Культура
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Путь к успеху

Этого события ждали, но все-таки волновались: а вдруг что-нибудь изменится? 8 декабря на факс Музыкального театра Карелии пришло официальное сообщение о том, что балет <Ромео и Джульетта> в постановке Кирилла Симонова стал одним из номинантов национальной театральной премии <Золотая маска>. Среди соискателей также сам режиссер-постановщик, исполнительница партии Джульетты Алевтина Мухортикова и исполнитель роли Меркуцио Владимир Варнава. <Ромео и Джульетта> - первый балет, поставленный на сцене Музыкального театра после его недавнего открытия. И ставки, и риск были очень высоки - на ремонт и техническое оснащение театра, подбор и подготовку труппы ушло немало сил и средств. О наградах и премиях тогда никто не думал. Главное, что спектакль по достоинству оценила публика. Начало оказалось удачным. О том, как добиваются успеха, мы беседуем с директором Музыкального театра РК Еленой ЛАРИОНОВОЙ.
    - Елена Геннадьевна, из чего сложился успех <Ромео и Джульетты>?
    - Я думаю, его слагаемые - талант и труд. Безусловно, талантливая постановочная группа: художественный руководитель балета Кирилл Симонов, художник-постановщик Эмиль Капелюш, дирижер-постановщик Сергей Иньков; вечная музыка Сергея Прокофьева, к которой обращаются вновь и вновь; сюжет трагедии Шекспира всем известен с детства и, наконец, талант и трудолюбие труппы. Много сил, в том числе и душевных, было вложено в эту работу. Спектакль рождался очень непросто: сцены, мастерских не было. Была долгая и кропотливая работа нескольких месяцев, в которой принимали участие не только артисты, художественное руководство, но и весь театр. Пришлось решить очень непростые технические задачи, для того чтобы зрители увидели на сцене то, что они видят. Все секреты раскрывать не будем. Самое главное для нас то, что постановка оказалась удачной, снискала любовь публики и уважение театральных критиков. И ремонт, и все те усилия, которые были потрачены на создание нового театра, новой балетной труппы, оказались оправданы.
    - Балетная труппа Музыкального театра Карелии самая молодая в России. Случайно или закономерно то, что она получила высокое признание?
    - Кирилл Симонов - художественный руководитель балета - очень целеустремленный человек. Он знает, чего хочет, для чего собрал такую труппу. Каждый человек, который в ней появлялся, не случаен. Конечно, с помощью и в содружестве именно с этой труппой он может реализовывать все свои самые дерзкие замыслы.
    - Номинация на <Золотую маску> - это цель или средство?
    - Целью это быть не может. Это не результат, а в первую очередь процесс. Приятно, что спектакли, которые любят зрители, находят признание театрального сообщества. Для любого профессионала это очень важно и говорит о том, что он находится в поиске, и поиск этот успешен. Безусловно, мы счастливы тем, что попали в обойму фестивальных спектаклей <Золотой маски>, поскольку туда отбирается все самое лучшее, все самое интересное, что во всех российских театрах поставлено и показано в последний театральный сезон.
    - Что это даст самому театру?
    - Я думаю, это еще одно подтверждение того, что мы на правильном пути. Говорить о каких-то материальных благах не приходится. <Золотая маска> и не предполагает никаких бонусов. Это высшая театральная премия Российской Федерации, и присуждается она при участии и поддержке Министерства культуры РФ. Это часть государственной культурной политики. С такой точки зрения нам, безусловно, приятно сознавать, что мы соответствуем тем высоким требованиям, которые предъявляются к ее соискателям. Спектакли, которые попадают на <Золотую маску> и становятся номинантами (пусть не факт, что они станут лауреатами), отличают новаторство и бесконечный поиск - поиск форм, новых театральных возможностей. Именно эти критерии и волнуют экспертный совет <Золотой маски>. Мы окажемся в очень приятной для себя компании. Бессменные участники <Золотой маски> - Большой и Мариинский, Новосибирский, Пермский театры, которые снискали себе славу лидеров в музыкальном сообществе. И вот сейчас нас причислили к этой когорте.
    - Есть ли у наших номинантов шанс стать лауреатами?
    - Не будем загадывать. В любом случае это всегда немножко игра.
    - Насколько сложно заявить свой театр в национальном кон-курсе?
    - Никаких усилий не требуется кроме одного - достойного спектакля. Это очень ответственно, психологически трудно. У нас есть возможность предъявить свой спектакль Москве и целой стране. Потом об этом будут говорить, об этом будут писать. Огромное количество зарубежных критиков посещает спектакли <Золотой маски>. Могу с уверенностью сказать, что многие зарубежные гастроли Петрозаводского театра кукол случились после того, как его спектакль был показан на <Золотой маске>. (С 2002 по март 2009 года Е. Ларионова была директором Петрозаводского государственного театра кукол, актриса которого Любовь Бирюкова в 2007 году стала лауреатом премии <Золотая маска> в номинации <Куклы - работа актера> за роль в спектакле <Золоченые лбы>. - Прим. автора.) Это очень большой фестиваль, имеющий сложную структуру, и одна из его задач - привлечение зарубежных зрителей и зарубежных продюсеров.
    P.S. Шестнадцатый фестиваль <Золотая маска> пройдет в Москве весной будущего года. Церемония вручения главной национальной театральной премии состоится 16 апреля в Московском Гостином дворе.

Татьяна ЧАПЛЫГИНА



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2009