Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Сергей Катанандов: "Мы открыты для контроля"

В ходе состоявшейся 18 мая "Прямого диалога" Глава Карелии ответил на десятки вопросов жителей республики.

Вынесенную в заголовок фразу С.Катанандов произнес, комментируя нашумевшее сообщение о пресечении деятельности некой "организованной преступной группы" в одной из структур карельского правительства. По его мнению, в этом случае милиция оказалась втянута в политические игры, поспешив до суда дать голословные оценки по еще не законченному уголовному делу. Подобное заявление он назвал "ангажированным и направленным против руководства республики", одновременно подчеркнув: "Мы сами активно способствуем раскрытию экономических преступлений... Подобные нарушения было бы невозможно выявить без проверок Контрольно-ревизионного управления Минфина Карелии..." Отметив, что в последние годы в республике было возбуждено более 20 дел против руководителей разного ранга, Глава РК посоветовал обращаться за сведениями о ходе интересующего всех расследования к прокурору. Но вновь подтвердил, что как только у самого правительства появятся законные основания огласить данные следствия, они будут обязательно обнародованы.

Открытость республиканской власти продемонстрировало и проведение столь необычного "Прямого диалога", в ходе которого вопросы высшему должностному лицу Карелии задавались как непосредственно из аудитории ПетрГУ, где вместе со студентами межфакультетской группы университета собрались представители более тридцати печатных и электронных СМИ, так и с улицы Анохина, где работала передвижная телевизионная станция ГТРК "Карелия", или из районов по телефону и по Интернету. В режиме прямой видеоконференции на связь с Петрозаводском выходили Костомукша, Сортавала, Беломорск и Медвежьегорск. Телефонные звонки и вопросы по Интернету поступали также из Калевальского, Питкярантского, Лоухского, Пряжинского и других районов.

Выделим из полуторачасового разговора особо значимые тематические блоки, отразившие живой интерес жителей Карелии к деятельности республиканского руководства.

О бюджете

Начну со своего вопроса Главе РК, поскольку считаю его крайне актуальным с учетом нерешенности финансовых проблем до конца нынешнего года. Итак, дефицит республиканского бюджета-2004 изначально обозначался цифрой в 1,5 миллиарда рублей. Какие же теперь появились виды на пополнение его доходной части?

По словам С.Катанандова, дополнительные доходы Карелии с начала года составили 200 миллионов рублей, еще полмиллиарда обещало выделить российское правительство, около 300 миллионов рублей ожидается выручить от продажи государственных пакетов акций ряда предприятий по утвержденной Законодательным Собранием РК программе приватизации... Однако на 500 миллионов дефицит все-таки остается.

Отсюда как раз происходит вынужденная постановка задачи по жесткой экономии бюджетных средств. При том что на зарплату бюджетникам приходится до 60% всех расходов, на прочие необходимые нужды (содержание сферы соцкультбыта и ЖКХ) денег катастрофически не хватает. Значит, надо или больше зарабатывать, или меньше тратить.

Пополнить казну можно за счет увеличения сбора налогов и роста экономики. Те предприниматели, которые оплачивают труд своих работников "черным налом" (по вопросу с улицы Анохина), обворовывают всех нас. Надо убедить людей честно платить налоги. Государство снижает налоговую нагрузку на бизнес именно для того, чтобы поддержать его поступательное развитие и вывести из тени реальные доходы граждан, увеличив тем самым налогооблагаемую базу. Правительство Карелии не намерено мириться с порочной практикой выдачи зарплаты в конвертах и будет эту острую проблему решать постоянно.

Об экономике

Отвечая на вопрос об экономических перспективах Карелии и инвестиционной привлекательности отдельных районов, С.Катанандов подчеркнул, что лично курирует осуществление 70 многообещающих проектов, с которыми связывается открытие 30 тысяч рабочих мест. Такие точки роста можно выделить в каждом районе - по освоению богатых месторождений природных ископаемых и камня, по добыче рыбы и лесопереработке...

Реализация этих планов практически решит существующие проблемы трудоустройства, на которые обратила внимание студентка ПетрГУ Марина Гагарина. Сейчас работу в республике периодически ищут до 25 тысяч человек, официально зарегистрированы безработными около 10 тысяч, но это при наличии почти 7 тысяч вакансий. Новые производства вполне удовлетворят потребности рынка труда.

Правда, требуется еще урегулировать отношения с федеральным центром в ясном разграничении полномочий по распоряжению предметом труда. Например, карельское правительство не согласно с введенным новым Лесным кодексом порядком распределения лесов (в ответ на вопрос корреспондента ИТАР -ТАСС). Оно стремится к преодолению сложной ситуации в лесных поселках, к переговорам об условиях аренды лесов с новыми собственниками леспромхозов, от которых зависит обеспечение нормальной жизни в глубинке (по вопросу В.Тарасова из Юшкозера).

Ошибки в столь ответственном деле грозят такими же печальными результатами, какие фактически обескровили рыбную отрасль. Квоты на вылов рыбы сейчас выделяются с опозданием, из-за чего карельские поморы оказались отрезаны от сельдяной путины и не могут своевременно начать лов корюшки. Благо хоть удалось добиться отмены аукционов по продаже квот. Однако чувствуется, как тяжело переживают очередной переходный период работники "Карелрыбфлота" в Беломорске. Отвечая на их обращение, Глава Республики обещал в июне приехать в Беломорский район и на месте обсудить нужды рыбаков.

Перспективной идеей назвал С.Катанандов создание благоприятных условий для развития экономики приграничной Костомукши, поддержав предложения начальника информационной службы ОАО "Карельский окатыш" Георгия Киреева. Доказать право на особый статус территории там предстоит продуктивным осуществлением ряда новых проектов - расширением производства на АО "Кархакос", строительством мебельной фабрики концерна "Икеа" и завода взрывчатых веществ.

Пояснения Главы РК по серии вопросов на темы сельского хозяйства (из Эссойлы, Петрозаводска, Сортавалы) сводились к следующему: деревню необходимо поддержать возможным увеличением дотаций и субсидий, но параллельно пора налаживать на селе действенные рыночные механизмы, способные обеспечить более эффективную работу сельхозпредприятий.

О льготах

По поводу высказанной тревоги о вероятной отмене северных льгот С.Катанандов не стал лукавить: да, такая угроза действительно существует. В Минэкономразвития России разработана схема нового районирования, урезающая границы "северов", в частности за счет исключения из них Карелии. Жесткий разговор на эту тему состоялся на апрельском заседании Госсовета при Президенте РФ в Салехарде. Пока остановились на том, что наряду с подготовкой новых подходов и законов нельзя отказываться от оказания Русскому Северу серьезной помощи. Руководство республики вместе с председателем комитета российской Госдумы по северам Валентиной Пивненко предпринимает усилия не допустить ущемления интересов земляков.

Глава Карелии не видит необходимости отменять и другие формы льгот, например по бесплатному проезду ветеранов в общественном транспорте. Другое дело, что федеральный бюджет в полной мере эти затраты не покрывает. Надо изыскивать средства для дотаций на местах, чтобы жители той же Тивдии не страдали от того, что автобусы в их деревню почти вовсе перестали ходить. На пригородных поездах и будущих местных электричках льготы для ветеранов сохранятся за счет дотаций из республиканского бюджета.

Гораздо труднее сдержать рост цен на лекарства и полностью обеспечить гарантии бесплатной выдачи обозначенного перечня лекарственных препаратов всем категориям льготников. Ведь доля собственного производства лекарственных средств в России не слишком велика, а импортные стоят дорого. Влияние на ценовую политику продавцов возможно здесь лишь через проведение конкурсов на право розничной торговли медикаментами и ограниченные компенсации из бюджета за бесплатные лекарства.

Жителями Сегежи и Медвежьегорска были подняты вопросы о своеобразной современной льготе - ипотечном кредитовании жилищного строительства, в частности в рамках программы господдержки молодых семей. С.Катанандов сообщил, что ипотекой воспользовались в республике уже более 100 человек. Но признал, что пока получение кредитов довольно затруднено жесткими условиями банков об имущественном залоге, высокими процентными ставками, иными бюрократическими препонами. Возможно, скоро ситуация изменится к лучшему - государство завершает разработку пакета законов, направленных на активизацию жилищного строительства. Если же говорить об особенностях республиканской программы поддержки молодых семей, их подробно разъяснят заявителям специалисты, которые будут отправлены в общественную приемную "Диалог "Медвежьегорского района.

О местном самоуправлении

В "Прямом диалоге" Главе Республики вновь пришлось давать строгие оценки тем администрациям МСУ, которые допустили ощутимые для жителей промахи в период отопительного сезона. В ответ на обращение из Беломорска он твердо обещал помощь карельского правительства в преодолении хронических неурядиц, типичных для местной системы ЖКХ. Организационные выводы там уже сделаны - сменено руководство, обманывавшее всех бодрыми рапортами о готовности к зиме. В Пудоже тоже вряд ли удалось бы избежать катастрофы, если бы не своевременное вмешательство правительства, снова взявшего на себя обязательства по поставкам в район достаточных запасов угля.

Кроме того, студенты межфакультетской группы университета и жители Костомукши настойчиво интересовались порядком проведения реформы органов местного самоуправления на этапе формирования новых муниципальных образований и возможного изменения границ районов при условии их объединения друг с другом в муниципальные округа.

С.Катанандов назвал этот процесс весьма деликатным. Действительно, согласно принятому федеральному закону "Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к 2006 году повсеместно должны быть сформированы новые органы муниципальной власти на двух уровнях - поселенческом и окружном. При объединении районов в округа вероятно укрупнение административно-территориальных единиц. Дискуссии по этой теме уже начались, осенью они наверняка активизируются, чтобы в следующем году люди могли определиться в своем отношении к нововведениям. В истории страны и республики подобные перекройки происходили не раз. Чаще без всякого учета мнения населения. Сейчас желательно избежать агрессивных действий. Все детали нужно точно проработать, обсудить с людьми и принимать решения, опираясь на волю большинства. Вполне возможно использование в определении волеизъявления граждан демократичного механизма референдумов.

Что же касается назначения выборов в новые муниципалитеты, то торопиться с этим,пожалуй, не следует. Действующие органы местного самоуправления вправе доработать срок своих полномочий до весны 2006 года, пока изменения в системе не будут тщательно подготовлены. А при создании новых муниципальных образований на поселенческом уровне выборы, конечно, надо проводить.

С.Катанандов ответил также на вопросы о сокращении аппарата правительства в рамках административной реформы и подготовке к празднованию 60-летия освобождения Карелии, о мерах борьбы с фальсифицированной водкой и распространением наркотиков, о путях утверждения здорового образа жизни и развитии спорта, о поддержке детей-сирот и библиотечного дела, содействии проектам в сферах образования, здравоохранения, культуры... Всего за полтора часа по всем действовавшим каналам к нему поступило более сорока обращений. Главным достоинством состоявшейся акции стала ее особая публичность, лишний раз подтвердившая тезис об открытости карельской власти для общественного контроля.

Андрей Фарутин
"Карелия", май 2004

Техническая поддержка портала
Создано 8 июня 2004. Отредактировано 8 июня 2004.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2018
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.