Панорама
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Дорога от язычества к христианству

«Православие в вепсском крае» – так называлась прошедшая в Национальном музее конференция, посвященная 450-летию основания Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря.
    Организаторами мероприятия выступили Министерство по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями и СМИ, Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН, Национальный музей РК и Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь.
    Основная цель конференции – исследование роли православия в формировании культурных традиций в вепсском крае, просветительской деятельности Церкви и ее представителей не только в местах проживания вепсского населения, но и на Северо-Западе России, особенностей церковного зодчества Карелии.
    В работе конференции приняли участие и гости – представители Российского этнографического музея и Лодейнопольского историко-краеведческого музея.
    Если чуть углубиться в историю, то официально вепсы православными были изначально. Но это только официально. Корни их религии уходят, как и у всех народов, в языческую древность. Их христианизация началась на рубеже X–XI веков – намного раньше, чем у большинства других финноязычных народов. Например, к карелам православие пришло в XII–XIII веках, к коми и саамам – в XV веке, к марийцам и мордве – в XVI. Позже всех христианство пришло к удмуртам, только в XVII веке. Воспоминания о крещении народа в далеком прошлом сохранились в своеобразной форме у некоторых групп вепсов. Например, среди шимозерских вепсов отмечался праздник, который по-русски у них назывался Теплый Никола. Празднование происходило у местной часовни Николая Угодника в первое воскресенье после Ильина дня.
    Конечно, внедрение новой религии в народную жизнь оказалось для миссионеров трудным делом. Православные заповеди, излагаемые на старославянском языке, вепсам были непонятны. Часто высшие церковные чины выражали недовольство по поводу вепсов, которые во время великих постов не причащались, не ходили в церковь по воскресеньям, а если и приходили, то громко разговаривали и смеялись. Потом стало понятно, что народ лучше понимает обрядовую сторону православной религии. Официальное православие, с одной стороны, боролось с дохристианскими верованиями, обрядами и культами, с другой – приспосабливалось к языческому пониманию мира вепсов. Так в старые времена сложилась своеобразная православно-языческая культура, которая сохранилась и по сей день.
    Тематика выступлений на конференции включала историческое, культурное, археологическое и просветительское направления. Интересный доклад о Яшезерском монастыре и его округе в XVI–XVII веках представил заведующий сектором истории ИЯЛИ КарНЦ РАН Александр Жуков. О православных церквах и часовнях на территории расселения оятских, капшинских и южных вепсов рассказала ведущий научный сотрудник отдела этнографии народов Северо-Запада Людмила Королькова. Очень интересный доклад о скоморошестве в вепсском крае представила этномузыковед Ирина Семакова.
    Докладов было представлено множество: «Иконописцы Кайдаловы из Оштинского района», «Образы вепсских святых по литературным и историческим источникам», «Народные представления об Илье Пророке и Николае Чудотворце в вепсской национальной культуре», «Изучение православия в Карелии в 1920–1930-х годах». Выступления сопровождались вопросами присутствовавших, на которые они получали исчерпывающие ответы.
    Можно было взять на память буклет «Святыни вепсского края», над которым работал настоятель Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря игумен Досифей. Кроме того, все желающие получили в дар Новый Завет на вепсском языке.
    Участники конференции отметили, что о восстановлении памятников исторического и культурного наследия можно говорить только в том случае, если органы власти, местное самоуправление, Церковь и общественность объединят усилия, потому что только вместе можно сохранить духовные корни и восстановить национальную святыню вепсского народа, которой является Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь.

Дмитрий НАУМОВ



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2011