Имя
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Город Эдуарда Андреева

Известный архитектор рассказывает об истории знаменитых проектов Петрозаводска
    О себе:
    Архитектор, дизайнер. Член Союза архитекторов СССР (1965 г.), заслуженный архитектор РСФСР (1980 г.). Лауреат Государственной премии КАССР за создание комплекса «Братская могила с Вечным огнем» в Петрозаводске (1973 г.). Награжден серебряной медалью ВДНХ СССР (1960 г.).
    31 января исполняется 75 лет Эдуарду Федоровичу Андрееву, который два десятилетия, с 1970 по 1990 год, был главным архитектором Петрозаводска. Знакомим читателей с фрагментами воспоминаний заслуженного архитектора России.
    О мемориале «Вечный огонь»
    – Осенью 1967-го объявили конкурс на создание мемориала, в котором участвовал и наш авторский коллектив: архитекторы Эдуард Андреев, Эрнест Воскресенский, скульпторы Эдуард Акулов и Людвиг Давидян. Мы представили два варианта размещения мемориала. Первый вариант «врезался» в косогор в том месте, где сейчас находятся братские захоронения на площади Ленина. По второму варианту мемориал с символическими стелами размещался в центре поляны, примыкающей к реке Лососинке и ОТЗ.
    По итогам конкурса наш коллектив занял первое место и к дальнейшей разработке был рекомендован первый вариант. В процессе творческих поисков родилась идея размещения Вечного огня по главной оси площади Ленина на стыке с пространством примыкающего парка. Для осуществления идеи необходимо было засыпать склон в парк, так называемую детскую горку, которая была излюбленным местом катания молодежи зимой.
    Эта идея установки Вечного огня на главной оси площади в общей композиции с памятником Ленину была настолько ясной, что сразу получила одобрение руководства города и республики. Были очень короткие сроки, чтобы превратить идею в конкретные чертежи, а затем в реальность.
    Чтобы определить общую композицию мемориала, мы изготовили макет. Так появились общая эспланада, мощенная брусчаткой, символическая лента из черного полированного габбро-диабаза и Вечный огонь в квадрате из малинового порфира в центре композиции.
    Разработали предложение включить братскую могилу в общий архитектурный ансамбль. А для достижения равновесия всей композиции предложили установить в правой части мемориала фрагмент гранитной скалы, символизирующей землю Карелии, с памятным текстом. Эту глыбу весом более 60 тонн нашли в районе аэропорта Пески и доставили на место.
    Одновременно нужно было решить проблему движения пешеходов к Онежскому заводу, так как существующий спуск был перекрыт. Так появилась лестница, вписанная в косогор, соподчиненная с композицией комплекса. Одновременно она стала связующим звеном пешеходных аллей проспекта Карла Маркса и улицы Энгельса.
    В целом все решение композиции мемориального комплекса позволило вписать его в архитектурный ансамбль старинной круглой площади и примыкающего пространства парка.
    28 июня 1968 г., в день 25-летия освобождения Петрозаводска, был открыт мемориальный комплекс (первая очередь) и зажжен Вечный огонь, доставленный на бронетранспортере из Ленинграда.
    Нам – авторам проекта – в 1973 г. присвоили звания лауреатов Государственной премии Карельской АССР.
    О строительстве новых районов
    – Город в 1970–1980-е гг. бурно развивался. Строились новые жилые районы – Ключевая, Кукковка, Древлянка, начиналось строительство жилых домов на Перевалке и в Пятом поселке. Прокладывались магистральные коммуникации, строились дороги, мосты и путепроводы, была введена в эксплуатацию ТЭЦ, создавалась база крупнопанельного домостроения.
    При таких объемах строительства важно было не потерять лицо города. Для придания разнообразия застройке внедрялись различные варианты блок-секций. Для отделки фасадов применялись местные цветные каменные крошки, разрабатывались варианты ограждений балконов и лоджий.
    При застройке Кукковки стояла задача максимально сохранить участки леса. Это удалось достичь за счет сохранения большого лесного массива в границах микрорайона и максимальной блокировки коммуникаций внутри кварталов. Союз архитекторов СССР отметил проект жилого района Кукковка как один из лучших на всесоюзном конкурсе.
    Думали мы и о том, что необходимо сохранить для перспективной застройки наиболее ценные участки городских территорий. Порой это было непросто, возникали конфликтные ситуации. Например, партийное руководство республики приняло решение застроить типовыми девятиэтажками набережную Варкауса. Мы считали это решение ошибочным. Благодаря протестам с моей стороны (вплоть до ухода с должности главного архитектора) и при поддержке руководства города удалось сохранить этот участок набережной.
    При создании новых районов большое внимание уделялось благоустройству и художественному оформлению города. Здесь активную роль играл главный художник города Г. Иванов. Благодаря этой работе, а также неутомимой энергии председателя горисполкома Павла Сепсякова наш Петрозаводск неоднократно признавался одним из лучших городов России по чистоте и благоустройству.
    Большую организационную работу по координации всех вопросов жилищного строительства и объектов коммунального назначения проводил первый заместитель председателя горисполкома О. Тугарин. Активно участвовали в этой работе Ю. Мугрузин (зав. отделом строительства и архитектуры) и Ф. Агава (руководитель хозрасчетной производственной группы).
    О новых кафе и ресторанах
    – В начале 1970-х в Петрозаводске было крайне мало кафе, баров, ресторанов. Я убедил руководство города в необходимости значительно увеличить их число. Первый мой опыт – создание ресторана «Петровский» в цокольном этаже исторического здания на площади Ленина. Сложность была в том, что над будущим рестораном размещались помещения Верховного суда Карелии, а через дорогу – мемориал «Вечный огонь». Мое предложение вызвало протесты у судей и раздражение у руководства республики.
    Но при поддержке руководства города и благодаря приближавшемуся 270-летию Петрозаводска это сопротивление удалось преодолеть. Так в 1973 г. у нас появился первый ресторан в историческом стиле. Интерьеры и дизайн с учетом характера помещений и тематики мы разработали совместно со скульптором Э. Акуловым. Затем на очереди была шашлычная «Кавказ», которую я предложил разместить на площади бывшей котельной, в цокольном этаже дома по пр. Ленина. Оформление интерьера и дизайн выполнил архитектор Ю. Карма при участии скульптора Ч. Шукуани.
    После поездки в немецкий город-побратим Нойбранденбург возникла идея создания кафе-бара «Нойбранденбург». Это заведение я предложил разместить на пр. Ленина в помещении диетической столовой, которую перевели на пр. К. Маркса. В первоначальном варианте мною были выполнены интерьеры, эскизы мебели и дизайн. В декоративном оформлении участвовал скульптор Л. Давидян.
    В связи со строительством кинотеатра «Калевала» и его размещением на участке с большим перепадом рельефа возникла идея создать ресторан под кинозалом. Это вызвало бурные протесты управления кинофикации, так как строительство должно было осуществляться за счет средств, выделяемых на эту отрасль. Но была поддержка со стороны Госстроя РСФСР, а я убеждал работников кинофикации, что здесь может быть оборудован первый в России киноресторан. И это удалось.
    В городе тогда не было ни одного пивного бара. И первый такой бар мы создали в новом жилом доме на Октябрьском проспекте. В том же доме было открыто и кафе. Второй пивной бар появился позже на Ключевой. В тот же период были оборудованы кафе «Заречное» в жилом доме по пр. Урицкого, бар в ДК «Машиностроитель», кафе «Белые ночи» на Первомайском проспекте, а помещение кафе-мороженого «Морозко» было встроено в первый этаж жилого дома по ул. Красной.
    В оформлении интерьеров новых кафе, баров и ресторанов принимали участие архитекторы института «Карелгражданпроект» и художники отделения Художественного фонда.
    О набережной и памятнике Петру
    – В 1973–1974 гг. было принято решение о берегоукреплении и благоустройстве Онежской набережной в центре Петрозаводска. Разработанный в Ленинграде проект по моему настоянию был отменен, так как за его основу приняли типовое решение облицовки набережной железобетонными плитами, что явно не соответствовало статусу нашего города.
    Новый проект разработал московский Гипрокоммунстрой. Идея создания эспланадной набережной с отсыпкой береговой полосы была рекомендована мною на стадии выдачи архитектурно-планировочного задания. Позже на эспланаде появились декоративные и скульптурные композиции, подаренные городами-побратимами. Так со временем в три этапа была создана новая Онежская набережная, которая стала визитной карточкой города.
    Когда начались работы на набережной и завершалось строительство речного вокзала, у меня возникла идея создать площадь-сквер в начале набережной и перенести туда памятник Петру I, который стоял тогда у Краеведческого музея (ныне собор Александра Невского). Эта идея соответствовала юбилейной дате – 275-летию г. Петрозаводска в 1978 г. В реализации идеи переноса памятника активное участие принял Сепсяков. Благоустройство площади– сквера выполнили по проекту архитектора В. Бугашева. Так было сформировано начало новой набережной с памятником Петру I, который своим перстом указывал на устье реки Лососинки, где основали Петровскую слободу.

Юрий ШЛЕЙКИН



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2011