Культура
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

Девиз фестиваля «Только лучшее!»

Каждый год по весне столицу Карелии захлестывают волны музыки, а Большой зал Петрозаводской консерватории становится местом паломничества меломанов. Люди собираются в предвкушении счастливых часов, которые они проведут, наслаждаясь классической или современной музыкой.
    Мы привыкли к тому, что в рамках фестиваля «Белые ночи Карелии» осуществляются смелые проекты с участием выдающихся исполнителей. Последний, девятый, фестиваль, завершившийся на днях, в этом смысле не был исключением.
    Фестиваль открылся концертом народного артиста России солиста Мариинского театра Виктора Черноморцева, исполнившего романсы и песни русских композиторов в сопровождении оркестра русских народных инструментов консерватории под руководством Алексея Чугаева.
    Торжественности добавило присутствие Главы Карелии Александра Худилайнена, сказавшего теплые слова в адрес организаторов фестиваля, музыкантов и своего давнего друга – певца Виктора Черноморцева.
    Баритон Черноморцева звучал у нас и раньше. Его диски имеют многие любители музыки в нашем городе. Тем интереснее было встретиться вновь, чтобы послушать пение прославленного артиста в сопровождении студенческого оркестра.
    Молодежный народный оркестр консерватории и его руководитель немало потрудились над новой трактовкой популярных старинных романсов. Оркестр показал себя таким тонким, умелым, чутким инструментом, что солист низко ему поклонился в знак благодарности, а зрители устроили овацию исполнителям.
    Следующим было и вовсе не ординарное событие – премьера на карельской сцене оперы Рахманинова «Алеко» в концертном исполнении. К нам приехали три солиста Большого театра: заслуженный артист России Юрий Нечаев (баритон), Елена Евсеева (сопрано) и Отар Кунчулиа (бас), а также солист Мариинского театра Михаил Латышев (тенор). Партию старой цыганки исполняла солистка Музыкального театра Карелии Жанна Запольская (контральто).
    После концерта я услышала в ответ одни восторженные восклицания. Хвалебные эпитеты достались не только солистам и симфоническому оркестру. Слушатели с упоением рассказывали, как прекрасно звучал академический хор ПетрГУ под руководством Николая Маташина.
    – Хор университета показал себя просто блестяще, – подтвердил художественный руководитель фестиваля Виктор Горин. – Николай Маташин делает все, чтобы сохранить крепкую основу, заложенную создателем коллектива Георгием Терацуянцем. А работа в совместном проекте с солистами такого класса, думаю, подняла коллектив на новую ступеньку исполнительского искусства.
    Да, пропустить «Алеко» было бы обидно. То же можно сказать и о вечере камерной музыки, в котором участвовали народный артист России виолончелист Сергей Ролдугин, известный пианист Алексей Орловецкий и великолепное сопрано – заслуженная артистка России Елена Миртова. Даже если раз в год удается послушать в зале таких мастеров – это уже большое везение.
    Лауреат международных конкурсов Орловецкий и народный артист России Ролдугин исполнили сонаты Брамса и Бетховена, произведения Рахманинова, а Елена Миртова необычайно выразительно пела романсы Чайковского.
    Второй год организаторы включают в программу фестиваля показ драматических спектаклей. В этом году Национальный театр Карелии показал работу по мотивам повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Режиссер Андрей Дежонов привлек к постановке студентов кафедры актерского мастерства при консерватории. Художественным руководителем постановки выступил Сергей Пронин.
    Грандиозным событием всегда становится участие в фестивале одного из величайших дирижеров современности – народного артиста СССР Саулюса Сондецкиса. Его приезд всегда связан с какой-нибудь необычной премьерой.
    На сей раз это была Месса си минор Баха – одно из величайших его произведений. Сондецкис дирижировал академическим хором Петрозаводской консерватории, а также камерным оркестром Nord-West Studium, дополненным солистами Симфонического оркестра Карельской филармонии. Вокальную партию альта исполнила солистка Мариинского театра Злата Булычева.
    Вообще-то, когда музыканты берутся за такое сочинение, это приравнивается к творческому подвигу. Исполнение Мессы си минор Баха требует высокого мастерства всех участников. Мы с гордостью убедились, что наши карельские музыканты обладают таким мастерством!
    Маэстро добивался, чтобы оркестранты откликались на каждую интонацию, каждый нюанс партитуры. Грандиозность проекта потребовала от молодых артистов самоотдачи в течение целого учебного года. В итоге исполнением остались довольны не только слушатели, но и дирижер с мировым именем.
    Согласитесь, надо быть отважным человеком, чтобыдоверить исполнение такого сложного произведения студенческому коллективу. Маэстро на это решился, и его доверие было вознаграждено. Серьезнейший экзамен, по мнению Сондецкиса, выдержан молодыми музыкантами на «отлично».
    Все концерты фестиваля проходили при полных залах. Девиз «Белых ночей» «Только лучшее!» сыграл здесь решающую роль.
    Рядом с исполнением Мессы си минор Баха можно поставить только выступление прославленного дирижера из Нидерландов Конрада ван Альфена и созданного им камерного оркестра Sinfonia Rotterdam. С одним из лучших оркестров Европы выступили пианист заслуженный артист России Евгений Михайлов и голландская скрипачка Сара Капустин.
    Петрозаводские любители музыки услышали уникальное исполнение концерта № 17 для фортепиано с оркестром Моцарта, произведение голландского композитора Ван Делдена Trittico, романс № 2 фа мажор Бетховена и симфонию № 85 «Королева Франции» Гайдна.
    – Конрад ван Альфен не раз приезжал с концертами в Петрозаводск, – говорит Горин. – Ему приходилось дирижировать Симфоническим оркестром Карельской филармонии, но очень хотелось показать свой оркестр. Наконец такая возможность представилась. Этот проект был реализован при поддержке Министерства культуры РФ в рамках года «Россия – Голландия-2013». Было много организационных сложностей, но совместными усилиями российской и голландской сторон их удалось преодолеть.
    Евгений Михайлов – один из лучших отечественных пианистов, а Сара Капустин – скрипачка с мировым именем. Выбор репертуара был продиктован желанием показать разные стороны их дарований. Музыка Моцарта, Гайдна, Бетховена как никакая другая позволяет выявить своеобразие трактовки, виртуозность и другие качества музыканта. Удивительный оркестр повторил свое выступление для студентов и преподавателей ПетрГУ. Как и следовало ожидать, происходило это в переполненном зале, где слушатели сидели и стояли даже на ступеньках, а потом устроили громкую овацию.
    В рамках фестиваля состоялась поездка голландского оркестра и солистов в Петербург, и в зале Санкт-Петербургской хоровой академической капеллы была показана рожденная в Петрозаводске программа. Успех был огромный.
    Закрывался фестиваль выступлением финских соседей. Традиции устраивать на празднике музыки День Финляндии уже немало лет. Если в прошлом году это было выступление яркого оркестра под управлением Jukka-Pekka Kuusela и исполнителей танго, то нынче к нам приехали драматические артисты.
    Необычайно трогательной оказалась композиция «Горячее пламя песен Тауно Пало», подготовленная Юкка-Пекка Пало в память об отце – замечательном актере театра и кино, непревзойденном исполнителе песен. Актеру помогали задорная баянистка и певица Мари Кяткя, а также пианист и вокалист Туомас Кесяля.
    Слушая приятные голоса и мягкую музыку, нельзя было не подумать о том, как мы похожи. Мы ведь тоже любим свои старые песни и с удовольствием их поем. Одна из финских мелодий даже слегка напомнила песню «Хотят ли русские войны?», кстати, и пелось в ней о том, как хорошо жить в мире без войн.
    И программа, и сердечный отклик слушателей привели в волнение консула Финляндии Анну-Марию Лиукко. Она поблагодарила за традицию проведения Дней Финляндии, за теплоту и дружбу и выразила надежду на то, что наши культурные связи будут развиваться и крепнуть.
    Фестиваль закончился. Остается поблагодарить всех, кто подарил городу это чудесное событие. В первую очередь, конечно же, директора и художественного руководителя фестиваля Горина; Петрозаводскую консерваторию во главе с ректором В. Соловьевым и проректором А. Камировой – бессменным председателем оргкомитета фестиваля; коллектив ПетрГУ и его ректора А. Воронина; Санкт-Петербургский Дом музыки и его художественного руководителя С. Ролдугина, чьи многолетняя дружба и помощь бесценны.
    – Нам очень помогла давний друг фестиваля Маквала Касрашвили – солистка Большого театра, участница нескольких фестивалей «Белые ночи Карелии», – рассказал Горин. – Если бы не ее поддержка, премьера оперы «Алеко» могла и не состояться. Как управляющая творческими коллективами оперной труппы Большого театра, она помогла организовать приезд солистов, хотела приехать и сама, но не получилось. В день нашей премьеры Касрашвили пела партию Турандот на сцене Большого театра.
    Все, кто выступал, оставили самые благожелательные отзывы и собираются приехать вновь.
    – Пора помечтать и о следующем, десятом, фестивале, – улыбается Горин. – В этом году мы выполнили все, что намечали. Слава богу, у нас есть на кого опереться в творческом плане. С такими зрелыми коллективами, как хор и оркестры консерватории и филармонии, хор университета, можно смело планировать международные проекты, зарубежные поездки, не говоря уже о выступлениях в Москве и Петербурге. Передаю огромную благодарность участников фестиваля петрозаводской публике, ради которой, в общем-то, знаменитости сюда и приезжают.
    До сих пор организаторы «Белых ночей Карелии» были верны непреложному правилу: сохранять высокий уровень исполнительского искусства, представлять ярких, мощных, талантливых музыкантов. Пусть эта традиция сохраняется и впредь.

Людмила КУЗНЕЦОВА



Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2011