Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
18 мая Глава Республики провел первую в истории развития информационных технологий республики прямую телеконференцию с жителями Карелии

Откровенный разговор Главы Республики Карелия Сергея Катанандова с жителями северного края

18 мая, во время "Прямого диалога" с жителями Карелии Глава РК Сергей Катанандов отвечал на вопросы, которые задавали ему журналисты, студенты ПетрГУ, жители Петрозаводска во время включения телевизионных камер на улицах города, по телефону или по Интернету из разных районов республики. Однако в ходе подготовки к этому первому в истории Карелии общению Главы региона со своими избирателями, где были задействованы передовые информационные технологии, из всех районов республики поступили десятки вопросов, которые во многом совпали с прозвучавшими в ходе эфира.

Одна из основных тем, которая интересует жителей Карелии, возможность отмены северных льгот, пересмотр системы районирования.

Ответ С.Катанандова:

Я говорил об этом всегда откровенно и честно, и хочу вновь обратить внимание на эту столь волнующую наших граждан проблему. Такая угроза существует. Существует на протяжении нескольких последних лет. В недрах министерства экономического развития Правительства Российской Федерации разрабатывается новая программа районирования. Мы сделаем все, чтобы не допустить плачевного для нас результата, чтобы принятое решение было правильным, не затронуло наших интересов. Чтобы, в конце концов, Правительство России не ошиблось. Недавно - и об этом была очень обширная информация - Президент России Владимир Владимирович Путин собрал Государственный совет и представителей северных территорий в Салехарде. Был очень жесткий, предметный разговор, но он остался за кадром.

Заседание Президиума Госсовета продолжалось более трех с половиной часов. И главный вывод был следующим: Север нуждается в помощи и поддержке, нужны совершенно новые подходы, чтобы государство участвовало в развитии северных территорий, нужны новые законы, но не в ущерб тем, кто живет здесь ныне. Сокращается население не только в Карелии, но в целом на северных территориях. Вторая проблема - население стареет, а здесь сконцентрировано около 60 процентов всех реальных ресурсов, без которых не может жить страна.

Почему я с такой тревогой говорю об этом? У нас, к сожалению, есть примеры, когда нас не слышат. Наверняка граждане знают, что у нас ведется большая дискуссия по поводу нового Лесного кодекса: сегодня действующий принят в ущерб республике, без учета наших интересов. Республика даже "рассудилась" в Конституционном суде России с некоторыми государственными чиновниками. Поэтому, образно говоря, надо держать ухо востро.

Чтобы добиваться сохранения северных льгот, у нас есть силы. Есть поддержка председателя комитета Госдумы по северным территориям Валентины Пивненко - депутата от Карелии. Наконец, у нас есть поддержка и Президента Российской Федерации - я в этом не сомневаюсь.

В прошлом году была принята новая редакция Закона Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. С 1 января 2006 года он вступит в силу. Что необходимо сделать в республике для его реализации? Что уже делается? Об этом спрашивают Василий Тюрин из Олонца, Надежда Лесонен из Калевалы, Раиса Баранова из п.Муезерский, Лидия Левицкая из Сегежи, Галина Морозова из Суоярви, Наталья Бородкина из п.Софпорог Лоухского района, Александр Гашков из Костомукши и многие другие.

Ответ С.Катанандова:

Реформа местного самоуправления в России проводится по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. По его предложению была образована рабочая группа, выработавшая Концепцию этой реформы. Она подразумевает, прежде всего, два принципиальных момента. Первое - приближение публичной власти, в частности, местного самоуправления, к населению. Второе - создание единообразной системы территориальной организации местного самоуправления на всей территории Российской Федерации.

Сегодня местное самоуправление в стране в разных субъектах организовано по-разному, что вызывает много вопросов и проблем с точки зрения организации взаимодействия местного самоуправления с органами власти субъектов Российской Федерации и органов власти субъектов с федеральными структурами. Например, в Республике Карелия организация местного самоуправления - это районная система. Такая же система примерно в сорока субъектах России. В некоторых субъектах местное самоуправления основано на поселенческом принципе, а районное звено отсутствует. Есть субъекты, где сосуществуют районное звено и поселенческий принцип. Есть субъекты, где местное самоуправление осуществляется только в отдельных населенных пунктах. Так что отсутствие единообразной системы организации местного самоуправления в России постоянно вызывало вопросы и стало основой, образно говоря, приведения системы территориального устройства к единому знаменателю.

В Законе прописано наличие трех видов территориальных образований: поселения, муниципальные районы, городские округа. По уровню полномочий они разделены. На уровне поселений должны решаться, прежде всего, вопросы жизнеобеспечения конкретных населенных пунктов. Муниципальные районы и городские округа имеют более широкие полномочия, на их уровень может передаваться исполнение части государственных функций. Для реализации Закона на территории нашей республики в этом году необходимо разработать и принять законодательство, связанное с определением статуса и образованием поселений Республики Карелия, муниципальных районов, городских округов. Большая работа связана с описанием границ поселений.

Для реализации Закона создана специальная рабочая группа, куда вошли депутаты Законодательного Собрания и представители исполнительной власти. Руководит группой депутат ЗС, председатель комитета Николай Петрович Ершов. Уже сейчас собраны и рассмотрены предложения всех органов местного самоуправления по созданию поселений. Начата и активно ведется разработка проекта республиканского Закона. В следующем году нам предстоят выборы представительных органов и глав местного самоуправления на уровне поселений и муниципальных районов. Выборы должны пройти с апреля по ноябрь 2005 года. Соответственно с 1 января 2006 года вновь сформированные органы местного самоуправления должны приступить к работе.

С принятием республиканских законов об определении статуса и границ поселений, муниципальных районов, городских округов, принятием выборного законодательства работа не заканчивается. Понятно, что будет изменено федеральное законодательство - в частности, бюджетный и налоговый кодексы. В соответствии с этими изменениями будут определены финансовая и экономическая базы для деятельности муниципальных образований. Предстоит решать вопросы, связанные с имущественными взаимоотношениями, наделением собственностью и имуществом органов муниципальных образований для выполнения своих функций и реализации своих полномочий. Предстоит определить принципы взаимодействия не только между муниципальными образованиями и органами государственной власти, но и между поселениями и муниципальными районами.

Еще хотел бы обратить внимание: никакая новая власть не наведет порядок без денег. И пока государство не определиться с основами местных финансов, любая реформа местного самоуправления обречена на провал. Это хорошо понимает руководство страны, понимает тот, кто затеял реформу. В ближайшее время эти вопросы, видимо, будут решены. Запускать механизм новых выборов невозможно, если не обосновать, какими будут местные налоги, за счет чего будут жить территории, не обосновать и многие другие финансовые вопросы. В любом случае, мы должны понимать, что новое районирование должно быть основано, в том числе, и на экономической целесообразности.

Студенты межфакультетской группы ПетрГУ интересовались, возможен ли на территории Карелии референдум в связи с реализацией Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации?

Ответ С.Катанандова:

Многое зависит от инициативы с мест. Сейчас в обществе развернулась дискуссия в связи с новым законом. По нашей оценке, к осени она наберет еще большую активность. Например, глава самоуправления одного из южных районов говорит: нам нужен Приладожский район. У кого-то зреет идея объединить Костомукшу с Калевальским районом. Все это нужно обсуждать. Однако особо подчеркну, что никаких планов на этот счет Правительство пока не вынашивает.

Видимо, в первом полугодии следующего года все наиболее важные решения будут приняты. Я не исключаю, что ряд вопросов может быть вынесен на референдум.

Это, действительно, один из ключевых вопросов - как будет устроена власть? Вообще территория республики перекраивалась за свою историю несколько раз. Но в этот раз нам придется отнестись к этому очень внимательно, серьезно и с экономическим обоснованием.

Хочу еще раз особо подчеркнуть: все будет сделано с учетом мнения людей.

Не секрет, что вопросы о том, кому принадлежит часть собственности в Карелии, постоянно возникают на различных встречах с Главой РК, в письмах на адрес Администрации Главы РК. Журналисты на встрече спросили С.Катанандова о его отношении к тому, что часть собственности в Карелии принадлежит москвичам.

Ответ С.Катанандова:

С чего мы начинали 6 лет назад и почему сегодня о собственности в Республике Карелия можно говорить предельно откровенно?

Вспомним 1998 год. Практически была остановлена экономика республики. К 2002 году предприятия стали действовать. Но и мы поняли, что часть руководителей, часть хозяев, работающих в реальном секторе экономики, несамостоятельны, не могут адаптироваться в новых условиях, никаких изменений не происходит.

К счастью, в ряде городов и районов - в Питкяранте, Костомукше, Сегеже, Надвоицах, Кондопоге - изменения налицо.

Вот почему, исходя из ситуации, мы в республике приняли - приняли открыто, публично, с участием депутатов Законодательного Собрания - новую программу развития Карелии. Эта программа - Концепция - явилась своеобразным образцом в России, потому что мы стали, пожалуй, единственным регионом России, так полно оценившим и спланировавшим свои возможности и силы.

В первые годы моей работы мы взяли за основу протекционизм и опору на собственные силы; поддерживали только своих; республика была закрыта. Сегодня приглашаем в Карелию всех, кто хочет с нами сотрудничать и кто хочет нам помогать. Наш курс - чем больше новых хозяев на предприятиях и производстве, тем лучше будет всем жителям Карелии. Конечно, при условии, что это порядочные люди, что они ведут честный бизнес и платят налоги.

Я считаю, что ничего в этом страшного нет, эта позиция открытая, публичная, и она нам помогает. Около 70 новых предприятий строится на территории Карелии, из них два десятка - в Петрозаводске. В ближайшее время они распахнут свои двери, откроются новые рабочие места. И мы сейчас ведем колоссальную работу, чтобы таких хозяев было больше. И не только из Москвы, но и из Финляндии, Швеции, США. Неслучайно, например, поддерживаем в Медвежьегорске канадского предпринимателя, в Питкяранте - финского, в Костомукше - шведского.

Председатель Медвежьегорского районного совета ветеранов Василий Скудов, заместитель председателя Медвежьегосркого райкома профсоюза медицинских работников Валентина Зайкова, Галина Мисюк из п.Лоухи интересовались возможностью сохранения льготного обеспечения лекарствами в соответствии с федеральными законами "О социальной защите инвалидов", "О ветеранах".

Ответ С.Катанандова

Вопрос об обеспечении лекарствами очень актуален. Многие фирмы начали заниматься распространением лекарств. В чем здесь проблема? В основном, вся фармацевтическая промышленность осталась в странах содружества, а у нас в стране, к сожалению, очень медленно развивается производство лекарств. На территории Карелии вообще практически не производятся лекарственные препараты. Все это способствует тому, что даже отпускные цены на лекарства остаются очень высокими.

Что делает Правительство Карелии в этой связи? Работаем, исходя из наших возможностей. Это - проведение конкурсов по закупке лекарств, работа специальной комиссии, которая смотрит за тем, чтобы не завышались цены нашими дилерами. Это - бесплатные лекарства для определенной категории граждан. Суммы, кстати, из бюджета тратятся на это немалые: десятки миллионов рублей по этой статье. Могу заверить жителей Карелии, что в ближайшее время все, что положено в соответствии с законами о ветеранах и инвалидах, будет выполняться.

Первый заместитель генерального директора ОАО "Карелрыбфлот" (Беломорск) Галина Семенова и председатель СПК "Грумант" (Беломорск) Андрей Отченаш спрашивали, будет ли Карелия иметь право на распределение биологических ресурсов Белого моря? Например, рыбаки Поморья в 2004 году получили разрешение на лов сельди и наваги 27 февраля - это как раз тот период, когда лов уже должен быть прекращен. В настоящий момент идет корюшка, но лов не разрешен. От этого страдают и рыбаки, и переработчики.

Ответ С.Катанандова:

Когда мы высказываем опасения об отмене северных льгот, мы всегда особо оговариваем возможность того, что мы не будем услышаны федеральным центром. Пример получения квот на вылов рыбы - из этого ряда.

Государство сегодня не определилось в этом вопросе, квоты выдаются очень поздно. Ловить корюшку в Белом море сегодня нельзя. Все необходимые документы из Карелии в Москву отправлены, а ответа нет.

Но руки опускать не собираемся, будем отстаивать интересы республики.

Я буду в июне в Беломорске. В одном из поморских сел - Нюхче или Колежме (это мы определим позже) - проведем большую встречу с рыбаками с приглашением туда всех заинтересованных лиц, в том числе - специалистов комитета по рыболовству Российской Федерации.

Многих жителей Карелии интересует судьба лесного комплекса республики. Свои вопросы задали Валерий Лесонен из Калевалы, Василий Герасимов из п.Луусалми Калевальского района, Иван Сметанин из Суоярви. Журналисты в этой связи попросили Главу республики прокомментировать новый Лесной кодекс.

Ответ С.Катанандова:

По Лесному кодексу дискуссии еще продолжаются. Федеральные структуры, к сожалению, не всегда слышат предложения с мест. Что нас не устраивает в этом документе?

Прежде всего, порядок выделения и распределения лесных богатств. Мы настаиваем на том, чтобы государство осознало: в лесных поселках живут и на лесных делянках трудятся живые люди, и жителям районов небезразлично, кто заготавливает древесину, где и как она перерабатывается. Механизмы есть, но нас пока не слышат. Надеюсь, нам удастся отстоять свои интересы, по крайней мере, я буду все для этого делать.

Хотел бы еще раз обратить внимание на то, что сейчас проводится большая административная реформа. И жители глубинки должны чувствовать и верить, что эта реформа не ухудшает ситуацию. Я обращаюсь к коллективам лесхозов: работайте спокойно, подождите результатов реформы.

Вопрос о будущей судьбе Калевальского района задали Надежда Лесонен, Елена Глебова и многие другие жители края.

Ответ С.Катанандова

Положение дел в Калевальском районе очень сложное. Нам не удается пока определить точки роста. Пока не видно, что это лесной район, что основной доход граждане могут получить от заготовки и переработки леса. Так случилось, что все попытки навести порядок в лесном комплексе пока не дают стопроцентного результата. Мы сейчас настаиваем на том, чтобы в лесу в Калевальском районе действовали новые хозяева, пытаемся им помочь. В частности, в Юшкозерском леспромхозе появились новые собственники. Мы в ближайшее время проведем с ними окончательные переговоры о передаче лесов в аренду и, видимо, тем самым закрепим там положение дел.

И рассчитываем на активность населения, потому что, к сожалению, и в Калевальский район приходится привозить людей на заготовку из других территорий Карелии и России.

Понятно, что проблема очень серьезная, и нам придется заниматься этим районом в ближайшее время очень серьезно.

Один из студентов межфакультетской группы ПетрГУ, выходец из Пудожа, задал вопрос, как он пояснил, "от лица своих горожан": как Правительство Карелии помогает Пудожу?

Ответ С.Катанандова:

Мы вмешивались и решали проблемы Пудожа постоянно. Были созданы и работали специальные группы, куда входили сотрудники Правительства. Они не раз выезжали в район, разбирались, помогали. Правительство Карелии специально на своем заседании рассматривало этот вопрос. Я сам не раз выезжал туда с большой группой специалистов Правительства. Если бы мы не помогали, то в Пудоже в последние год-два была бы просто катастрофа - впрочем, как и в Беломорске и в Медвежьегорске, если бы мы не вмешались.

Зиму 2003-2004 годов мы пережили, сейчас помогаем районам подготовиться к новому отопительному сезону.

Многим ясно, что сегодня местная власть Пудожского района ситуацию практически не контролирует. К сожалению, об этом, наверное, нужно было думать и прогнозировать ситуацию, когда выбирали главу местного самоуправления. Сегодня ясно, что именно жители Пудожского края оказались заложниками. Должен сказать жителям Пудожского района, что сегодня закон о местном самоуправлении не позволяет никому, кроме самих жителей района, сменить в районе власть.

Понятно, что мириться с таким положением в районе, как сегодня, нельзя. Что мы делаем? Прежде всего, мы выполним свою функцию, завезем уголь, не оставим район один на один со своими проблемами накануне новой зимы.

Но если уголь будут расходовать нерационально - это будет на совести тех, кто там работает.

И не только в Пудоже. Мы вынуждены постоянно заниматься подготовкой к зиме на всех проблемных территориях - это и Лоухский район, и Калевальский, и Беломорский, и Медвежьегорский, и Пудожский, и Сортавала.

Г.Киреев, руководитель службы информации ОАО "Карельский окатыш", и Н.Бигун, заместитель начальника управления экономического развития и торговли администрации г.Костомукша, спрашивали, как относится Правительство Карелии к разрабатываемому сейчас Правительством Российской Федерации закону об особых экономических зонах РФ с учетом географического положения России и потенциала ее приграничных территорий?

Ответ С.Катанандова:

Это очень интересный и важный проект.

Правительство Карелии будет и в дальнейшем прикладывать все возможные усилия, чтобы на территории Костомукшского горсовета появились новые предприятия. Уже есть неплохой результат, потому что ведется большая работа самими костомукшанами, в том числе с участием комбината.

Мария Миккоева из Сегежи, семья Шаллоевых и Валентина Зайкова из Медвежьегорска спрашивали о развитии системы кредитования жилищного строительства в Карелии.

Ответ С.Катанандова:

За последнее время в республике многое сделано в этой связи, мы и будем дальше продолжать настаивать на том, чтобы финансовые органы, банки с участием государства стимулировали этот процесс. В перспективе мы ожидаем увеличения числа тех граждан, кто получит кредитование. Пользуясь случаем, хочу обратиться к руководству банковских систем с просьбой: поменьше бюрократии, чтобы люди меньше времени тратили на получение кредитов.

Вы знаете, что государство готовит целый пакет проектов, которые должны таким образом изменить ситуацию, чтобы увеличить возможности человека в получении жилья. Безусловно, государство должно строить жилье для работников бюджетной сферы - учителей, врачей. Пока мы этого не делаем из-за отсутствия средств. Надеюсь, что в этом году пакет соответствующих законов будет принят Государственной Думой, и тогда можно ожидать, что возможности строительства и получения жилья будут увеличены.

Директор Сортавальской средней школы №1 Александр Соколов и председатель профсоюзного комитета Калевальской средней школы Тамара Егорова интересовались, будут ли в этом году своевременно выплачены отпускные учителям?

Ответ С.Катанандова:

Как и прежде, республике будет оказана финансовая помощь министерством финансов Российской Федерации. Мы договорились об этом в Правительстве России, работа ведется, проблем я не вижу.

Во время "Прямого диалога" один из ветеранов-петрозаводчан спросил, примут ли участие те ветераны Великой Отечественной войны, которые живут в районах Карелии, но освобождали Петрозаводск, в праздничных торжествах?

Ответ С.Катанандова:

Администрация Петрозаводска собирается пригласить на торжества, посвященные 60-летию освобождения Карелии, всех ветеранов из районов республики, кто принимал участие в освобождении нашей столицы.

Мероприятия не ограничатся только Петрозаводском. Начнутся торжества в Беломорске, где будет открыт мемориал в честь погибших. Мы помним, что Беломорск был столицей Карелии в годы Великой Отечественной войны, и начало торжеств в этом северном городе - неслучайно. Затем будут ряд событий в Олонце, потом в Петрозаводске, а ряд мероприятий продолжатся осенью.

Жители республики интересовались судьбой сельскохозяйственных предприятий. О том, как планируется возрождать Олонецкие плодородные земли, спрашивал Василий Тюрин из Олонца. А журналисты попросили С.Катанандова прокомментировать в этой связи назначение на должность министра сельского хозяйства и продовольствия РК Владимира Собинского.

Ответ С.Катанандова:

Работа министерства сельского хозяйства РК в последнее время меня не устраивала. Связано это было с тем, что это министерство не являлось локомотивом преобразований в деревне, ничего существенного в этом подразделении не происходило, налицо была старая неэффективная система. Здесь требуется новый порядок, новый подход. У меня есть надежда, что Владимир Собинский, молодой, энергичный человек, прошедший хорошую производственную школу, поможет сельскому производству встать на новые рельсы. А это очень нужно, так как социалистическая система в деревне себя изжила. И если преобразований в деревне не будет, ситуация в республике будет ухудшаться.

Мы хорошо понимаем, что сельские жители нуждаются в нашей поддержке. И хотя существует определенная система такой поддержки, пока она не приносит результата. В сельской местности мы постоянно слышим недовольство людей. Что мы реально сегодня делаем - создаем в деревне реальные рабочие места. Это серьезная программа на ближайшие годы, и мы ею занимаемся.

Однако, хотел бы заметить, что и без самих жителей села ситуацию в глубинке не изменить.

Часть вопросов Главе республики касалась реформы органов государственной власти.

Ответ С.Катанандова:

В ближайшее время будут внесены изменения в структуру Правительства Карелии, будет сокращено количество министерств и ведомств. Надеюсь, что Законодательное Собрание поддержит меня. Все это подразумевает сокращение численности чиновников, это не радикальное сокращение, но значительное.

Хотел бы вообще заострить внимание на вопросе сокращений затрат бюджетной сферы. Мы не преследуем цели сокращать численность учителей, врачей, других работников бюджетной сферы. Многие просто спекулируют вокруг этого вопроса, многие ведут себя нечестно. Проблема ведь в чем? Нам надо более практично, прагматично, рационально расходовать те деньги, которые вкладываются в социальную сферу. Деньги немалые. Более 70 процентов бюджета идет на то, чтобы работала социальная сфера. Это большие средства, и нам небезразлично, как они расходуются.

Следует подумать и о том, чтобы это все делать по нормативам. Нормативы утверждены законом, и нужно контролировать эти процессы. В частности, административная реформа направлена и на то тоже, чтобы во всех районах количество чиновников и начальников соответствовало нормативу, принятому Законодательным Собранием. Так вот в ряде районов, в том числе и в крупных городах, до сих пор не сокращается численность чиновников, и я не понимаю позиции районных советов по этим вопросам. Мне нужна в этом деле поддержка, я уже не раз говорил об этом. Закон о местном самоуправлении позволяет утверждать смету расходов для администраций местного самоуправления самостоятельно, без нашего участия.

О проблемах транспортного сообщения в районах Главе республики задавали вопросы Надежда Лесонен из п.Калевала, Галина Мисюк из п.Лоухи, кондопожане Пепоева, Костенко, Санникова, Медведева, редактор газеты "Новая Кондопга" Людмила Лопаткина.

Ответ С.Катанандова:

Общественный транспорт должен дотироваться из районной или городской казны. Без этого он жить не может. К сожалению, в ряде районов казна сегодня пуста, акционерные кампании сократили отчисления налогов. Но в общественном сознании складывается впечатление, что виновато в этом государство, республиканская власть.

Без помощи местной власти общественный транспорт работать не будет. Но, к сожалению, нам не удается в некоторых районах убедить органы местного самоуправления глубже и серьезнее разобраться в этом вопросе.

Практически из всех районов республики поступили вопросы, связанные с необходимостью поставить заслон "левой" водке. Эта проблема беспокоит Василия Тюрина из Олонца, Надежду Засекову из п.Муезерский, Нину Леонтьеву из п.Поросозеро Суоярвского района и многих других.

Ответ С.Катанандова:

Сегодня алкоголизм находится на третьем месте в списке причин мужской смертности в России. Проблема очевидна. Я настаиваю на том, чтобы государство ввело монополию на продажу спиртного, ужесточило наказание за продажу "левой" водки. Сегодня же происходит так, что водочная мафия пока берет верх, лоббирует свои интересы.

Надеюсь, что Государственная Дума услышит нас, рассмотрит этот вопрос. Вещи это небезобидные. Надеяться на то, что граждане станут сознательными и перестанут покупать "левую" водку, а милиция самостоятельно перекроет все каналы, - недостаточно. Нужны системные меры на уровне государства.

Однако подчеркну и повторю, что мы не самоустраняемся от решения этой проблемы. Наводим и будем продолжать наводить порядок. За прошлый год более 500 фактов незаконного производства и продажи спиртного выявлено на территории республики. Изъяты сотни тонн спирта, десятки тысяч бутылок подпольной водки. Понятно, что мизерные наказания, элементарные штрафы никого не пугают.

Но это вопрос времени, вопрос, который требует решения на государственном уровне. Мы не снимаем с себя ответственности, но понимаем, что проблему надо рассматривать и решать не только в одной отдельно взятой Карелии.

Материал подготовила Наталья Волкова

Техническая поддержка портала
Создано 21 мая 2004. Отредактировано 22 июня 2004.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2018
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.