Утверждена постановлением
Правительства Республики Карелия
от 3 марта 2014 года № 49-П
Подпрограмма 3 «Развитие инновационной деятельности»
ПАСПОРТ подпрограммы 3
«Развитие инновационной деятельности»
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство экономического развития Республики Карелия |
Соисполнители подпрограммы |
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия |
Цель подпрограммы |
создание благоприятных условий инновационной деятельности для динамичного развития и повышения конкурентоспособности Республики Карелия |
Задачи подпрограммы |
содействие ускоренному развитию конкурентоспособного сектора исследований и разработок в Республике Карелия; формирование и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере инновационной деятельности; создание условий для разработки и внедрения передовых технологий и инноваций в экономику и социальную сферу |
Показатели результатов подпрограммы |
число предприятий, осуществляющих инновационную деятельность; затраты на технологические инновации предприятий; численность персонала, занятого исследованиями и разработками |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2014-2020 годы. Этапы не выделяются |
Финансовое обеспечение подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы составляет 321 300,00 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования: за счет средств бюджета Республики Карелия – 189 300,00 тыс. рублей; за счет средств федерального бюджета (субсидии) – 132 000,00 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
ожидаемыми результатами реализации подпрограммы в 2020 году к уровню 2012 года являются: рост числа предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в 1,9 раза; увеличение затрат на технологические инновации предприятий в 2,5 раза; увеличение численности персонала, занятого исследованиями и разработками, на 3% |
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Приоритетным направлением социально-экономического развития страны, повышения национальной конкурентоспособности, значительного улучшения качественного уровня жизни населения, обозначенным в стратегических документах Российской Федерации и Республики Карелия, является переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития.
В области инновационного развития Республика Карелия достигла следующих результатов:
созданы инновационные предприятия и элементы инфраструктуры инновационной деятельности, функционирование которых направлено на коммерциализацию научных разработок. Всего в инновационной сфере республики работает не менее 40 таких элементов, в том числе 2 центра трансфера технологий, 1 научно-образовательный центр, 4 инновационно-технологических центра;
осуществляется взаимодействие с Государственным фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. С 2010 года при содействии Правительства Республики Карелия создано и функционирует представительство этого фонда в республике;
ежегодно создается 2-3 инновационных субъекта малого и среднего предпринимательства;
создана Межведомственная рабочая группа по развитию инновационной деятельности при Министерстве экономического развития Республики Карелия;
принят Закон Республики Карелия от 9 октября 2012 года № 1639-ЗРК «О государственной поддержке инновационной деятельности в Республике Карелия»;
распоряжением Правительства Республики Карелия от 25 декабря 2012 года № 818р-П утвержден Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Республике Карелия;
отработаны механизмы взаимодействия с Российским гуманитарным научным фондом и Российским фондом фундаментальных исследований, совместно с которыми финансируются научные проекты в интересах Республики Карелия;
создана и действует система финансирования из бюджета Республики Карелия прикладных научных исследований, направленных на решение актуальных проблем экономического и социального развития Республики Карелия;
организуется участие инновационных предприятий Карелии в российских выставочно-ярмарочных мероприятиях, что способствует продвижению инновацион-ной продукции на внешние рынки;
оказывается финансовая поддержка инновационным субъектам малого и среднего предпринимательства (субсидии, гранты) посредством реализации мероприятий региональной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия до 2014 года».
По данным Карелиястата, на 1 января 2011 года менее 10% организаций из числа обследованных занимается инновационной деятельностью. Следует отметить, что наиболее активными в этом списке являются организации, связанные с производством пищевых продуктов и технического оборудования.
Объем инновационной продукции инновационно-активных организаций в 2011 году составил 0,03 процента от общего объема произведенной продукции инновационно-активных предприятий, что ниже среднероссийского уровня. Затраты на технологические инновации в 2011 году составили 954,6 млн. рублей.
Несмотря на наметившиеся положительные тенденции в инновационной сфере, а также имеющийся научно-инновационный потенциал, уровень инновационного развития недостаточен для решения задач, поставленных Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года.
Исходя из необходимости дальнейшего развития и повышения эффективности региональной инновационной системы, можно сформулировать следующие проблемы, которые необходимо решить в рамках настоящей подпрограммы:
недостаточное количество маркетинговых, научных и иных исследований в сфере инновационной составляющей экономики Республики Карелия;
отсутствие технико-технологической базы в республике для инновационной деятельности (технопарков, центров коллективного пользования и т.п.);
отсутствие на региональном уровне системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы, в том числе государственных и муниципальных служащих;
отсутствие условий для разработки и внедрения передовых технологий и инноваций в экономику и социальную сферу.
Существующие в республике проблемы в области развития науки и инноваций требуют комплексного решения. Оно будет достигнуто с использованием программно-целевого метода, обеспечивающего взаимосвязь целей и задач, комплексный характер и единые подходы к решению имеющихся проблем.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и этапов реализации подпрограммы
Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года определены основные задачи в сфере инновационной политики, базирующиеся на положениях Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Стратегии инновационного развития в Российской Федерации до 2020 года, Комплексной научно-технической программе СЗФО РФ на 2010-2030 годы, Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года.
К приоритетным задачам государственной инновационной политики отнесены:
разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот;
создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров;
преодоление невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники;
развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ;
реализация критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики Республики Карелия;
эффективное использование имеющегося материально-технического, сырьевого и трудового потенциалов, удовлетворение потребностей внутреннего рынка;
содействие адаптации и внедрению лучших мировых практик по развитию инновационных систем;
развитие межрегионального и международного сотрудничества в сфере инноваций.
Целью подпрограммы является создание благоприятных условий инновационной деятельности для динамичного развития и повышения конкурентоспособности Республики Карелия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) содействие ускоренному развитию конкурентоспособного сектора исследований и разработок в Республике Карелия;
2) формирование и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере инновационной деятельности;
3) создание условий для разработки и внедрения передовых технологий и инноваций в экономику и социальную сферу.
Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач и их значения приведены в приложении 1 к государственной программе.
Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы в 2020 году к уровню 2012 года являются:
рост числа предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в 1,9 раза;
увеличение затрат на технологические инновации предприятий в 2,5 раза;
увеличение численности персонала, занятого исследованиями и разработками, на 3%.
Будет обеспечено проведение:
- маркетинговых, научных и иных исследований в сфере инновационной составляющей экономики Республики Карелия;
- научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансируемых за счет средств бюджета Республики Карелия.
Планируется поддержка проектов Правительством Республики Карелия совместно с Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Российскими гуманитарным научным фондом (РГНФ).
Количество сотрудников субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших обучение, составит 180 человек, государственных и муниципальных служащих, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации в сфере инновационной деятельности, – 50 человек.
Будет подана заявка на создание промышленного (индустриального) парка на территории Республики Карелия.
6 субъектов малого предпринимательства получат гранты на создание малой инновационной компании, 12 действующих инновационных компаний – субсидии, 6 субъектов малого предпринимательства – субсидии на приобретение оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров.
Планируется проведение 12 семинаров, круглых столов, конференций, форумов по вопросам деятельности в инновационной сфере.
Количество посещений интернет-ресурса «Инновационный портал Республики Карелия» должно возрасти до 2 800 посещений в год.
Количество участников ежегодного регионального конкурса «Лучший инновационный проект» среди субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность, планируется увеличить до 30 компаний в 2020 году.
Двенадцати действующим инновационным компаниям будет оказана поддержка участия в салонах, выставках, конференциях, ярмарках, «Деловых миссиях инновационных компаний» и иных мероприятиях, связанных с продвижением на региональные и международные рынки продукции, товаров и услуг и предусматривающих экспонирование и показ (демонстрация в действии).
Срок реализации подпрограммы: 2015-2020 годы, без этапов.
III. Характеристика ведомственных и иных программ, включенных в подпрограмму, и основных реализуемых в составе подпрограммы мероприятий
Перечень мероприятий подпрограммы с указанием сроков исполнения, ожидаемых результатов приведен в приложении 2 к государственной программе.
Предложенный комплекс программных мероприятий содержит как принципиально новые для Республики Карелия пути решения существующей проблемы (проведение маркетинговых, научных и иных исследований в сфере инновационной составляющей экономики Республики Карелия; разработка технико-экономического обоснования создания технопарка в сфере высоких технологий, в том числе центров коллективного пользования на территории Республики Карелия; подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих в сфере инновационной деятельности), так и успешно зарекомендовавшие себя мероприятия «Предоставление грантов на создание малой инновационной компании», «Предоставление субсидий действующим инновационным компаниям», которые были реализованы в рамках региональной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия до 2014 года». В целях комплексного подхода к решению поставленных проблем указанные мероприятия предусмотрены к реализации в рамках настоящей подпрограммы.
К важнейшим мероприятиям программы можно отнести следующие:
«Подготовка заявки по созданию промышленного (индустриального) парка на территории Республики Карелия».
В целях реализации мероприятия под промышленным (индустриальным) парком понимается управляемый единым оператором парка (управляющей компанией) комплекс объектов недвижимости (земельный(ые) участок(ки), административные, производственные, складские и иные помещения, обеспечивающие деятельность промышленного парка) площадью не менее 20000 кв. метров и инфраструктуры, которые позволяют компактно размещать малые и средние производства и предоставляют условия для их эффективной работы (далее – промышленный парк).
По итогу реализации мероприятия планируется подача заявки в Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» по созданию технопарка в сфере высоких технологий на территории Республики Карелия;
«Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства образовательных услуг, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации их сотрудников в сфере деятельности инновационной компании».
Специальные образовательные программы для инновационных компаний – предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства образовательных услуг, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации их сотрудников в сфере деятельности инновационной компании.
Субъект малого и среднего предпринимательства осуществляет деятельность на территории Республики Карелия, состоит на учете в налоговом органе в установленном законодательством порядке и отвечает требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Предоставление образовательных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства будет осуществляться образовательными учреждениями, отобранными на конкурсе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
На реализацию мероприятия предполагается привлечение средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»;
«Предоставление грантов на создание малой инновационной компании».
На реализацию мероприятия предполагается привлечение средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»;
«Предоставление субсидий действующим инновационным компаниям, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров».
Поддержка действующих инновационных компаний – субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров.
В целях предоставления субсидий под действующими инновационными компаниями (далее – действующие инновационные компании) понимаются субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие инновационную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», на момент принятия решения о предоставлении субсидии, а также фактически осуществляющие затраты на технологические, продуктовые и процессные инновации в значении, установленном в приказе Росстата от 19 августа 2011 года № 367 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, оплатой труда работников и наукой».
Общая сумма субсидий на компенсацию общих затрат действующей инновационной компании со среднесписочной численностью работников менее 30 человек за счет средств субсидии бюджета не должна превышать 5 млн. рублей.
Общая сумма субсидий на компенсацию общих затрат действующей инновационной компании со среднесписочной численностью работников 30 и более человек за счет средств субсидии бюджета не должна превышать 15 млн. рублей.
На реализацию мероприятия предполагается привлечение средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»;
«Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на приобретение оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров»
Субсидии бюджета предоставляются на конкурсной основе из расчета не более 10,0 млн. рублей на один субъект малого и среднего предпринимательства со среднесписочной численностью работников 30 и более человек, представивший информацию об уплате налогов, предусмотренных в рамках применяемого им режима налогообложения.
На реализацию мероприятия предполагается привлечение средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».
IV. Характеристика мер государственного регулирования
Основными мерами государственного регулирования является формирование и развитие нормативной правовой базы Республики Карелия. Перечень мер приведен в приложении 3.
V. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы (при оказании государственными учреждениями Республики Карелия государственных услуг (работ) в рамках подпрограммы)
Государственными учреждениями Республики Карелия государственные услуги (работы) в рамках подпрограммы не оказываются.
VI. Характеристика основных мероприятий, реализуемых муниципальными образованиями в случае их участия в разработке и реализации подпрограммы
Муниципальные образования в разработке и реализации подпрограммы не участвуют.
VII. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием в реализации подпрограммы
В соответствии с мероприятиям на 2013 год по реализации Основных направлений инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2011-2015 годы, утвержденными распоряжением Правительства Республики Карелия от 7 мая 2013 года № 233р-П, ОАО «Корпорация развития Республики Карелия» поручено исполнение мероприятия «Разработка концепции создания промышленного парка на территории Республики Карелия и подготовка проекта заявки на получение субсидии из федерального бюджета в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства».
VIII. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы планируется осуществлять за счет средств бюджета Республики Карелия, средств федерального бюджета в порядке софинансирования. Для реализации подпрограммы могут привлекаться также средства внебюджетных источников.
Общий объем финансирования подпрограммы в ценах соответствующих лет составляет 321 300,00 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
за счет средств бюджета Республики Карелия – 189 300,00 тыс. рублей;
за счет средств федерального бюджета (субсидии) – 132 000,00 тыс. рублей.
Прогноз объема средств из федерального бюджета основывается на постановлении Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» и планируемых финансовых расходах на софинансирование мероприятий на конкурсной основе.
IX. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
К рискам реализации подпрограммы, которые возникнут в процессе реализации мероприятий подпрограммы, могут быть отнесены:
финансовые риски – связаны с финансированием подпрограммы не в полном объеме;
правовые риски – связаны с отсутствием нормативного регулирования основных мероприятий подпрограммы;
организационные риски – связаны с несвоевременным выполнением мероприятий, предусмотренных подпрограммой.
Управление указанными рисками будет осуществляться проведением мониторинга выполнения мероприятий и показателей подпрограммы.