УКАЗ

ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

31 июля 2013 года № 63

г. Петрозаводск

Постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации законо-проектной деятельности Главы Республики Карелия.

2. Признать утратившим силу Указ Главы Республики Карелия от 18 февраля 2011 года № 12 «Об организации законопроектной деятельности Главы Республики Карелия» (Собрание законодательства Республики Карелия, 2011, № 2, ст. 138).

Глава
Республики Карелия
А.П. Худилайнен

Утверждено Указом
Главы Республики Карелия
от 31 июля 2013 года № 63

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации законопроектной деятельности
Главы Республики Карелия

I. Планирование законопроектной деятельности
Главы Республики Карелия

1. Законопроектная деятельность Главы Республики Карелия осуществляется в соответствии с программой законодательных инициатив Главы Республики Карелия (далее – Программа) на полугодие.

2. Программа формируется на основании федерального законодательства, ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития Республики Карелия, программных документов Российской Федерации и Республики Карелия.

Органы исполнительной власти Республики Карелия (далее – органы исполнительной власти) в обязательном порядке разрабатывают и представляют предложения о включении в Программу законопроектов в установленных сферах деятельности, которые должны обеспечивать в полном объеме реализацию полномочий Главы Республики Карелия, Правительства Республики Карелия, иных органов исполнительной власти.

В целях синхронизации правовых актов Республики Карелия с федеральным законодательством (далее – синхронизация) органы исполнительной власти проводят постоянный мониторинг изменений федерального законодательства в соответствующей сфере деятельности и готовят предложения об уточнении Программы с учетом вступивших в силу изменений федерального законодательства.

3. Обеспечение формирования Программы осуществляет Министерство юстиции Республики Карелия (далее – Министерство юстиции) на основе предложений органов исполнительной власти и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

4. Предложения о разработке законопроектов для включения в проект Программы направляются органами исполнительной власти и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Министерство юстиции ежегодно до 1 июня и 1 декабря.

5. Предложение о включении законопроекта в Программу должно содержать:

а) рабочее наименование законопроекта;

б) обоснование необходимости принятия законопроекта, в том числе его предмет правового регулирования и основные положения;

в) наименование органа исполнительной власти либо территориального органа федерального органа исполнительной власти, являющегося основным исполнителем законопроекта, и перечень соисполнителей;

г) ориентировочный срок внесения законопроекта в Законодательное Собрание Республики Карелия.

6. Проект распоряжения Главы Республики Карелия об утверждении Программы разрабатывается Министерством юстиции с учетом мнения Заместителя Главы Республики Карелия по взаимодействию с Законодательным Собранием Республики Карелия (далее – Заместитель Главы Республики Карелия).

7. Программа утверждается Главой Республики Карелия. Проект распоряжения Главы Республики Карелия об утверждении Программы вносится Министерством юстиции.

8. Утвержденная Программа направляется Администрацией Главы Республики Карелия (далее – Администрация) в Законодательное Собрание Республики Карелия, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия (далее – орган юстиции), Прокуратуру Республики Карелия, органы исполнительной власти.

9. Предложения по уточнению Программы разрабатываются, направляются и рассматриваются в порядке, предусмотренном пунктами 4-6 настоящего Положения.

10. При необходимости оперативного законодательного регулирования правовых отношений, во исполнение федеральных нормативных правовых актов, Конституции Республики Карелия, поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Главы Республики Карелия законопроект может быть разработан вне Программы.

11. Координацию деятельности органов исполнительной власти по исполнению Программы и контроль за выполнением Программы осуществляет Министерство юстиции. В указанных целях Министерство юстиции:

рассматривает отчеты о ходе выполнения Программы и синхронизации законодательства органами исполнительной власти;

заслушивает должностных лиц органов исполнительной власти, ответственных за подготовку законопроектов, о законопроектной деятельности и деятельности по представлению законодательных инициатив Главы Республики Карелия в Законодательном Собрании Республики Карелия.

Основные исполнители ежеквартально, не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим кварталом, направляют в Министерство юстиции информацию о выполнении ими Программы.

Министерство юстиции ежегодно, до 1 февраля, направляет Главе Республики Карелия отчет о выполнении Программы.

12. Руководители органов исполнительной власти несут персональную ответственность за качество и соблюдение сроков подготовки законопроектов, предусмотренных Программой, представление законодательных инициатив Главы Республики Карелия в Законодательном Собрании Республики Карелия и соблюдение иных требований настоящего Положения.

II. Порядок образования и деятельности рабочих групп
по подготовке законопроектов

13. В целях подготовки законопроектов, включенных в Программу, основным исполнителем по поручению Главы Республики Карелия, Заместителя Главы Республики Карелия, Министра юстиции Республики Карелия могут быть образованы рабочие группы.

14. В состав рабочей группы включаются представители основного исполнителя, соисполнителей, иных заинтересованных органов исполнительной власти. К участию в деятельности рабочей группы могут приглашаться депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия, сотрудники Аппарата Законодательного Собрания Республики Карелия, судебных органов, прокуратуры Республики Карелия, органа юстиции, других государственных органов, а также специалисты иных организаций.

15. Рабочую группу возглавляет представитель основного исполнителя (не ниже заместителя руководителя органа исполнительной власти). Руководитель рабочей группы утверждает порядок и план работы рабочей группы и несет персональную ответственность за своевременную подготовку законопроекта.

16. Рабочая группа обеспечивает подготовку законопроекта и иных материалов в соответствии с настоящим Положением.

17. Организационно-техническое обеспечение деятельности рабочей группы осуществляет основной исполнитель.

III. Порядок подготовки законодательных инициатив
Главы Республики Карелия

18. Органы исполнительной власти разрабатывают проекты законов во исполнение Программы, иных актов и поручений Главы Республики Карелия, а также по собственной инициативе.

19. Законопроект визируется руководителем юридической службы органа исполнительной власти, являющегося основным исполнителем, или специалистом по правовым вопросам при отсутствии в органе исполнительной власти юридической службы.

Виза руководителя юридической службы органа исполнительной власти (специалиста по правовым вопросам) подтверждает, что законопроект соответствует законодательству, правилам юридической техники, не содержит коррупциогенных факторов и подготовлен в соответствии с требованиями настоящего Положения.

20. Основной исполнитель направляет подготовленный им законопроект на заключение в заинтересованные органы исполнительной власти, иные органы и организации. С учетом высказанных названными органами и организациями замечаний и предложений основной исполнитель дорабатывает проект закона и повторно согласовывает окончательный вариант. Срок рассмотрения законопроекта заинтересованными органами исполнительной власти составляет 15 календарных дней.

21. В случае представления органом исполнительной власти замечаний и возражений, выходящих за пределы установленной сферы деятельности органа исполнительной власти, представившего их, такие замечания и возражения могут не учитываться основным исполнителем.

22. Согласование законопроекта оформляется визой, которая включает в себя: наименование должности руководителя органа исполнительной власти, иного органа или организации (лица, исполняющего его обязанности), личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату. При отсутствии хотя бы одного из элементов визы, указанных в настоящем пункте, виза является недействительной. Срок действия визы составляет три месяца со дня визирования до дня поступления законопроекта в Министерство юстиции.

23. При наличии разногласий по законопроекту основой исполнитель должен обеспечить обсуждение его с заинтересованными органами исполнительной власти, иными органами и организациями с целью поиска взаимоприемлемого решения. По результатам обсуждения составляется протокол согласительного совещания, в котором должно быть указано решение с обоснованием либо возможности внесения законопроекта на рассмотрение Главе Республики Карелия, либо прекращения дальнейшей работы над законопроектом.

24. После согласования органами исполнительной власти, иными органами и организациями законопроект вносится разработчиком проекта на рассмотрение первому заместителю Главы Республики Карелия, заместителю Главы Республики Карелия или Руководителю Администрации Главы Республики Карелия в соответствии с распределением компетенции.

25. Законопроект после его согласования (визирования) первым заместителем Главы Республики Карелия, заместителем Главы Республики Карелия или Руководителем Администрации Главы Республики Карелия в соответствии с распределением компетенции направляется основным исполнителем на согласование в орган юстиции.

26. К законопроекту прилагается пояснительная записка, в которой содержатся:

1) обоснование необходимости принятия законопроекта;

2) место проекта в системе действующего законодательства, соответствие его Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Республики Карелия, законам Республики Карелия;

3) перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, отмене, изменению в связи с принятием данного законопроекта;

4) предложения о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации законопроекта;

5) финансово-экономическое обоснование – в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных финансовых или материальных затрат;

6) перечень органов и лиц, являющихся инициаторами разработки законопроекта, лиц и организаций, принимавших участие в его подготовке;

7) указание на отсутствие в законопроекте коррупциогенных факторов.

27. К законопроекту также прилагаются:

а) проекты нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации законопроекта;

б) лист (листы) согласования со всеми заинтересованными органами и организациями по форме, установленной согласно приложению к настоящему Положению (подлинники);

в) протокол согласительного совещания (в случае его проведения).

28. После согласования с органом юстиции орган исполнительной власти – основной исполнитель (разработчик) направляет законопроект в Министерство юстиции с сопроводительным письмом, в котором указываются органы и лица, с которыми законопроект был согласован, кратко излагаются разногласия и высказывается мотивированное мнение о них.

29. За соответствие законопроекта предъявляемым настоящим Положением требованиям, в том числе за качество подготовки законопроектов, своевременное проведение согласований, отвечает основной исполнитель.

В случае если законопроект подготовлен в соответствии с Программой, основной исполнитель несет ответственность за соблюдение срока его подготовки.

30. Не позднее первого числа месяца, указанного в Программе, законопроект со всеми заключениями, пояснительной запиской и иными материалами в соответствии с требованиями настоящего Положения направляется основным исполнителем в Министерство юстиции.

При невозможности подготовки законопроекта, соблюдения срока его подготовки основной исполнитель должен заблаговременно подготовить и внести в установленном порядке проект распоряжения Главы Республики Карелия о внесении изменений в Программу.

31. Текст законопроекта и приложений к нему, другие материалы должны быть представлены в виде печатных и электронных документов (в электронном виде направляются по электронной почте на адрес: pravo@mirsud.onego.ru).

32. Министерство юстиции вправе определять полноту согласования законопроекта и при необходимости принимать решение о дополнительном согласовании.

33. Законопроект, разработанный или согласованный с нарушениями настоящего Положения, не подлежит рассмотрению Министерством юстиции и возвращается без рассмотрения основному исполнителю.

34. Рассмотрение законопроекта осуществляется Министерством юстиции в течение пятнадцати рабочих дней со дня, следующего за днем поступления законопроекта в Министерство юстиции.

35. Министерство юстиции осуществляет юридическую экспертизу законопроекта на предмет его соответствия законодательству, требованиям юридической техники, оценивает законопроект на наличие (отсутствие) коррупциогенных факторов и согласует (визирует) законопроект или готовит заключение.

36. В случае выявления незначительных недостатков законопроект может быть согласован (завизирован) с правками Министерства юстиции, направленными на устранение указанных недостатков. В случае наличия у Министерства юстиции неустранимых замечаний к законопроекту, а также в случае, если внесение изменений повлечет существенное изменение законопроекта, Министерством юстиции готовится заключение.

37. Если устранение указанных в заключении Министерства юстиции недостатков возможно, доработанный законопроект вновь направляется в Министерство юстиции с возобновлением срока рассмотрения, предусмотренного пунктом 34 настоящего Положения.

38. Законопроект, завизированный Министром юстиции Республики Карелия, передается для визирования Заместителю Главы Республики Карелия, после чего Министерство юстиции представляет законопроект Главе Республики Карелия для его внесения в Законодательное Собрание Республики Карелия.

39. Заключение на законопроект подписывается Министром юстиции Республики Карелия и направляется основному исполнителю. Заключение предоставляется для сведения Заместителю Главы Республики Карелия.

40. Неурегулированные разногласия по законопроекту, не носящие правового характера, рассматриваются Заместителем Главы Республики Карелия по инициативе основного исполнителя или соисполнителей законопроекта с участием Министерства юстиции, представителей заинтересованных органов исполнительной власти, иных органов и организаций. По результатам обсуждения Заместитель Главы Республики Карелия вносит Главе Республики Карелия предложения о возможности направления законопроекта в порядке законодательной инициативы либо о прекращении дальнейшей работы над законопроектом и исключении его из Программы.

41. Законопроект вносится Главой Республики Карелия в Законодательное Собрание Республики Карелия с приложением документов, предусмотренных Регламентом Законодательного Собрания Республики Карелия.

42. Законопроект, поступивший из Законодательного Собрания Республики Карелия, регистрируется Администрацией и передается в Министерство юстиции.

Министерство юстиции направляет законопроект в органы исполнительной власти, иные органы для рассмотрения и дачи заключения.

Срок представления заключений определяется Министерством юстиции с учетом сроков, установленных Законодательным Собранием Республики Карелия.

После получения всех заключений Министерство юстиции готовит проект предложений, поправок Главы Республики Карелия по законопроекту, согласовывает их с Заместителем Главы Республики Карелия и направляет Главе Республики Карелия для подписания.

43. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств Республики Карелия, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Республики Карелия, которые поступили из Законодательного Собрания Республики Карелия в соответствии со статьей 42 Конституции Республики Карелия, направляются Министерством юстиции в Министерство финансов Республики Карелия для подготовки им проекта заключения Главы Республики Карелия в Законодательное Собрание Республики Карелия в установленный Министерством юстиции срок. Министерство юстиции может направить законопроект в заинтересованные органы исполнительной власти для выяснения их позиции по рассматриваемому вопросу. В случае выявления различных мнений органов исполнительной власти Министерство юстиции или Заместитель Главы Республики Карелия проводит совещание для выработки согласованной позиции по законопроекту и подготовки доклада Главе Республики Карелия. Поправки к законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств Республики Карелия, а также к другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет бюджета Республики Карелия, рассматриваются в аналогичном порядке.

Окончательный проект заключения Главы Республики Карелия готовится Министерством юстиции.

44. Направленный Главе Республики Карелия для обнародования принятый Законодательным Собранием Республики Карелия закон Республики Карелия регистрируется Министерством юстиции в день поступления, и от этой даты идет отсчет срока его подписания и официального опубликования либо отклонения.

Не позднее дня, следующего за днем поступления закона Республики Карелия, Министерство юстиции направляет его заинтересованным органам исполнительной власти, в орган юстиции. Заинтересованные органы исполнительной власти в течение срока, установленного Министерством юстиции, осуществляют проверку и подготовку заключения о возможности подписания закона Республики Карелия либо заключения о его отклонении с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений (проект вето).

Согласующие органы направляют представленные заключения в Министерство юстиции. Министерство юстиции согласовывает закон Республики Карелия или готовит проект письма Главы Республики Карелия в Законодательное Собрание Республики Карелия об отклонении закона Республики Карелия.

Закон Республики Карелия оформляется для подписания и официального опубликования Министерством юстиции.

45. Предложения по проектам иных инициатив Главы Республики Карелия, направляемых в Законодательное Собрание Республики Карелия в соответствии со статьей 51 Конституции Республики Карелия, оформляются в виде проектов постановлений Законодательного Собрания Республики Карелия.

Основные исполнители направляют в Министерство юстиции соответствующий проект постановления Законодательного Собрания Республики Карелия, согласованный в порядке, предусмотренном настоящим Положением для согласования законопроектов. К проекту постановления Законодательного Собрания Республики Карелия прилагаются проект письма (обращения) Главы Республики Карелия в Законодательное Собрание Республики Карелия и пояснительная записка с обоснованием необходимости принятия Законодательным Собранием Республики Карелия решения по инициативе Главы Республики Карелия.

Дальнейшая работа над проектами иных инициатив Главы Республики Карелия осуществляется в порядке, установленном для законодательных инициатив.

IV. Порядок участия руководителей и представителей органов исполнительной власти в законопроектной деятельности

46. Направленные Главой Республики Карелия в Законодательное Собрание Республики Карелия законопроекты, заключения, иные документы представляет в Законодательном Собрании Республики Карелия и его рабочих органах Заместитель Главы Республики Карелия.

По поручению Главы Республики Карелия, Заместителя Главы Республики Карелия представлять законопроекты, заключения, иные документы в Законодательном Собрании Республики Карелия могут члены Правительства, руководители органов исполнительной власти и их заместители.

Заместитель Главы Республики Карелия при необходимости вправе привлекать иных представителей органов исполнительной власти в целях разъяснения ими положений законопроектов и обоснования позиции Главы Республики Карелия при рассмотрении поправок к ним.

В случаях, когда основным исполнителем (соисполнителем) законопроекта является территориальный орган федерального органа исполнительной власти, Заместитель Главы Республики Карелия информирует указанный орган о дате, времени и месте рассмотрения законопроекта на заседаниях Законодательного Собрания Республики Карелия и его рабочих органов.

47. Руководители органов исполнительной власти (их заместители) согласовывают с Заместителем Главы Республики Карелия вопросы, связанные с законопроектной деятельностью, и информируют Заместителя Главы Республики Карелия о результатах взаимодействия органов исполнительной власти с Законодательным Собранием Республики Карелия и его рабочими органами. Правовые вопросы законопроектной деятельности согласовываются также с Министерством юстиции.

Руководители органов исполнительной власти (их заместители) обязаны представлять Заместителю Главы Республики Карелия необходимую информацию, в том числе информировать его о позиции соответствующих органов исполнительной власти по законопроектам, находящимся на рассмотрении в Законодательном Собрании Республики Карелия, и согласовывать с ним указанную позицию.

Руководители органов исполнительной власти (их заместители или иные представители органов исполнительной власти, кандидатура которых предварительно согласована с Заместителем Главы Республики Карелия) обязаны являться в кабинет Главы Республики Карелия в здании Законодательного Собрания Республики Карелия (Куйбышева, 5) за 15 минут до начала заседания комитета Законодательного Собрания Республики Карелия или начала совещания, заседания рабочей группы для проведения оперативного совещания с Заместителем Главы Республики Карелия.

48. Представление руководителями органов исполнительной власти (сотрудниками органов исполнительной власти Республики Карелия) проектов, заключений и иных материалов по вопросам, связанным с законопроектной деятельностью, непосредственно в Законодательное Собрание Республики Карелия и в его рабочие органы не допускается.

49. Заместитель Главы Республики Карелия, руководители и иные представители органов исполнительной власти не вправе выражать в Законодательном Собрании Республики Карелия позицию по законопроектам, поправкам к ним, иным вопросам отличную от позиции Главы Республики Карелия, Правительства Республики Карелия.