только в пользу карельского музея, в котором имеются произведения этого художника. Предложению обрадовались. Но сразу встал вопрос: где найти необходимые для приобретения картины средства? Обратились к спонсорам. Покупку финансировали члены клуба <Друзья музея> М.Г. Здор и А.С. Калинов. Картину привезли в Петрозаводск, состоялась ее презентация. Так <Девочка с собакой>, поступившая от Т.Б. Обеловой, нашла свое место в постоянной экспозиции карельского искусства, а в эти дни - на юбилейной выставке В.Н. Попова.

Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2009