Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Совет создан, Совет работает

Как уже сообщалось, 23 декабря состоялась учредительная конференция Совета неправительственных организаций (НПО) при Председателе Законодательного Собрания РК, в которой приняли участие депутаты ЗС РК, представители общественных организаций, министерств и ведомств Карелии, бизнес-структур, специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга. Это событие и его последствия для республики еще предстоит оценить, а пока за подробностями мы обратились к инициатору создания Совета Председателю ЗС РК Николаю Левину.

- Николай Иванович, работа учредительной конференции НПО совпала с встречей Президента РФ В.В.Путина с представителями бизнеса, в этот же день в Петрозаводске проводился семинар, организованный общественной приемной Главы РК и главного федерального инспектора по РК "Диалог" по обеспечению более тесного взаимодействия власти всех уровней с общественностью. Что это: случайность или осознанная необходимость?

- Случайных совпадений бывает не так уж много, поэтому одновременное проведение мероприятий, имевших различные подходы, но единые цели, это, действительно, осознанная, назревшая необходимость. Власть отчетливо сознает, что без поддержки общественности, бизнеса дальнейшее развитие страны невозможно; общественность, бизнес в свою очередь, осознают свою силу и готовы на равных с властью участвовать в строительстве государства и гражданского общества. Гражданские инициативы во всем мире являются тем самым элементом "социального капитала", без которого немыслимо эффективное развитие общества и демократического государства. Исследования показывают, что в странах, строящих демократию, активный экономический рост происходит именно в тех регионах, где есть традиции общественных объединений, их участия в управлении. Инициативы граждан позволяют создать истинную, а не формальную, "манипулятивную" демократию. Негосударственные некоммерческие организации (НКО) служат неким посредником между государством и населением, выводя принятие управленческих решений за узкие рамки политической элиты, организуя публичный диалог по ключевым вопросам развития страны, расширяя самоуправление, утверждая активную гражданственность и ответственность людей за собственные судьбы и судьбу России в целом. Поэтому могу только приветствовать тот факт, что в нашей республике взаимодействие власти и НКО развивается по такому активному сценарию.

- И, все же, учредительная конференция НПО выявила специфику данного мероприятия - равными участниками процесса взаимодействия признаются не только власть и общественность, но и бизнес.

- Этого требует логика жизни, поскольку структура общества условно может быть разделена на три основных сектора: публично-властный (государственная и муниципальная власти), коммерческий и некоммерческий.

Но при этом ясно, что взаимодействие этих трех составляющих пока не является основным критерием или направлением в социально-экономическом развитии страны, т.е. не является сорегулируемым процессом. Взаимодействие власти и бизнеса, бизнеса и некоммерческих структур пока четко не определены ни в программе социально-экономического развития России, ни в концепции социально-экономического развития Карелии.

Сейчас наиболее изучена тема взаимодействия власти и НКО. Этой проблеме был посвящен прошедший в конце 2001 года в Москве Гражданский форум, обсуждения в Правительстве России о привлечении представителей НКО при рассмотрении социально-значимых вопросов. В Совете Федерации, ГосДуме при комитетах традиционно формируются различные общественные структуры, участвующие в законотворческом процессе. Именно этой важной теме были посвящены парламентские слушания осенью нынешнего года. Усиленное внимание к деятельности НКО объективно связано, во-первых, с активным продвижением и развитием во всем мире идей и основных принципов, заложенных во "Всеобщей Декларации прав человека", принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, а во-вторых, с постоянным ростом числа зарегистрированных некоммерческих организаций. В России за период с 1999 г. по 2002 г. их количество увеличилось на 28%. На начало 2003 года их было зарегистрировано свыше 622 тыс. Примерно 22% из них занимается социально-ориентированной деятельностью.

- Но ведь известно, что очень многие общественные организации, в том числе карельские, существуют только на бумаге...

- В период с 1994 до 2000 года доля НКО в числе юридических лиц постоянно росла, однако, как справедливо замечено, бурный рост НКО в девяностые годы был связан во многом с появлением нежизнеспособных организаций. Из всех зарегистрированных НКО активно действовали 15-16%. Сейчас картина существенно изменилась: в 2000-2002 годы темпы роста числа неправительственных организаций совпадали с темпом роста общего числа зарегистрированных юридических лиц. Это благоприятная тенденция свидетельствует о включении деятельности НКО в экономику страны.

В Карелии сейчас действуют 1000 зарегистрированных НКО: общественные, негосударственные организации (455), профессиональные союзы (170), политические (40) и религиозные объединения(168), национально-культурные образования (22).

Большинство республиканских НКО (256) действуют в социальной сфере.

75% всех общественных объединений действует в г. Петрозаводске. В столице уже сложились эффективные формы взаимодействия НКО и власти. В районах республики этот процесс менее заметен, хотя примеров можно приводить множество. Надо отметить, что все представители НКО являются в республике участниками различных совместных мероприятий, входят в состав различных государственно-общественных органов (комиссий, советов, рабочих групп и т.п.).

- Вы упомянули о включении некоммерческих организаций в экономику страны. Как это происходит и что дает всем нам?

- По имеющимся оценкам расходы организаций третьего сектора в нашей стране составляют не менее 4% ВВП. Численность лиц, вовлеченных в деятельность организаций третьего сектора безвозмездно и на платной основе, составляет около 2,4-2,5 млн. человек (около 1,6% населения). К сожалению, пока отсутствуют сведения о том, насколько неформально пополняется бюджет республики за счет их деятельности, в том числе из международных фондов (примерная сумма колеблется от 2 до 5 млн.$!). Из этого следует, что деятельность НКО важна для социально-экономического развития нашего региона.

Формы межсекторного взаимодействия бывают экономические и неэкономические. Под экономическими формами взаимодействия понимаются такие, в ходе которых осваиваются денежные средства или используется какое-либо имущество. Это взаимодействие в том числе обеспечивается через социальный заказ. Однако именно эта тема законодательно в России не определена. В 37 субъектах Федерации приняты законы, позволяющие НКО участвовать в социально-экономическом развитии, однако они несовершенны. В Карелии данная проблема требует тщательной проработки.

Наряду с законами о социальных заказах в некоторых регионах приняты законы о взаимодействии органов власти с НКО.

В субъектах Федерации идет активная работа по формированию правовой базы о грантах, фондах местного сообщества, о ярмарках НКО и социальных проектов, лоббистской и антикоррупционной деятельности.

Фонд местного сообщества представляет собой одну из самых эффективных форм экономического межсекторного взаимодействия, которая развивается очень медленно, прежде всего, из-за недостаточного привлечения ресурсов местных предпринимательских структур. Это не случайно. Пока не видно, в чем должна состоять выгода для бизнесменов от участия в таком взаимодействии, этот вопрос также требует законодательного регулирования.

Нет сомнения, что залогом успеха в решении проблем социально-экономического развития является консолидация и согласованность усилий всех трех секторов. Определение оптимальной модели такого взаимодействия на местном и региональном уровне - задача сложная, но решаемая.

- И, очевидно, что решение именно этой задачи становится приоритетным для вновь созданного Совета НПО.

- Главная задача - построение гражданского общества. Для этого необходимо наладить диалог, подключить все три сектора к общественной экспертизе законопроектов по определению приоритетов в законотворчестве, к мониторингу принимаемых социально-значимых актов, отладить обратную связь; определить "правила поведения" между властью и бизнесом, властью и НКО, бизнесом и НКО; утолить информационный голод, позаботиться о правовом обеспечении. Это неполный перечень всех задач, который мы ставим перед членами создаваемого Совета НПО. Мы хотим, чтобы Совет НПО стал переговорной площадкой, местом для консультирования, анализа, обмена опытом, структурирования и создания действенной системы, в том числе для профессионального роста участников.

Именно гражданские инициативы, гражданский контроль и образование способны сейчас заложить основу правового государства, повсеместного соблюдения законности, защиты прав человека и предотвращения коррупции - наиболее острых проблем, тормозящих развитие республики. С помощью гражданских структур возможна и большая прозрачность государственного управления и, следовательно, повышение доверия граждан к государственным институтам.

Хочу особо подчеркнуть, что двери нашей организации открыты для всех, кто хочет работать вместе с нами над становлением и упрочением институтов гражданского общества. Мы готовы принять все предложения, рассмотреть все проекты, которые будут предложены как организациями, так и отдельными гражданами. Это - в наших общих интересах

Ростислав Гладких

Техническая поддержка портала
Создано 14 января 2004. Отредактировано 14 января 2004.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2018
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.