Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Молодежная общественная организация "Нуори Карьяла" (Молодая Карелия)

Вепсы: проблемы развития на рубеже веков

Немного истории. Предки вепсов, известные по летописям Чудь и Весь, были племенами, образовавшими вместе с Русью племенной союз, ставший основой русского государства. Они являлись участниками совместных с Русью дальних военных походов, Русь и Весь одновременно приняли христианство. Один из самых почитаемых святых Православной церкви - Александр Свирский - был чудянином, т. е. вепсом с реки Ояти.

К началу ХХ века от былого величия остался лишь 25-тысячный народ, проживающий в пограничных уездах Олонецкой и Новгородской губерниях. Первый этап национального возрождения пришелся, как и у многих народов страны, на 20-30 годы. Вепсы получили письменность, школы на родном языке, учителей, руководителей и даже ученых из своей среды. Но из-за политических разногласий между карельским и ленинградским руководством единая автономия для них не была создана, а вепсская земля оказалась разделенной между Карелией и Ленинградской областью. Для вепсов в этих регионах были созданы национальные районы и сельсоветы.

В 1937 году все было ликвидировано: письменность, учебная литература, вепсские районы и сельсоветы утратили статус национальных, интеллигенция репрессирована. Часть территории была передана в Вологодскую область. В итоге вепсская территория с тех пор разделена между тремя регионами. А со временем внутри их, и не без умысла, между семью районами. В каждом районе вепсские поселения стали окраинными, и поэтому, в период так называемой "ликвидации неперспективных деревень" первыми подверглись переселению.

Численность вепсов за 50 лет - с конца 30-х и до конца 80-х годов сократилась в 4 раза - до 8 тысяч человек. Так стремительно в СССР не исчезал ни один народ. Но это происходило по разному в различных регионах. В Карелии вепсское население уменьшилось только на треть, в Ленинградской области в 3 раза, в Вологодской - в 7 раз. Кроме ликвидации вепсских деревень в Ленинградской и Вологодской областях там при проведении переписей в 1970 и 1979 г. г. вепсов стали записывать русскими, а при смене паспортов им заменяли национальность на русскую, объясняя, что такой национальности, как вепс, нет в официальном списке. Перепись 1989 года "вернула" вепсов на свои исконные места проживания, соответственно численность вепсов возросла до 12 тыс. человек. Для несведущих - прогресс налицо. Казалось бы, зачем вспоминать о прошлом, может начнем думать о перспективах? Но исчезли ли причины, способствующие стремительному "растворению" вепсов. Отнюдь нет. Недавно власти Тихвинского района Ленинградской области попытались выселить вепсов с земли, занимаемой ими с незапамятных времен. По-прежнему, вепсские деревни в Ленинградской области составляют окраины шести районов, и если в Подпорожском районе вепсский язык изучается хотя бы факультативно, то в остальных - и этого нет. Достаточным считается провести праздник, назвать его вепсским, создать фольклорный коллектив и забота о развитии народа очевидна. Как это похоже на высказывание известного эстонского писателя Арво Валтона о советских временах в рассказе "Демонстрация": "...Национальная культура цветет цветком в навозной жиже под стеклянным колпаком. Подобное процветание иногда просто грандиозное надувательство: иного народа уже и в помине нет, а ансамбль народного танца разъезжает с гастролями...". И это подходит не только к вепсам. Можно услышать и контраргументы: почему сами коренные народы не очень активны? Надо, наверное, знать особые магические слова, чтобы после стольких лет унижений, когда было даже отобрано даже право называть себя вепсом, жить в родительском доме, найти смелость и решимость бороться с местной властью. Крайняя нищета, в которой проживает почти все сельское население, еще более усугубляет эту зависимость от местного чиновничества.

Главная проблема разделенных территориально малочисленных народов - кто в России отвечает за их национальное развитие в целом, за соблюдение уже имеющегося федерального законодательства по защите их прав? Если вернуться к вепсам - почему в Карелии для них предпринимаются усилия по их возрождению, а в Вологодской области о них даже не вспоминают, в Ленинградской - в Подпорожском районе хотя бы поощряют их стремление к национальному развитию, а в Тихвинском - пытаются ликвидировать последние вепсские деревни. Какую роль должен играть в этом федеральный центр? Почему в Карелии в 2-х университетах - ПГУ и КГПУ - открылись кафедры для подготовки специалистов-учителей вепсского языка, издаются учебники, художественная литература, газета "Кодима" на вепсском языке, регулярно выходят радио- и телепередачи на вепсском языке, открыта в г. Петрозаводске финно-угорская школа, где получили возможность изучать родной язык дети городских вепсов, создана в 1994 году Вепсская национальная волость - особая административная единица, в которой вепсский язык изучают с 1 по 7 класс все школьники независимо от национальности - находятся средства и есть желание властей поддержать стремление вепсов к национальному развитию, а в других регионах Ленинградской и Вологодской областях отношение иное. Никто из региональных или местных властей не обратился с просьбой представить уже подготовленную учебно-методическую литературу для школ, где обучаются вепсские дети. Почему региональные власти не направляют вепсскую молодежь учиться в Карелию, чтобы в будущем иметь профессионально подготовленных учителей и специалистов по вепсскому языку, работников культуры со знанием родного языка. Наверно, потому, что за выполнение законодательства по защите прав коренных народов они ни перед кем не отвечают.

Роль связующего звена между вепсами всех регионов взяла на себя организация "Общество вепсской культуры". Она стремится сделать доступным для вепсов трех регионов использование печатной продукции на вепсском языке, помогает абитуриентам из вепсских сел Ленинградской и Вологодской областей поступать в ВУЗы Карелии, организует учительские курсы для преподавателей вепсского языка, начиная с 1993 года ежегодно проводит Межрегиональный детский конкурс знатоков вепсского языка, в этом году впервые соревновались в знании родного языка семьи.

Деятельность Общества основана на энтузиазме и требует поддержки властей. Общество считает необходимым заключение соглашения между правительствами Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской областей о сотрудничестве в сфере образования и культуры, чтобы сделать ныне существующие связи по возрождению языка и культуры вепсов более действенными. Можно только сожалеть, что эта инициатива Общества остается пока без внимания даже со стороны карельских властей. Сейчас после принятия в апреле этого года закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" список коренных малочисленных народов России утверждается Правительством РФ по представлению региональных властей. Может случиться, что власти не подготовят необходимое представление. Как нам известно, такая работа по вепсам ведется только в Карелии. Председатель Республики Карелия С. Л. Катанандов обратился к руководителям Ленинградской и Вологодской областей включиться в эту работу. Но так ли необходимо это Представление? Почему вепсы, безусловно являющиеся коренным народом России и признанные таковым наряду с саамами и ненцами международной организацией Баренцевым регионом, должны доказывать, что имеют право называться коренным малочисленным на своей родине?

Вторая очень важная проблема для малочисленных народов - это реальное и полное отражение данных о них в государственной статистике. По итогам переписи 1989 года по коренным малочисленным народам Севера (т. е. включенных в перечень народов Севера) были подготовлены целые тома. По таким народам, как вепсы, статистика крайне ограничена. В Ленинградской области вепсов не включили в число этнических групп, подлежащих статистической разработке и приводится только их общая численность по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также доля лиц, владеющих родным языком. В Вологодской области, как и в других регионах, где более 94% населения составляют лица одной национальности, разработка данных по национальному составу вообще не проводилась. Если Конституция России провозглашает равенство всех народов, то почему не обеспечивается такая элементарная вещь при современных технических средствах, как предоставление возможности иметь информацию о своем народе по полной программе переписи. Разве не пришло время отказаться от графы "прочие народности" и фразы "не рассчитывалось из-за малого числа событий". Впервые ограничения на полную разработку данных по национальностям в зависимости от численности народов были установлены при проведении переписи в 1939 году, где учитывались лишь народы, насчитывающие более 28 тыс. человек. Но традиция, как видим, дожила до 1989 года. Федеральным органам власти, в первую очередь Госкомстату России, нужно отказаться от этой откровенно дискриминационной практики. Это очень важно учесть в преддверии предстоящей новой переписи. В XXI веке каждый народ или этническая группа вправе иметь о себе полную и достоверную информацию.

Строгальщикова З.И.
Председатель Общества вепсской культуры, кандидат исторических наук

Техническая поддержка портала
Создано 17 марта 2000. Отредактировано 17 марта 2000.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2018
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.