Министерство внешних связей Республики Карелия

О некоторых особенностях проекта "Еврорегион "Карелия"

Тезисы выступления Министра внешних связей РК В.А.Шлямина
на международном семинаре по вопросам финляндско-российского сопредельного сотрудничества и
состыковки программ ТАСИС и ИНТЕРРЕГ "Making Cross Border Co-operation work"
Санкт-Петербург, Пушкин (Царское Село) 20 ноября 2001 года


Уважаемые дамы и господа, коллеги!

Прежде всего, позвольте поблагодарить организаторов семинара, которые создали все необходимые условия для проведения дискуссии по актуальным вопросам приграничного сотрудничества в этом историческом центре.

В последние годы активизировался процесс осмысления перспектив сопредельного сотрудничества на внешних границах Европейского Союза и Российской Федерации, которое осуществляется на четырех уровнях - от прямых связей семей, предприятий, общественных организаций, университетов, городов, районов и коммун до регионального и межгосударственного масштаба.

Дополнительный импульс для активизации нашего взаимодействия придала стратегия ЕС "Северное измерение" (СИ), предложенная Финляндией. Стремясь придать "Северному измерению" новые краски, использовать возможности общей границы с Финляндией, которая является одновременно границей с ЕС, гармонизировать интересы сопредельных территорий, мы совместно с администрациями трех приграничных Союзов коммун Финляндии в 1998 г. внесли предложение создать "Еврорегион Карелия" как новую форму сотрудничества ЕС и России на субрегиональном уровне.

Еврорегион, с одной стороны, может быть определен как географически ограниченная часть приграничной территории, которая формируется из территориально-административных единиц по обе стороны границы, объединенных общими интересами по развитию экономики, охраны природы, сохранению и развитию культуры, интенсификации научных обменов. С другой стороны, еврорегион — это своеобразный "зонтичный проект", в рамках которого реализуются двусторонние и многосторонние конкретные отраслевые проекты (показ списка проектов), в целях постепенного преодоления разрыва в уровнях и качестве жизни по обе стороны границы, создания единого экономического пространства на наших территориях, сохранения для будущих поколений уникальной культуры, природного разнообразия Фенно-Скандии.

Позвольте проинформировать Вас о том, что на состоявшемся в Петрозаводске 15.11.2001г. IV заседании Исполкома "Еврорегиона Карелия" был принят план действий на период до 2003 г., обсужден проект "Э-Карелия", который может стать частью Программы ЕС "Электронная Европа" и российской программы "Электронная Россия". По нашему мнению, сотрудничество в области образования, туризма, создания международных электронных бирж лесопродукции является приоритетным и перспективным для наполнения содержанием данного проекта.

Кроме того, его реализация может стать одним из первых российских шагов в развитии "электронного Северного измерения", о поддержке которого было заявлено на высшем уровне во время саммита Россия-ЕС в Москве в мае 2001г.

Хотелось бы отметить, что Еврорегион не подменяет других форм сотрудничества, а является их дополнением и продолжением. В еврорегионе мы объединяем наши административные и информационные ресурсы в интересах продвижения (если хотите, иногда и лоббирования) наиболее перспективных совместных проектов, которые определяются нами как приоритетные. У нас нет недостатка в проектных инициативах и заявках, однако приоритетными становятся только наиболее значимые для двух сторон проекты.

Нам видится, что еврорегион является действенным инструментом в сближении программ Европейского Союза ТАСИС и Интеррег (т.е. идет в русле Инструктивного письма ЕС от апреля 2001г.). Предполагается, что на территории еврорегиона "Карелия" будет создан общий фонд, из которого финансируются проекты ТАСИС/трансграничное сотрудничество. Пользуясь тем, что присутствуют представители ЕС, мы предлагаем создание квоты для Республики Карелия в программе ТАСИС/трансграничное сотрудничество, передав на субрегиональный уровень права принятия решения о финансировании проектов в экспериментальном порядке и, естественно, под контролем ЕС.

В январе 2002 года исполняется 10 лет подписания межправительственного Соглашения о сотрудничестве сопредельных территорий России и Финляндии. Трудно найти еще где-либо в Европе столь же богатый опыт плодотворного и взаимовыгодного ПС. За эти 10 лет у участников ПС вызрело понимание необходимости сохранения и развития в разнообразных формах многоуровневого ПС. Без всякого преувеличения можно утверждать — в той или иной форме, программе, проекте в российско-финляндском ПС с двух сторон принимают участие сотни тысяч человек, а в карельско-финляндском сотрудничестве - десятки тысяч человек. Было реализовано более двухсот проектов на территории Карелии на общую сумму совместного финансирования около 60 млн. евро. Как в Российской Федерации, так и в Финляндии разработаны стратегии развития приграничного сотрудничества, в которых придается существенное значение содействованию развития гражданского общества, регионального местного самоуправления, решению экологических проблем территорий, повышению эффективности сельского и лесного хозяйства, здравоохранения и соцзащиты, образования. Кроме того, идет сотрудничество в сфере планирования транспортных магистралей.

В 2002 году планируется открытие ж/д сообщения Кочкома-Ледмозеро— Костомукша-Финляндия-порты Ботнического залива, что способно дать прибавку до 3 млн.тонн ежегодно уже в первый год ее эксплуатации.

Кроме того, нельзя не отметить, что российско-финляндское приграничное сотрудничество стало предметом внимания в разных странах мира. Так, недавно к нам изъявили желание приехать региональные лидеры Израиля и Палестинской национальной автономии. В ходе переговоров губернатора Джейнина Зухайра Аль-Манасреха, представителя израильского фонда экономического сотрудничества Эйра Хиршфелда и директора представительства Восточной Финляндии при ЕС Илари Линди, состоявшихся в сентябре т.г. в Брюсселе, высказывалось общее пожелание поближе познакомиться с опытом Еврорегиона "Карелия" для последующего возможного применения некоторых элементов взаимодействия в процессе урегулирования арабо-израильского конфликта.

В последнее время в политических кругах Европы нередко встречается выражение "мягкая безопасность". По всей видимости, его появление совпало по времени с окончанием периода "холодной" войны и жесткого военно-политического противостояния. Мягкую безопасность на Севере Европы, по нашему мнению, можно было бы отождествить со стремлением стран и сопредельных регионов объединить свои усилия в борьбе против международной наркопреступности, создании безопасности личности, предпринимательства, международного туризма, противодействии распространению ВИЧ-инфекции, всех видов экстремизма. Для нас "мягкая безопасность - это решение общих экологических проблем, гармонизация экономических интересов, преодоление бедности и, в конечном счете, выход на общее понимание принципов устойчивого развития на сопредельных территориях. В свою очередь это предполагает новое восприятие сопредельных территорий России и Финляндии как единого информационного, а в перспективе и единого экономического пространства. В этом смысле проект еврорегиона "Карелия" идет в русле развития отношений России и Евросоюза, закрепленных 17 мая 2001 года в совместном заявлении В.В.Путина и Р.Проди.

Министерство внешних связей РК


Первая страница
webmaster@gov.karelia.ru
Создано 22 ноября 2001
Отредактировано 22 ноября 2001