Как это было
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Дом на площади

Музею изобразительных искусств 50 лет
    По приказу Министерства культуры, но не для зрителей он уже существовал с лета 1960 года: был назначен директор - Мария Васильевна Попова, выделено помещение (четыре зала) в здании бывшей Олонецкой мужской гимназии (большую его часть в те годы занимало культпросветучилище). Вход в музей был с торца, а не с площади, как сейчас.
    20 октября 1960 года около него с утра толпился народ в радостном ожидании открытия музея. Своих экспонатов у него еще не было. Открывали пере-движной выставкой советской живописи из Министерства культуры СССР. Ее привезли из Москвы директор выставки Вера Сысоева и искусствовед Наталья Анчарова. Они же делали экспозицию, с трудом размещая большие полотна в маленьких залах музея. По ночам сторожа топили в них печки. Сигнализации поначалу не было. Но постепенно все обустроилось. Творческий коллектив состоял из трех научных сотрудников, реставратора Геннадия Жаренкова и главного хранителя Розы Девиной (в день открытия она родила сына Алешу, который стал ровесником музея).
    Ленточку разрезала директор М. Попова. Рядом с ней стояли счастливые художники Зиновий Львович, Суло Юнтунен, Фолке Ниеминен, Борис Поморцев, Александр Семяшкин и другие. Открытие праздновали в квартире Марии Николаевны Анисимовой на улице <Правды> (фуршеты в музейных залах тогда не разрешали). Было весело и радостно. Пили массандровский портвейн, пели се-си-бо, обожая Ива Монтана, кумира тех лет, и желали молодому музею успехов и процветания.
    Но процветать, не имея экспонатов, весьма проблематично: Предстояла трудная, ответственная и очень интересная работа по комплектованию коллекций. Первые 50 произведений поступили из фондов Государственного историко-краеведческого музея КарАССР. Среди них картины И. Айвазовского, И. Крамского, И. Шишкина, скульптуры С. Коненкова, иллюстрации к <Калевале> 1956 года Г. Стронка, М. Мечева, О. Бородкина.
    С первых дней началась работа по комплектованию коллекции русского искусства XVIII - начала ХХ века. Ее взяла на себя М. Попова. В кабинете ее видели редко, чаще в Ленинграде, в Русском музее, в квартирах частных коллекционеров. Она выискивала, находила и приобретала (через экспертно-закупочную комиссию) нужные музею произведения. Ей лично помогали директор Русского музея В. Пушкарев и его сотрудники И. Лапина, Д. Захарова и другие.
    Зв 10 лет была также собрана уникальная коллекция так называемых северных писем, насчитывающая сейчас 2,5 тысячи памятников и ставшая гордостью карельского музея. Сейчас мало кто знает, что в те годы шла опасная война с чиновниками за сохранение культовых памятников, церквей и часовен, занесенных в черные списки на уничтожение. Активными борцами были писатель Дмитрий Балашов, искусствовед Савелий Ямщиков, они помогали М. Поповой и коллективу музея, участвовали в экспедициях в районы Карелии. Это было время открытия уникальных памятников ХV - XVI веков. Иконы изучали и реставрировали специалисты высшего класса из Государственного Русского музея Ангелина Смирнова и Николай Перцев.
    А во дворе музея, помню, стоял под прикрытием <Рунопевец> - большая скульптурная композиция в дереве, выполненная С. Коненковым для карельского павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. <Рунопевец> вернулся из Москвы на родину, в Карелию, где и был задуман, но в плохой сохранности. Требовалась серьезная реставрация. Над скульптурой вдохновенно трудились многие месяцы Геннадий Жаренков и Станислав Левицкий.
    Музей всегда работал в тесном творческом контакте с Союзом художников Карелии, которому в этом году исполняется 70 лет. Художники стали друзьями молодого музея и соучастниками многих его дел.
    Музей начал комплектовать уникальные авторские коллекции С. Юнтунена, А. Авдышева, Л. Ланкинена, Г. Стронка, Ф. Ниеминена, З. Львовича, Е. Пеховой, Михаила и Тамары Юфа, позволившие представить историю изобразительного искусства республики и определить лицо музея и его своеобразие в ряду других музеев России.
    В конце 60-х годов появились, а в 70-е укрепились связи с ленинградскими художниками. Ярослав Крестовский, Борис Шаманов, Алексей Еремин и другие охотно расставались со своими картинами в пользу молодого карельского музея. С годами стало ясно, что многие приобретенные у них полотна - шедевры живописи, которыми можно гордиться.
    В 1963 году издательство <Художник РСФСР> выпустило первый каталог фондов русского, карельского и российского искусства в Музее изобразительных искусств Карелии. Коллекция уже позволяла создать постоянную экспозицию, но не хватало помещений. Музей работал преимущественно с выставками - своими и приезжими - из Эрмитажа, Русского музея, фондов ЮНЕСКО. Но чаще всего экспонировались выставки карельских художников - республиканские, персональные, групповые.
    Петрозаводчане признали и полюбили художественный музей. Дом на площади Кирова стал местом, куда хотелось прийти, а для сотрудников музея - родным на многие годы.
    Таким было начало Музея изобразительных искусств РК, которому 20 октября исполняется 50 лет.

Серафима ПОЛЯКОВА



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2009