Девять с плюсом
Любимцы муз
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Чутье большого таланта

Моему литературному шефу, председателю карельского Союза писателей поэту Марату Тарасову исполняется 80 лет. Фигура далеко не однозначная: и по масштабу поэтического таланта поэта, и по многогранности общественной деятельности, и по отношениям с коллегами и начальством.
    Но у Марата Тарасова есть редкое для творческого человека свойство, которое вряд ли кто может оспорить. Об этом хочу рассказать и с радостью это свойство отметить.
    У Дмитрия Кедрина есть такие строчки:
    У поэтов есть такой обычай:
    В круг сойдясь, оплевывать друг друга.
    Марат Тарасов в этом кругу, наоборот, отмечает и хвалит никому не известных начинающих авторов. Ему дарована счастливая особенность - радоваться каждой строчке юного дебютанта.
    Я люблю телефонные звонки Марата.
    - Боря, ты читал рассказ Володи Захарова <Счастливое яблоко> в <Молодежке>? Нет? Почитай.
    Читаю. Звоню. Говорю, что рассказ понравился.
    Стараюсь отплатить мэтру тем же.
    - Марат, читал в <Лицее> стихи Симы Сухацкой.
    - Нет.
    - Почитай.
    Через несколько дней звонок с разборкой стихов, одобрением их и высказанным желанием помочь юной поэтессе с публикацией.
    Но не надо представлять Марата Васильевича этаким добрым дяденькой. Бывают от него и такие звонки:
    - Как ты считаешь, стоит ли принимать в наш Союз писателей Х? Его книжка сейчас в продаже. Читал?
    - Во всяком случае листал. Считаю, что он ернически и оскорбительно относится к России: и к царской, и к советской.
    - Я тоже так считаю. Не берем.
    Замечу, что М.В. Тарасов по этому поводу обзвонил всех членов союза. Писателя Х в наш союз не приняли.
    Художественное чутье Марата Тарасова на открытие писательских талантов стало уже интуитивным. Хотя... <интуиция - дочь информации>. Прежде всего для Марата Васильевича важны текст, художественный уровень этого текста, проблески таланта. И уже после этого раздумья о том, что это за человек, как он относится к миру, к чужой беде. Для поэта и прозаика последнее особенно важно в наше жесткое, если не жестокое, время.
    Одно из последних открытий М. Тарасова - Марина Андреева, поэтесса российского уровня. Марат Васильевич ценит в М. Андреевой не только поэтический дар, но и выбранную ею жизненную стезю: помогать человеку в самые драматические моменты. М. Андреева, уже имея высшее образование, поступила в медицинское училище на фельдшерское отделение.
    Медицине решила посвятить себя и кондопожанка Настя Евтухович, сборник стихов которой <Я близкой радостью живу> помог выпустить Марат Тарасов. Поэт поначалу искренне удивился, узнав, что красивая девушка модельной внешности решила поступить на медфак университета. Но решение это было глубоко продуманным. Девушка ставит перед собой задачу сделать так, чтобы детей, больных раком крови, стало меньше, чтобы все они поправились. Решение Насти оказалось связанным и с семейной историей.
    Мне сейчас вспоминаются карельские поэты и прозаики, замеченные и поддержанные Маратом Тарасовым на первом этапе творчества за последние лет десять. Я тоже вхожу в их число. Прошу прощения у тех, кого, возможно, забыл.
    Вот эти имена: Марина Андреева, Надежда Васильева, Анастасия Евтухович, Владимир Захаров, Ольга Индюкова, Анна Катнина, Артем Колесников, Иван Курашов, Ирина Мамаева, Анна Матасова, Дмитрий Новиков, Дарья Пуршель, Павел Руденко, Наталья Стомонахова, Сима Сухацкая, Вольфрид Тихомиров, сестры Халаман...
    Иногда отношения мэтра с получившими <путевку в жизнь> теряются, и тем не менее многие карельские писатели сохранили в себе чувство благодарности М. Тарасову именно за то, что он их открыл первым.
    Маститые друзья поэта Роберт Рождественский и Евгений Евтушенко не раз говорили и писали, что Марата Тарасова они всегда представляют в окружении молодежи.
    И в заключение моего панегирика такой случай. Весной этого года член карельского Союза писателей У поставил вопрос о снятии М. Тарасова с поста председателя за то, что тот, мол, мало помогает членам союза. Такие конфликты за последние годы не редки в творческих союзах. Чаще всего они происходят от исключительно минимальных возможностей как союзов, так и их руководства. Поставили вопрос на голосование. За снятие председателя проголосовал только У. Он ушел, хлопнув дверью, со словами: <Но из союза я не ухожу>.
    Ну что же, Марат Васильевич, как теперь говорят нелитераторы: <Вам и флаг в руки!> Руководите нами и дальше.
    Будьте здоровы, мудры, добры и дипломатичны. Творческих вам успехов. Открывайте новые таланты.

Ваш Борис ГУЩИН



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2009