Утверждена постановлением
Правительства Республики Карелия
от 3 марта 2014 года № 49-П

Государственная программа Республики Карелия
«Экономическое развитие и инновационная экономика
Республики Карелия»

Подпрограмма 3 «Развитие инновационной деятельности»

ПАСПОРТ подпрограммы 3
«Развитие инновационной деятельности»

Ответственный исполнитель подпрограммы

Министерство экономического развития Республики Карелия

Соисполнители подпрограммы

Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия

Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия

Цель подпрограммы

создание благоприятных условий инновационной деятельности для динамичного развития и повышения конкурентоспособности Республики Карелия

Задачи подпрограммы

содействие ускоренному развитию конкурентоспособного сектора исследований и разработок в Республике Карелия;

формирование и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере инновационной деятельности;

создание условий для разработки и внедрения передовых технологий и инноваций в экономику и социальную сферу

Показатели результатов подпрограммы

число предприятий, осуществляющих инновационную деятельность;

затраты на технологические инновации предприятий;

численность персонала, занятого исследованиями и разработками

Этапы и сроки реализации подпрограммы

2014-2020 годы. Этапы не выделяются

Финансовое обеспечение подпрограммы

общий объем финансирования подпрограммы составляет 321 300,00 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

за счет средств бюджета Республики Карелия – 189 300,00 тыс. рублей;

за счет средств федерального бюджета (субсидии) – 132 000,00 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

ожидаемыми результатами реализации подпрограммы в 2020 году к уровню 2012 года являются:

рост числа предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в 1,9 раза;

увеличение затрат на технологические инновации предприятий в 2,5 раза;

увеличение численности персонала, занятого исследованиями и разработками, на 3%

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Приоритетным направлением социально-экономического развития страны, повышения национальной конкурентоспособности, значительного улучшения качественного уровня жизни населения, обозначенным в стратегических документах Российской Федерации и Республики Карелия, является переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития.

В области инновационного развития Республика Карелия достигла следующих результатов:

созданы инновационные предприятия и элементы инфраструктуры инновационной деятельности, функционирование которых направлено на коммерциализацию научных разработок. Всего в инновационной сфере республики работает не менее 40 таких элементов, в том числе 2 центра трансфера технологий, 1 научно-образовательный центр, 4 инновационно-технологических центра;

осуществляется взаимодействие с Государственным фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. С 2010 года при содействии Правительства Республики Карелия создано и функционирует представительство этого фонда в республике;

ежегодно создается 2-3 инновационных субъекта малого и среднего предпринимательства;

создана Межведомственная рабочая группа по развитию инновационной деятельности при Министерстве экономического развития Республики Карелия;

принят Закон Республики Карелия от 9 октября 2012 года № 1639-ЗРК «О государственной поддержке инновационной деятельности в Республике Карелия»;

распоряжением Правительства Республики Карелия от 25 декабря 2012 года № 818р-П утвержден Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Республике Карелия;

отработаны механизмы взаимодействия с Российским гуманитарным научным фондом и Российским фондом фундаментальных исследований, совместно с которыми финансируются научные проекты в интересах Республики Карелия;

создана и действует система финансирования из бюджета Республики Карелия прикладных научных исследований, направленных на решение актуальных проблем экономического и социального развития Республики Карелия;

организуется участие инновационных предприятий Карелии в российских выставочно-ярмарочных мероприятиях, что способствует продвижению инновацион-ной продукции на внешние рынки;

оказывается финансовая поддержка инновационным субъектам малого и среднего предпринимательства (субсидии, гранты) посредством реализации мероприятий региональной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия до 2014 года».

По данным Карелиястата, на 1 января 2011 года менее 10% организаций из числа обследованных занимается инновационной деятельностью. Следует отметить, что наиболее активными в этом списке являются организации, связанные с производством пищевых продуктов и технического оборудования.

Объем инновационной продукции инновационно-активных организаций в 2011 году составил 0,03 процента от общего объема произведенной продукции инновационно-активных предприятий, что ниже среднероссийского уровня. Затраты на технологические инновации в 2011 году составили 954,6 млн. рублей.

Несмотря на наметившиеся положительные тенденции в инновационной сфере, а также имеющийся научно-инновационный потенциал, уровень инновационного развития недостаточен для решения задач, поставленных Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года.

Исходя из необходимости дальнейшего развития и повышения эффективности региональной инновационной системы, можно сформулировать следующие проблемы, которые необходимо решить в рамках настоящей подпрограммы:

недостаточное количество маркетинговых, научных и иных исследований в сфере инновационной составляющей экономики Республики Карелия;

отсутствие технико-технологической базы в республике для инновационной деятельности (технопарков, центров коллективного пользования и т.п.);

отсутствие на региональном уровне системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы, в том числе государственных и муниципальных служащих;

отсутствие условий для разработки и внедрения передовых технологий и инноваций в экономику и социальную сферу.

Существующие в республике проблемы в области развития науки и инноваций требуют комплексного решения. Оно будет достигнуто с использованием программно-целевого метода, обеспечивающего взаимосвязь целей и задач, комплексный характер и единые подходы к решению имеющихся проблем.

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и этапов реализации подпрограммы

Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года определены основные задачи в сфере инновационной политики, базирующиеся на положениях Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Стратегии инновационного развития в Российской Федерации до 2020 года, Комплексной научно-технической программе СЗФО РФ на 2010-2030 годы, Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года.

К приоритетным задачам государственной инновационной политики отнесены:

разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот;

создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;

развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров;

преодоление невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники;

развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ;

реализация критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики Республики Карелия;

эффективное использование имеющегося материально-технического, сырьевого и трудового потенциалов, удовлетворение потребностей внутреннего рынка;

содействие адаптации и внедрению лучших мировых практик по развитию инновационных систем;

развитие межрегионального и международного сотрудничества в сфере инноваций.

Целью подпрограммы является создание благоприятных условий инновационной деятельности для динамичного развития и повышения конкурентоспособности Республики Карелия.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) содействие ускоренному развитию конкурентоспособного сектора исследований и разработок в Республике Карелия;

2) формирование и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере инновационной деятельности;

3) создание условий для разработки и внедрения передовых технологий и инноваций в экономику и социальную сферу.

Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач и их значения приведены в приложении 1 к государственной программе.

Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы в 2020 году к уровню 2012 года являются:

рост числа предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, в 1,9 раза;

увеличение затрат на технологические инновации предприятий в 2,5 раза;

увеличение численности персонала, занятого исследованиями и разработками, на 3%.

Будет обеспечено проведение:

- маркетинговых, научных и иных исследований в сфере инновационной составляющей экономики Республики Карелия;

- научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансируемых за счет средств бюджета Республики Карелия.

Планируется поддержка проектов Правительством Республики Карелия совместно с Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Российскими гуманитарным научным фондом (РГНФ).

Количество сотрудников субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших обучение, составит 180 человек, государственных и муниципальных служащих, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации в сфере инновационной деятельности, – 50 человек.

Будет подана заявка на создание промышленного (индустриального) парка на территории Республики Карелия.

6 субъектов малого предпринимательства получат гранты на создание малой инновационной компании, 12 действующих инновационных компаний – субсидии, 6 субъектов малого предпринимательства – субсидии на приобретение оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров.

Планируется проведение 12 семинаров, круглых столов, конференций, форумов по вопросам деятельности в инновационной сфере.

Количество посещений интернет-ресурса «Инновационный портал Республики Карелия» должно возрасти до 2 800 посещений в год.

Количество участников ежегодного регионального конкурса «Лучший инновационный проект» среди субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность, планируется увеличить до 30 компаний в 2020 году.

Двенадцати действующим инновационным компаниям будет оказана поддержка участия в салонах, выставках, конференциях, ярмарках, «Деловых миссиях инновационных компаний» и иных мероприятиях, связанных с продвижением на региональные и международные рынки продукции, товаров и услуг и предусматривающих экспонирование и показ (демонстрация в действии).

Срок реализации подпрограммы: 2015-2020 годы, без этапов.

III. Характеристика ведомственных и иных программ, включенных в подпрограмму, и основных реализуемых в составе подпрограммы мероприятий

Перечень мероприятий подпрограммы с указанием сроков исполнения, ожидаемых результатов приведен в приложении 2 к государственной программе.

Предложенный комплекс программных мероприятий содержит как принципиально новые для Республики Карелия пути решения существующей проблемы (проведение маркетинговых, научных и иных исследований в сфере инновационной составляющей экономики Республики Карелия; разработка технико-экономического обоснования создания технопарка в сфере высоких технологий, в том числе центров коллективного пользования на территории Республики Карелия; подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих в сфере инновационной деятельности), так и успешно зарекомендовавшие себя мероприятия «Предоставление грантов на создание малой инновационной компании», «Предоставление субсидий действующим инновационным компаниям», которые были реализованы в рамках региональной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия до 2014 года». В целях комплексного подхода к решению поставленных проблем указанные мероприятия предусмотрены к реализации в рамках настоящей подпрограммы.

К важнейшим мероприятиям программы можно отнести следующие:

«Подготовка заявки по созданию промышленного (индустриального) парка на территории Республики Карелия».

В целях реализации мероприятия под промышленным (индустриальным) парком понимается управляемый единым оператором парка (управляющей компанией) комплекс объектов недвижимости (земельный(ые) участок(ки), административные, производственные, складские и иные помещения, обеспечивающие деятельность промышленного парка) площадью не менее 20000 кв. метров и инфраструктуры, которые позволяют компактно размещать малые и средние производства и предоставляют условия для их эффективной работы (далее – промышленный парк).

По итогу реализации мероприятия планируется подача заявки в Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» по созданию технопарка в сфере высоких технологий на территории Республики Карелия;

«Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства образовательных услуг, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации их сотрудников в сфере деятельности инновационной компании».

Специальные образовательные программы для инновационных компаний – предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства образовательных услуг, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации их сотрудников в сфере деятельности инновационной компании.

Субъект малого и среднего предпринимательства осуществляет деятельность на территории Республики Карелия, состоит на учете в налоговом органе в установленном законодательством порядке и отвечает требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Предоставление образовательных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства будет осуществляться образовательными учреждениями, отобранными на конкурсе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На реализацию мероприятия предполагается привлечение средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»;

«Предоставление грантов на создание малой инновационной компании».

На реализацию мероприятия предполагается привлечение средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»;

«Предоставление субсидий действующим инновационным компаниям, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров».

Поддержка действующих инновационных компаний – субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров.

В целях предоставления субсидий под действующими инновационными компаниями (далее – действующие инновационные компании) понимаются субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие инновационную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», на момент принятия решения о предоставлении субсидии, а также фактически осуществляющие затраты на технологические, продуктовые и процессные инновации в значении, установленном в приказе Росстата от 19 августа 2011 года № 367 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, оплатой труда работников и наукой».

Общая сумма субсидий на компенсацию общих затрат действующей инновационной компании со среднесписочной численностью работников менее 30 человек за счет средств субсидии бюджета не должна превышать 5 млн. рублей.

Общая сумма субсидий на компенсацию общих затрат действующей инновационной компании со среднесписочной численностью работников 30 и более человек за счет средств субсидии бюджета не должна превышать 15 млн. рублей.

На реализацию мероприятия предполагается привлечение средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»;

«Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на приобретение оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров»

Субсидии бюджета предоставляются на конкурсной основе из расчета не более 10,0 млн. рублей на один субъект малого и среднего предпринимательства со среднесписочной численностью работников 30 и более человек, представивший информацию об уплате налогов, предусмотренных в рамках применяемого им режима налогообложения.

На реализацию мероприятия предполагается привлечение средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

IV. Характеристика мер государственного регулирования

Основными мерами государственного регулирования является формирование и развитие нормативной правовой базы Республики Карелия. Перечень мер приведен в приложении 3.

V. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы (при оказании государственными учреждениями Республики Карелия государственных услуг (работ) в рамках подпрограммы)

Государственными учреждениями Республики Карелия государственные услуги (работы) в рамках подпрограммы не оказываются.

VI. Характеристика основных мероприятий, реализуемых муниципальными образованиями в случае их участия в разработке и реализации подпрограммы

Муниципальные образования в разработке и реализации подпрограммы не участвуют.

VII. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием в реализации подпрограммы

В соответствии с мероприятиям на 2013 год по реализации Основных направлений инвестиционной политики Правительства Республики Карелия на 2011-2015 годы, утвержденными распоряжением Правительства Республики Карелия от 7 мая 2013 года № 233р-П, ОАО «Корпорация развития Республики Карелия» поручено исполнение мероприятия «Разработка концепции создания промышленного парка на территории Республики Карелия и подготовка проекта заявки на получение субсидии из федерального бюджета в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства».

VIII. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы

Финансирование мероприятий подпрограммы планируется осуществлять за счет средств бюджета Республики Карелия, средств федерального бюджета в порядке софинансирования. Для реализации подпрограммы могут привлекаться также средства внебюджетных источников.

Общий объем финансирования подпрограммы в ценах соответствующих лет составляет 321 300,00 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

за счет средств бюджета Республики Карелия – 189 300,00 тыс. рублей;

за счет средств федерального бюджета (субсидии) – 132 000,00 тыс. рублей.

Прогноз объема средств из федерального бюджета основывается на постановлении Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» и планируемых финансовых расходах на софинансирование мероприятий на конкурсной основе.

IX. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы

К рискам реализации подпрограммы, которые возникнут в процессе реализации мероприятий подпрограммы, могут быть отнесены:

финансовые риски – связаны с финансированием подпрограммы не в полном объеме;

правовые риски – связаны с отсутствием нормативного регулирования основных мероприятий подпрограммы;

организационные риски – связаны с несвоевременным выполнением мероприятий, предусмотренных подпрограммой.

Управление указанными рисками будет осуществляться проведением мониторинга выполнения мероприятий и показателей подпрограммы.