Земля карельская
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Хранитель вепсских традиций

Она посвящалась 80-летию собирателя фольклора, писателя и знатока вепсской культуры, основателя Шелтозерского этнографического музея Рюрика Лонина. Организаторами конференции выступили Государственный комитет Республики Карелия по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями, Министерство культуры РК, Карельский государственный краеведческий музей, Шелтозерский вепсский этнографический музей, Институт языка и литературы КарНЦ РАН, Общество вепсской культуры, Шелтозерская средняя образовательная школа.
    В начале работы конференции председатель госкомитета Андрей Манин поздравил собравшихся со знаменательной датой и пожелал плодотворной работы.
    - Рюрик Петрович Лонин хорошо знал свой народ, его традиции и обычаи, стремился передать свои знания молодым, - отметил он. - И этот музей как результат его подвижнической деятельности стал первым в России, где собраны все богатства вепсской истории и культуры. Сегодня его можно по праву назвать гордостью всей Карелии.
    - Когда входишь сюда, ощущаешь дыхание истории и самого времени, - добавил директор Карельского краеведческого музея Михаил Гольденберг. - Сегодня здесь родилась традиция - отныне <Лонинские чтения> будут проводиться ежегодно. И наша задача - сохранить эту традицию, потому что без нее нет культуры.
    Рюрик Петрович Лонин родился 22 сентября 1930 года в деревне Каскесручей Шелтозерского района в рабоче-крестьянской семье. Он с детства полюбил свой родной край, речь, свой народ. Окончив семилетку в Рыбреке, сначала поступил в Петрозаводское ремесленное училище на слесаря-инструментальщика. Его профессиональная деятельность началась на Онежском тракторном заводе. В 1957-м вернулся в Шелтозеро, работал в совхозе <Шелтозерский> слесарем по ремонту машин.
    В это же время будущий исследователь заинтересовался вепсской культурой. В свободное от работы время он стал заниматься сбором фольклора и предметов народного быта вепсов.
    Поначалу, собрав около 300 экспонатов, начинающий исследователь не раз обращался в сельсовет с предложением открыть в Шелтозере национальный музей. Наконец в 1967 году было принято решение выделить для этого две комнаты местной библиотеки. После осмотра экспозиции, собранной руками Р. Лонина, разрешили открыть ее для посетителей.
    С каждым годом количество экспонатов увеличивалось, и выделенные комнаты уже не могли вместить огромное количество найденных предметов обихода. Рюрик Петрович упорно добивался заветной цели - разместить музей в отдельном здании. Наконец в 1991 году его мечта осуществилась, и музею был выделен дом местного мастера-каменотеса Ивана Мелькина.
    В настоящее время в музее насчитывается 8600 предметов, из которых более 3000 собрал сам Рюрик Петрович. Музей обрел международный статус, а коллекция экспонатов постоянно пополняется.
    Стоит сказать, что краеведа интересовали не только быт и уклад древнего народа. С 1957 по 2001 год Рюрик Петрович принимал активное участие в деятельности Вепсского народного хора. <Наши песни меня домой в Шелтозеро вернули>, - частенько говаривал он. Он неустанно собирал народные старинные напевы и сетовал, что многое осталось незаписанным.
    Литературная деятельность его началась с небольших статей. Он сотрудничал с районными газетами <Коммунист Прионежья>, <Кодима>, <Ленинская правда>, <Сельские огни>. В своих публикациях он освещал темы, связанные с историей вепсской культуры, фольклора, становления и развития музея. Он рассказывал читателям о новых экспонатах, приметах, традициях и обычаях, краеведческих конференциях, публиковал произведения устного народного творчества всех жанров - сказки, потешки, частушки, стихи и анекдоты, собранные им за время этнографических поисков.
    <В отличие от археологических находок фольклорное наследие не может ждать, - писал он в своих воспоминаниях. - Старые люди умирают и уносят с собой все свои песенные богатства. Мог ли я равнодушно проходить мимо тех сокровищ, которые так неожиданно передо мной открывались?> Если взять отдельный период с 56-го по 64-й год, то за это время им было собрано 46 сказок, 66 песен, 129 частушек, 68 пословиц и поговорок, 34 загадки, несколько былин.
    В 2000 году вышла его первая книга <Записки краеведа>, в которой автор делится воспоминаниями о создании музея, об эскпедициях и интересных встречах. В том же году вышли еще две книги на вепсском языке <Фольклор моего народа> и <Короткие песенки>. В 2004 году выходит книга <Детство, опаленное войной>, в которых автор вспоминает тяжелые годы немецко-фашистской оккупации. Следующая книга - <Живет в народе память> - посвящена жизни Героя Советского Союза Анны Лисицыной. Наконец в 2007 году вышла в свет посвященная 40-летию музея книга <Хранители вепсской культуры>.
    На конференции присутствовали специалисты из Ленинградской и Вологодской областей. К слову, много экспонатов было найдено Рюриком Лониным именно на этих территориях. Гости рассказали о деятельности музея вепсского быта в поселке Курба Винницкого сельского поселения Ленинградской области и музея вепсской культуры в Пондале Вологодской области.
    Доклад директора Института языка, литературы и истории КарНЦ Ирмы Муллонен содержал историческую справку о территории проживания вепсов в Карелии. Ранее она была значительно больше - от Белозера до Белого моря.
    В своем выступлении председатель правления Карельской региональной общественной организации <Общество вепсской культуры> Зинаида Строгальщикова призвала всех участников конференции, жителей вепсских сельских поселений принять активное участие в переписи населения в октябре 2010 года и подчеркнула, что по итогам переписи можно судить о росте национального самосознания народа.
    Участники конференции были едины во мнении, что подобные события в Карелии должны стать регулярными, так как они вовлекают большое число людей в работу по сохранению и развитию национальных языков и культур.
    Почетной гостьей на мероприятии стала жена краеведа Мария Петровна Лонина (на снимке вверху).
    - Мы познакомились в 1957 году, через год меня по работе хотели перевести в Петрозаводск, но я отказалась ехать, - вспоминает она. - Мы с ним переговорили, да и свадьбу сыграли. Он хотел, чтобы я здесь осталась.
    По словам Марии Петровны, помогать мужу в его исследованиях ей удавалось редко. Работа бригадиром в совхозе <Шелтозерский> отнимала много сил.
    - А вечером семья, дом, уборка-готовка, скот ведь еще держали. Когда было время, стихи и частушки писала. А как выходные наступали, он отправлялся по окрестным деревням. Часто и пешком ходил. А бывало и так, что всей деревней сено косят, а его и след простыл. Мы все знали: опять пошел собирать, - улыбается Мария Петровна.

Дмитрий НАУМОВ



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2009