Республика
 
Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья

В жанре надежды

Итоги полумесяца с Борисом Подопригорой
    Да, мы чаще пишем о планах, чем достижениях. Ибо что толку отчитываться о спешно засыпанной яме, если нужно заново мостить всю дорогу. Почему она такая и кто виноват – это долгий и никому не нужный разговор. Лучше говорить о самой дороге, чем топтаться вокруг ямы, принюхиваясь, что там на дне. Поэтому мы не откликаемся на неизобретательные «столично-губернские» приколы в смысле уже 28-го (!) с марта 2013 года «медиа-выдворения» губернатора в отставку. Ибо с производителями попкорна не партнерствуем, но обещаем откликнуться на скоро уже юбилейный (как быстро летит время! ) однотипный прикол… Назовем это пока так. Но не пришлось бы посерьезнеть.
    Теперь по существу. Республике как воздух нужны дополнительные рабочие места, чтобы из нее не уезжали и было кому отстраивать эти самые дороги и по ним ездить. Карелия вошла в федеральную программу развития внутреннего и въездного туризма в России и ждет субсидий для создания инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Южная Карелия». Речь идет о строительстве подъездной автодороги к известному на всю Россию горному парку «Рускеала» под Сортавалой. В планах также причалы и волнозащитные сооружения на Онежском озере в Деревянской бухте, у строящегося гостиничного комплекса «Онего Холидей». На очереди туристский комплекс «Белые мосты» в Питкярантском районе. Здесь тоже планируется проложить дорогу к одноименному водопаду. Теперь о самих туристах. Для увеличения их потока, а не ради чиновничьих реляций пошли поезда «Ласточки» и заново открыли аэропорт.
    Но одним туризмом Карелию не поднять. Уже в этом месяце может быть решен вопрос о безвозмездной передаче активов города Москвы в собственность Республики Карелия. Это и дополнительные налоги, и новые рабочие места. Их география по минимуму охватывает Питкяранту, Кондопогу и Лоухи. Компания «Русский Лесной Альянс» развивает деревообрабатывающее производство в Петрозаводске. В 2014 году ею подана заявка на инвестиционный проект по освоению лесов. На сегодняшний день она уже согласована с Рослесхозом. Не только леса и не только в Карелии, но и различные инфраструктурные объекты нужно беречь от огня. В 2015 году инженерный центр «ЭФЭР» реализовал инвестиционный проект по строительству нового цеха завода пожарных роботов. Но это лишь десятки рабочих мест. Куда больше дает такое предприятие, как «Петрозаводскмаш», входящее в структуру «Росатома», сегодня здесь работают 1 048 человек, на 200 больше, чем при «первоприкольном» отправлении нынешнего губернатора в отставку. На предприятии проведена масштабная модернизация с объемом инвестиций в 3 миллиарда рублей, созданы хорошие перспективы для реализации проектов в сфере импортозамещения. В 2014 го-
    ду состоялся пуск арматурного производства, успешно реализован значимый для всей атомной отрасли РФ проект по производству труб для АЭС, которые раньше изготавливали только в Германии. В 2016/17 году планируется запуск производства оборудования для семи АЭС. О перспективах выхода на мировой рынок производства контейнеров для транспортировки отработанных ядерных материалов лучше скажут специалисты. Для цельности картины вновь упомянем и реанимированный судостроительный завод – пусть пока и не дошли руки до начинки судов.
    Предпринимаются меры по оживлению не менее исторического Онежского тракторного завода. В 2017 году планируется начать серийный выпуск первых российских колесных лесозаготовительных машин. Для тех, кому это интересно, уточним: речь идет о харвестере «ОТЗ-515», форвардере «ОТЗ-520» и гусеничном вездеходе-амфибии «ОТЗ-140». Найдено финансирование в размере 107 миллионов рублей. Его источником помимо займа являются собственные средства предприятия в размере 92,4 миллиона рублей. Эти миллионы говорят о доходности предприятия, а не только о вложениях в него. Напомним, работа ведется не с нуля: на предприятии выпускаются 14 моделей гусеничной лесозаготовительной техники и модификаций на их базе.
    Но и при надежном месте работы не обойтись без достойного жилья. Рекламы новым жилмассивам делать не будем. Зато признаем: переселение из аварийных домов (бараков) идет со значительным опозданием по срокам. В рамках реализации первого этапа программы 2014/15 года в Карелии должны были расселить 37 тысяч квадратных метров аварийного жилья. Однако на деле расселено всего 12,1 тысячи, то есть в три раза меньше. Одна едва ли не самая неразрешимая из проблем связана с оформлением документов. Поставлена жесткая задача: не позднее 1 июня все
    37 тысяч квадратных метров ввести в эксплуатацию.
    Еще раз со значением подчерк-
    нем: руководство республики делает то, на что находит средства, рассчитывая прежде всего на ФЦП. Лимит на «богатеньких абрамовичей» страна исчерпала. Да и разовые инъекции чем-то напоминают утоление боли, а не само лечение. Но все равно инвесторов приходится искать, а это умеет не каждый. Глава региона Александр Худилайнен обещает, что уже к маю их список пополнится, в том числе за счет тех, кто придет с готовыми экономическими расчетами. Как будет на самом деле, зависит не только от ФЦП, главы и нас, ежедневно приходящих на работу, но и от многочисленных вводных по жизни. А она заведомо сложнее любых планов и извилистей, чем любая дорога.
    Ничуть не облегчит ситуацию и предвыборная страда, на которую также выделяются немалые средства. Поэтому наша надежда строится не на том, чтобы кого-то «убрать с дороги», а на приглашении во власть тех, кто эту дорогу осилит.

Предыдущая статья Предыдущая статья Содержание номера Следующая статья Следующая статья
© Редакция газеты "Карелия", 1998-2011