УЧИТЕЛЬ КАРЕЛИИ
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Новое образование: каким ему быть

18 февраля отмечает свой юбилей Александр Михайлович Федоров, проректор по научной работе Карельской государственной педагогической академии, почетный работник высшего профессионального образования России. В канун праздника он ответил на вопросы журналиста Елены СЕРОВОЙ.
    - Александр Михайлович, большая часть вашей жизни отдана служению образованию. В настоящее время много говорят о необходимости нового этапа модернизации образования. Как вы оцениваете предыдущие реформы?
    - Действительно, в настоящее время активно дискутируются вопросы, какой быть нашей новой школе, каким должен быть учитель для этой школы.
    Анализируя итоги предыдущих реформ, важно отметить, что они не прошли бесследно для российского образования. Первая реформа постсоветского периода имела системный характер и была наиболее действенной и результативной. И не только в 90-е годы ушедшего столетия, но и, пожалуй, за весь ХХ век. Нам всем удалось деидеологизировать и деполитизировать систему образования, в школу пришли новые педагогические ценности гуманизма, все это соответствовало целям реформирования российской школы, основанным на идеалах демократии. Либеральная по существу данная реформа, идеологом которой был известный российский ученый А.С. Асмолов, дала ребенку, его родителям право выбора образовательного маршрута, педагогам - свободно выбирать учебники, программы, повсеместное распространение получили авторские системы обучения и воспитания. Мы спешили к телевизору, чтобы посмотреть выступления наших педагогов-новаторов Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова, на их примере оттачивали свое профессиональное мастерство. Очень важно заметить, что идеология обновления российской школы в начале 90-х годов поддерживалась абсолютным большинством педагогов, родителей, учащихся. Приятно отметить, что качественное образование в Республике Карелия являлось для многих коллег из других регионов примером. Именно здесь впервые в России появились службы психологического и социально-педагогического сопровождения образования. Была создана уникальная система дополнительного образования детей и подростков. Каждая школа стремилась (и многим это успешно удалось!) приобрести свой облик, стать авторитетной в своем местном сообществе. Получило поддержку движение <Школа - хранительница села>, стремительно развивалась информатизация образования. Карельские педагоги ежегодно становились лауреатами и дипломантами конкурса <Учитель года России>.
    Но у данной реформы был один существенный недостаток: явно недооценивалась роль административно-управленческого ресурса в модернизации школы.
    Попытка осмыслить эти уроки была предпринята уже в конце 90-х годов. Мы стали делать акцент на необходимости гармонизации отношений между государством и обществом в управлении школы. В это время мы активно обсуждали, каким быть государственно-общественному управлению образованием. Но если первый этап реформирования шел снизу, был абсолютно поддержан педагогическим сообществом, которое становилось творцом новых преобразований, то второй этап реформы уже жестко контролировался государственными органами управления образованием. Так появились административные регламенты, на которые опиралась система качества любого образовательного учреждения, были введены технократические по своей сути процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений. А какой выдержки требовало от учителя прохождение аттестации собственной профессиональной деятельности! Школа все в большей степени переставала отвечать и целям государства, и потребностям общества, конкретного ребенка, подростка, молодого человека, родителей. И сегодня мы, безусловно, должны искать новые пути обновления образования.
    - Каковы же, на ваш взгляд, эти пути?
    - Сегодня мы возлагаем большие надежды на президентскую образовательную инициативу <Наша новая школа>. И мы обязательно должны определить свое место в реализации этого приоритетного национального проекта. Это касается и управленцев, и педагогов, и родителей, и тех, кто сегодня сидит за школьной партой.
    Большое внимание в данной программе обращено на такие важные аспекты жизнедеятельности школы, как внедрение новых образовательных стандартов, здоровье-сбережение, обеспечение психологического комфорта и защита прав учащихся, кардинальные изменения в педагогическом образовании, повышении квалификации и аттестации учителей.
    Наша академия включилась в реализацию данной программы. При самом активном участии профессоров и преподавателей КГПА мы совместно с управлением образования г. Петрозаводска провели в августе обсуждение с педагогами города программы <Наша новая школа>, организовали традиционные августовские педсоветы в Пряжинском и Суоярвском районах. Буквально пару недель назад состоялось интернет-совещание с руководителями образовательных учреждений Лоухского района. Такая работа будет продолжаться, поскольку академия чувствует свою социальную и профессиональную ответственность за конечные результаты этой реформы.
    - Александр Михайлович, в своих выступлениях вы постоянно делаете акцент на необходимости формирования у будущего учителя социальной ответственности.
    - Действительно, это так. Трудно не согласиться с известным российским педагогом-демократом Г.Б. Корнетовым в том, что системообразующая проблема образования как такового, проблема организации становления, развития самого человека, его осуществления вольно или невольно оказывается на втором плане (хотя, естественно, обозначается, признается значимой). По существу, на первый план выдвигаются социальные функции образования и сквозь их призму рассматриваются проблемы воспитания и обучения новых поколений. В России же с ее вековыми авторитарными традициями после десятилетий советского тоталитаризма педагогическим сознанием оказывалась востребованной философия образования, ориентированная на человека, на его личностное развитие, на преодоление тенденции рассматривать людей как средство решения различных социальных проблем, пусть даже таких благородных и достойных, как демократизация общественной жизни.
    Отечественная педагогика со второй половины 1980-х годов сознательно пытается поставить в центр образования человека, мера и успешность развития которого и должны определять эффективность и результативность образования. При этом главной задачей школы признается именно образование человека и через его образование решение различных экономических, социальных, политических, идеологических проблем, а не непосредственное участие школы в решении этих проблем и уже через них организация образования подрастающих поколений.
    - Как вы пришли в педагогику? Были ли у вас свои учителя?
    - Думаю, что не ошибусь, если скажу, что об учительской профессии мечтал с детства. В пятом классе написал сочинение на тему <Кем я хочу быть?>, где пообещал пригласить на свой первый самостоятельный урок первую учительницу Александру Федоровну Дорофееву. Окончив педагогический институт, я сдержал свое слово. И был очень горд тем, что моя первая учительница похвалила меня за первые педагогические успехи. И впоследствии я постоянно приглашал на свои уроки в родной Спасогубской средней школе Кондопожского района своих учителей: Лидию Александровну Абукову, Анну Афанасьевну Фиросову, Айно Семеновну Павлову, Аркадия Филипповича Касьянова. Пожалуй, это был главный экзамен начинающего учителя перед своими педагогами.
    Сегодня трудно переоценить большую роль в моем становлении как учителя замечательных преподавателей школы: Светланы Петровны Свиридовой, моего первого учителя английского языка (сейчас она трудится на кафедре английского языка в КГПА), Ирины Давидовны Гольденберг, Иды Ивановны Савельевой (ныне учителя школы № 36 г. Петрозаводска).
    Как учитель, я бы не состоялся, если бы и в педагогическом институте не было добрых, требовательных и мудрых наставников. Это ректор КГПИ А.Н. Бритвихин, декан факультета иностранных языков М.О. Севандер, наши преподаватели английского языка И.В. Сосновская, А.Ф. Гуляева, И.Н. Пешкова, Л.Н. Кияница, В.П. Сырохватова, Л.Н. Базыкина. И, конечно, преподаватели педагогики Н.М. Конжиев, Д.Ф. Морецкий, Н.И. Жеребцова. В нашей республике хорошо знают и помнят их.
    Дорожу тем, что я прошел большую управленческую школу, работая вместе с такими неравнодушными к судьбам образования педагогами, как И.М. Денисарова, Г.Г. Геккин, В.М. Синицына, С.А. Головина, С.А. Любимова. Они передали мне бесценный опыт верного служения карельскому образованию и его созидателям - педагогам и школьникам. С благодарностью вспоминаю и отношусь к урокам искусства лидерства, которые я получал в многолетнем сотрудничестве с А.Н. Бритвихиным и Г.А. Разбивной. Это сотрудничество, сложившееся еще в лагере <Юный педагог>, в течение более двух десятилетий являлось для меня источником педагогического творчества.
    Сегодня необычайно трудно переоценить тот вклад, который внесли в мое становление как ученого видные российские педагоги: мой научный руководитель профессор Тамара Константиновна Ахаян, академики Российской академии образования З.И. Васильева, Г.И. Щукина, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, Г.Б. Корнетов, профессора К.Д. Радина и Е.П. Белозерцев. Это мои мудрые наставники, которые впоследствии стали моими добрыми друзьями. Я бесконечно ценю каждый момент общения с ними. И еще дорожу тем, что моя профессиональная жизнь на многие годы связана с Карельской государственной педагогической академией и Российским государственным педагогическом университетом имени А.И. Герцена.
    Моя мама была известным в республике врачом, спустя много лет жители Спасской Губы, Кончезера, Нелгомозера впоминают ее добрым словом. И я благодарен своей маме за то, что в нашей семье всегда уважали и высоко ценили труд учителя.
    - А у вас есть свои ученики?
    - Много лет я трудился куратором, а потом директором лагеря старшеклассников <Юный педагог>. Многие из моих коллег и питомцев стали талантливыми педагогами. Сейчас я работаю с аспирантами. Завершены и подготовлены к защите три кандидатские диссертации. Моя первая аспирантка Г.В. Рогинская в своей работе отстаивает идею поддержки и развития педагогического опыта как пространства личностно-профессионального становления педагога в системе повышения квалификации. Это очень важная и актуальная на сегодня проблема. Директор Коми-Пермяцкого окружного института повышения квалификации С.П. Калин подготовил диссертацию, в которой разработал систему педагогического сопровождения в развитии проектной культуры учителя. Диссертация аспирантки Ю.М. Балагуровой посвящена проблемам становления профессионального достоинства преподавателя вуза. Каждая из этих работ мне по-своему очень дорога, и я уверен, что их авторы состоялись и как педагоги-практики, и как ученые.
    - Александр Михайлович, что бы вы хотели пожелать своим коллегам - учителям школ, преподавателям и студентам педагогической академии - в Год учителя?
    - Мне бы очень хотелось, чтобы о значимости нашей профессии говорили не только в Год учителя, чтобы престиж нашей педагогической профессии рос, укреплялся, чтобы ученики радовали своими успехами и всегда бы дорожили своими учителями.

Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2009