История
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

«Близнецы» Петровской эпохи

Карельский историк сделал сенсационные открытия о первом православном храме Петрозаводска
    Известный исследователь Петровской эпохи, научный сотрудник Национального музея РК Михаил Данков, на основе изученных им архивных документов открыл ряд удивительных фактов истории начальных лет Петрозаводска.
    Так, при сравнении им сохранившихся гравюр деревянного Петропавловского храма на Заячьем острове, заложенного в мае 1703 года при основании Петропавловской крепости и города Санкт-Петербурга, и деревянной Петропавловской церкви в устье Лососинки (Лососинницы), построенной приблизительно в 1704–1705 годах, выяснилась большая схожесть их архитектурных стилей. Более того, по своим очертаниям Петропавловская крепость (архитектор – французский инженер Ламбер де Герен) и крепость Петрозаводской слободы, возведенная в 1712–1713 годах, на планах совершенно идентичны, и «наша» церковь даже находится на том же месте, что и ее невский «близнец».
    По мнению Михаила Данкова, «новоманерные», сочетающие в себе русскую и западную традиции, и очень схожие меж собой деревянные храмы в честь апостолов Петра и Павла были целенаправленно возведены в начале века в Новодвинской крепости Архангельска, в Петрозаводской слободе, в Лодейном Поле и Санкт-Петербурге, то есть на линии Осударевой дороги, на ключевых точках Северной войны, как символ охранения святыми русского воинства от врага (святой Петр являлся небесным покровителем царя).
    В беседе с нашим корреспондентом Михаил Данков вспомнил интересную гипотезу известного карельского архитектора и скульптора Юрия Карма: строителем первой петрозаводской церкви мог быть известный зодчий начала XVIII века Михаил Иванович Чоглоков – двоюродный брат первого начальника завода и олонецкого вице-коменданта Алексея Степановича Чоглокова.
    Архитектор и живописец М.И. Чоглоков построил в Москве знаменитую Сухареву башню и здание Арсенала, он расписывал царские палаты и знамена первых полков петровской армии, давал уроки рисования юному царю. С 1706 года у Чоглокова из-за временного прекращения финансирования строительства Московского Арсенала как раз был перерыв в работе, поступление жалованья прекратилось, и, возможно, его призвал к себе для завершения храма брат Алексей.
    Петрозаводский храм Петра и Павла находился в современном городском парке, недалеко от устья Лососинки, в периметре крепости. Он имел высоту 40,5 метра и представлял собой четыре поставленных друг на друга «восьмерика» с четырьмя круговыми ярусами с обходными галереями, увенчанных нетрадиционным для православных церквей шпилем («шпицем»). Общими для двух храмов на берегах Невы и Онего были доставленные для них из Москвы механические колокольные куранты.
    В темное время на верху «шпица» зажигали фонарь маяка для приходящих к пристаням судов с рудой, древесным углем и известью. Маяк на храме по тем временам воспринимался отцами Церкви и верующими как святотатство, ведь никогда в России он не использовался подобным образом. (Судя по письму коменданта Чоглокова можно заключить, что заводские пристани и церковь-маяк построены были в одно время, и, как видим, не случайно – это был один портовый комплекс.)
    На первом ярусе храма находился алтарь Петра и Павла, на втором ярусе, куда можно было подняться по лестнице, приделы были расписаны в честь св. Александра Невского, небесного покровителя Александра Даниловича Меншикова, основателя Петрозаводска, Алексея Божия человека, святого покровителя царевича, а также самого коменданта Алексея Чоглокова. Судя по стилю писали их западные живописцы, а на иконе Иоанна Богослова была латинская подпись Iohannes.
    «Кстати, как мне удалось установить, – рассказывает Михаил Данков, – первой церковью в заводской слободе была отнюдь не православная, а лютеранская, так как сюда в 1703 году с бывших заводов Бутенанта перевели много иностранных специалистов».
    Первая петрозаводская православная церковь за последующие 220 лет неоднократно перестраивалась и в октябре 1924 года при таинственных обстоятельствах погибла от пожара вместе с бесценными иконостасами и утварью.
    Наш храм более чем на два века пережил своего питерского «близнеца», разобранного около 1706 года в связи с началом перестройки деревоземляной Петропавловской крепости в каменную. На его месте в 1712–1733 годах архитектор Доменико Трезини возвел всемирно известный собор с золоченым шпилем.
    Михаил Данков – исследователь, известный в последние годы своими сенсационными и парадоксальными научными открытиями и гипотезами.
    Так, он доказал, что волочение в 1702 году по Осударевой дороге двух кораблей «Святой Дух» и «Меркурий» из Белого моря в Онежское озеро не более чем исторический миф. Возник он на основе другого события – транспортировки по той же лежневой дороге двух легких спортивных буеров другой экспедицией из крестьян и солдат летом следующего 1703 года.
    Кроме того, 10 лет назад Данков опубликовал данные о появлении в небе над губернией около 1783 года таинственных разноцветных мозаичных светящихся кольцевых фигур на основе обнаруженного им в архиве рапорта вытегорского исправника губернатору Державину.
    Им выдвинуты гипотеза о наличии под асфальтом площади Кирова в Петрозаводске подземного храма взорванного в 1936 году Святодуховского собора, а также версия о том, почему центром края стал Петрозаводск, а не деревня Фоймогуба, центр Олонецких заводов Бутенанта.

Сергей ЛАПШОВ



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2011