Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
В преддверии 1 сентября Министр образования Карелии Александр Морозов встретился с родителями школьников

Встреча прошла в Карельском институте развития образования сразу после Общероссийского родительского собрания. Мероприятие состоялось по инициативе Карельского отделения Национальной родительской ассоциации. Александр Морозов ответил на вопросы, которые волнуют большинство родителей.

Часть вопросов поступили на электронный адрес Национальной родительской ассоциации. Многих интересовало, как школы республики обеспечены учебниками, и нужно ли родителям покупать рабочие тетради.

По словам министра, на сегодняшний день школы Карелии на 100 процентов обеспечены учебниками, в соответствии с теми утвержденными перечнями, которые имеются в школах.

- Безусловно, это не все новые учебники. Средний срок жизни учебника – 4-5 лет. Нормативно он на это и рассчитан. Основной нерешенный на уровне государства вопрос – это рабочие тетради. Ничего, кроме коммерческой составляющей, в рабочих тетрадях нет. Стоимость их колеблется от 150 до 800 и более рублей, и покупать их нужно каждый год. Кроме того, нет ни одного исследования о том, что использование печатных рабочих тетрадей ведет к улучшению качества образования и усваиваемости материала, - сказал Александр Морозов.

- Еще 10 лет назад были учебники рекомендованные и учебники допущенные. Учебник рекомендованный – это новый экспериментальный учебник, по которому идет апробация 3-5 лет, и только после этого он или принимается и становится допущенным, или от него отказываются. Сейчас этого нет. Но ситуация меняется. Я думаю, мы получим стабильные учебники, несколько линеек. Также у нас появится базовый учебник, который позволит в первую очередь сохранить единое образовательное пространство, - добавил министр.

Часть вопросов была связана с увеличением количества детей в классах и приеме детей в ту же школу, в которой обучаются старшие. Какова ситуация сейчас, и как она будет меняться в будущем?

- Мы будем строить школы. Решение руководителем республики принято. Это не такой быстрый процесс, но школы будут строиться. В Петрозаводске – это те районы, где происходит массовая застройка – Кукковка, Древлянка, Ключевая. По действующим нормам СанПиН на ученика в общеобразовательном классе должно приходиться не менее 2,5 квадратных метров. Мы не самый богатый регион в стране, и, если мощность образовательных организаций позволяет учить 25 и более детей, мы это будем делать. А организационные вопросы отнимают у учителя одинаковое количество времени, будь в классе 15 человек или более. Все зависит от ремесла в руках, - подчеркнул министр.

Отвечая на вторую часть вопроса, Александр Николаевич объяснил, что согласно действующему закону об образовании льготами при зачислении в образовательную организацию пользуются 19 категорий граждан:

- Ни многодетные, ни дети педагогов в этот перечень пока не вошли. Минобрнауки России этим озадачено. Скоро к нам приедет полпред Президента в Северо - Западном федеральном округе, и одним из вопросов, которые будет поднимать Глава региона, станет введение изменений в федеральный закон об образовании в части льгот для многодетных семей и работников образовательных организаций при зачислении в детский сад и школу.

Говорили и об инклюзивном образовании. Насколько серьезно система образования готова принимать детей с ограниченными возможностями здоровья?

- Если говорить об инклюзии, безусловно, в 100 процентах теперешних школ инклюзивное образование во всем объеме мы не обеспечим. Дело даже не в учителях, мы обучили достаточное количество педагогов. Дело в условиях. Когда государство вводило новый федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ, оно должно было подумать, что все те новации и условия, а также те заболевания, которые за последние десять лет появились, требуют серьезного обеспечения. И соответственно, нужно время. Мы в этом ключе работаем. Сейчас готовим проектное задание для строительства нового специального коррекционного интерната в Петрозаводске, подыскивается участок. Нужно примерно четыре гектара в расширенном центре города. Это достаточно дорого, и, чем сложнее диагнозы у детей, тем затраты больше. Но мы это будем делать, потому что, к сожалению, число детей с особенностями здоровья в республике растет, -рассказал министр.

Родители старшеклассников спрашивали про проведение Всероссийских проверочных работ перед ЕГЭ и введение устной части по русскому языку на итоговой аттестации, жалуясь на большую нагрузку детей.

- Карелия будет участвовать в апробации модели устной части ГИА-9 по русскому языку. Мы участвуем во Всероссийских проверочных работах, в Национальных исследованиях качества образования фактически всем контингентом обучающихся. Мы участвуем во всех апробационных мероприятиях, касающихся образовательного процесса, поскольку это дает возможность нашим детям существенно подготовиться, а нам помогает анализировать, как в динамике и с течением времени обстоит дело с качеством образования в конкретной школе. Это железная позиция Министерства образования Республики Карелия. Мифы о перегрузке наших с вами детей сильно преувеличены. Российская Федерация по сравнению со своими соседями имеет самую маленькую продолжительность учебного года, самую большую продолжительность каникул – 4 месяца в году. Учебный день в России тоже гораздо меньше, чем в соседней Финляндии и других странах, - добавил Александр Морозов.

Еще один вопрос: Есть ли в системе образования Карелии приоритеты воспитания?

- Приоритет воспитания традиционен для школ Карелии с глубоких времен. Когда мы приглашаем московских и питерских учителей, они обращают внимание на основную особенность карельской школы – это то, что воспитательная компонента деятельности школы имеет под собой достаточно серьезный педагогический смысл. Мы стараемся и считаем, что план воспитательной деятельности школы не должен быть формален, он должен быть педагогически целесообразным, должен отвечать задачам данной школы, данных детей, данного коллектива. Радует, что в школы пошли молодые педагоги, среди которых много хороших воспитателей и классных руководителей, у них есть особый подход к детям, - ответил Александр Морозов.

Во время общения участники затронули и другие темы: школьное питание, работу медицинских кабинетов в образовательных организациях, родительское просвещение, влияние Интернета, образование в других странах.

- Когда в 2015 году проводилось европейское исследование качества естественно-научного образования, Россия была на 3-м месте, Финляндия на 40-м, а США мы вообще не увидели. В 90-е у меня была возможность посмотреть, что происходит в Соединенных Штатах. Массовая общедоступная школа абсолютно демократична, старшеклассник может выбрать 17 предметов, начиная от приготовления пищи в микроволновке и заканчивая повышенным уровнем математики. В закрытой элитной школе никакой демократии – жесткая система взаимоотношений и продуманная система наказаний. При всех наших сложностях, уникальность нашей системы – это то, что ей до сих пор удается балансировать между общедоступным и элитным образованием. В целом у нас это получается, - отметил министр.

Техническая поддержка портала
Создано 31 августа 2017. Отредактировано 31 августа 2017.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2016
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.