Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
  Русская версияEnglish versionSuomalainen versio
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Новый взгляд на историю карельских сейдов

Карельские сейды – достаточно известные в нашей республике объекты историко-культурного наследия. О них много информации как научно-просветительского, так и туристско-рекламного характера. Однако исследования, проведенные карельскими археологами в последние годы, кардинально меняют устоявшиеся представления об этих памятниках, начиная с их названия и заканчивая предназначением.

Каменные сложения на Кузовах

Каменные сложения на  Кузовах

Культ сейдов в прошлом был общим для всей территории, занимаемой саамами. Он многократно описан в литературе разными авторами. Сейдами могли быть сложения из нескольких камней, скалы антропоморфного вида и обычные валуны, а также пни, деревья, деревянные столбы. При этом почитались не сами объекты, а обладающий сверхъестественной силой дух, живущий в них и покровительствующий саамам в разных видах деятельности. Для того, чтобы дух не покинул камень, его нужно было кормить, то есть приносить жертвы в виде частей животных, птиц или рыбы, а позднее – в виде денег, пуль, бисера, бус, лоскутков материи. Пространство вокруг сейда считалось священным, его нельзя было напрасно тревожить. Для каждой саамской семьи или рода существовали свои сейды, но были и такие, которым поклонялись целые селения. Многие авторы связывают сейды с культом предков. Множество легенд и сказок рассказывают о происхождении сейдов, как о внезапном превращении людей в камень. Возможно, это объясняет антропоморфные черты многих сложений в виде «головок» и «ножек». Сейды ставили в местах промысловой деятельности саамов, на путях сезонных миграций оленя и морского зверя.

Гора Воттоваара

Гора Воттоваара

В Карелии известно три места скопления сейдов: на островах Кузова в Белом море (Кемский район), на горе Кивакка в национальном парке «Паанаярви» (Лоухский район) и на горе Воттоваара недалеко от п.Суккозеро (Муезерский район). Все они включены в списки объектов культурного наследия Карелии в качестве комплексов древних саамских святилищ, для чего предварительно были произведены обследования этих памятников специалистами-археологами и подготовлены соответствующие заключения. К сожалению, в то время в Карелии исследовательского опыта по таким объектам было недостаточно.

Начиная с 2008 года Карельским научным центром Российской академии наук в рамках ряда реализуемых российских и международных проектов были организованы научно-исследовательские экспедиции по обследованию природного комплекса горы Воттоваара, природных и культурно-исторических памятников Белого моря, включая культовые комплексы с сейдами. В них участвовали археологи из Норвегии и Швеции, являющиеся признанными авторитетами в деле изучения саамских памятников. Несколько неожиданным даже для самих исследователей были результаты их работы. Ни на обследуемых, ни на окружающих территориях не было обнаружено никаких следов исторического пребывания саамов. Вокруг каменных сложений не было найдено ничего, что говорило бы о традиции жертвоприношений. По заключению геологов, которые принимали участие в экспедициях, большинство камней, именуемых сейдами, имеют природное происхождение и возникли в результате таяния ледника, а часть рукотворных каменных сооружений создана в период позднего средневековья и нового времени, т.е. в 17-20 вв., когда саамов на территории Карелии уже не было. В то же время в число сейдов неоправданно включается большое количество так называемых «подделок», сложенных любителями уже в наше время.

Отдельно надо сказать о горе Воттоваара в Муезерском районе. На основании проведенных исследований участники комплексной научной экспедиции сделали вывод, что эту территорию нельзя считать археологическим комплексом. Никаких следов деятельности древнего или средневекового населения здесь не выявлено. Все каменные сложения имеют либо природное происхождение, либо выполнены или «дополнены» нашими современниками. Вместе с тем, гора с ее окрестностями является ценным природным и рекреационным объектом и заслуживает присвоения высокого охранного статуса памятника природы.

По-другому обстоит дело с каменными сложениями на Кузовах. Большинство из них, несомненно, имеют рукотворное происхождение. Но на главный вопрос: кто и зачем их сооружал – пока четкого ответа нет. Большинство специалистов сходится во мнении, что средневековые каменные сооружения в Беломорье – дело рук оседлого, занимающегося морским промыслом населения, т.е. поморов. Не исключается заимствование поморами традиций строительства каменных сооружений у более раннего охотничье-рыболовного населения этой территории Карелии. При обследовании специалисты выявили, что многие сооружения имеют явно хозяйственное или бытовое назначение. Вместе с тем, вопрос о культовом предназначении части сооружений остается пока открытым.

Уходить от образа карельских сейдов, ставших одним из туристских брендов нашей республики, трудно. Надеемся, что дальнейшие исследования карельских ученых помогут написать новую историю этих памятников, не менее интересную и в то же время научно достоверную.

Валентина Маркова,
Республиканский центр по государственной охране
объектов культурного наследия

Техническая поддержка портала
Создано 31 мая 2011. Отредактировано 31 мая 2011.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2018
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.