Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
По итогам года госдолг Карелии не превысит определенных законодательством значений

Эксперты, входящие в состав Коллегии Министерства финансов Республики Карелия, а также представители финансовых органов муниципалитетов обсудили итоги управления государственным долгом региона за 2016 год и динамику госдолга в 2017 году.

- Процесс управления государственным долгом, являющийся важной частью бюджетного процесса, позволяет улучшить структуру долга, сократить расходы на его обслуживание и снизить риски, при этом важно помнить, что государственный долг любого субъекта Российской Федерации не существует в отрыве от состояния региональной экономики, доходной части бюджета и уровня социальной нагрузки его расходной части, а также от решений федеральных органов власти, - подчеркнул в своем выступлении Заместитель министра финансов РК Александр Грищенков.

Поэтому снижение долга зависит, прежде всего, от мероприятий по бюджетной консолидации. Данное понятие - сравнительно новое в финансовом словаре, и оно означает процесс сокращения бюджетного дефицита, сложившегося в период кризиса. Бюджетная консолидация включает в себя и увеличение доходов, и сокращение расходов.

По итогам 2016 года Республика Карелия входит в число 8 регионов России с уровнем долга, превышающим годовой объём налоговых и неналоговых доходов бюджета. На начало 2016 года объём государственного долга составлял 21,3 млрд.рублей или 120% годового объёма налоговых и неналоговых доходов бюджета, в том числе рыночный долг 67% собственных доходов. В сложившихся условиях главной задачей было снижение темпов роста государственного долга, выполнение целевых показателей, установленных Минфином России, формирование и качественной структуры долга, сокращение расходов на его обслуживание и, конечно, безусловное выполнение долговых обязательств.

По итогам 2016 года достигнуты следующие результаты: объём государственного долга составил до 22,6 млрд.рублей, что ниже планового показателя, утвержденного Законом о бюджете на 2%.

Темпы роста государственного долга сокращены по сравнению с 2015 годом на 6%, по сравнению с 2012 годом - на 27%.

Структура долга также улучшена по срокам и видам: увеличилась с 94% до 98% доля среднесрочных и долгосрочных обязательств, ушли из структуры краткосрочные договоры, доля коммерческих обязательств сократилась с 56 до 46%; профиль долга распределен до 2034 года; расходы на обслуживание долга сокращены в сумме 236 млн.рублей; не допущено ни одной просрочки платежей.

Объём долга на 1 октября 2017 года составляет 22,7 млрд.рублей, что практически на уровне объёма долга на начало года. Отношение объёма долга к собственным доходам составило 103%, в том числе рыночного долга 49 % (что ниже уровня начала года).

Республиканская заемная политика ориентирована на использование всех инструментов, предусмотренных Бюджетным кодексом: бюджетные кредиты, кредиты банков, ценные бумаги.

В 2016 году Министерством организовано 36 аукционов на общую сумму 3,9 млрд.рублей. Фактически привлечено 1,9 млрд.рублей кредитов, по которым банки предложили наибольший срок (3 года) и наименьшую процентную ставку. Цена контрактов снижена на 33 млн.рублей.

За 9 месяцев 2017 года проведено 47 аукционов на сумму 11,0 млрд.рублей (включая 6,3 млрд.рублей краткосрочных кредитов). Цена контрактов снижена на 102 млн. рублей. С учетом объявленного аукциона, который проходил 23 ноября, Программа государственных заимствований на 2017 года в части кредитов банков выполнена полностью.

В 2016 году заявленная ставка 14,5% годовых снижена до 13,8%; в 2017 году заявленная ставка снижена с 10,2% до 9,1 % годовых. Средняя ставка по «кредитному портфелю», т.е. с учетом действующих кредитов прошлых лет, составила 9,5% и снизилась по сравнению со ставкой на начало года на 2,3 процентных пункта (с 11,8%).

Напомним, исполнение бюджета субъекта РФ осуществляется не равномерно, а в зависимости от цикличности поступления доходов в бюджет, а также состояния финансового рынка (в целях привлечения коммерческих заимствований в наиболее благоприятный период по низким процентным ставкам). Поэтому оценка состояния государственного долга является корректной только по состоянию на начало и конец года.

Республика Карелия одной из первых субъектов России с 2001 года выпускает государственные облигации республики. Всего размещено 18 займов. Привлечено средств в бюджет в сумме 16,1 млрд.рублей. В настоящее время в обращении находятся 3 облигационных займа, выпущенных в 2013, 2014 и 2017 годах в объеме 4 млрд. рублей.

16 октября т.г. состоялось размещение облигационного займа Республики Карелия 2017 года в сумме 2 млрд.рублей со сроком обращения 6 лет. Процентная ставка составила 8% годовых. Спрос инвесторов на карельские ценные бумаги превысил предложение в 5,3 раза. По мнению независимых аналитиков, данное размещение является одним из самых успешных среди субъектов Российской Федерации с аналогичной долговой нагрузкой, что было отмечено и в ходе конференции «Актуальные вопросы развития рынка облигаций», организованной совместно с Аппаратом Полномочного Представителя Президента в Северо-Западном федеральном округе и Департаментом развития финансовых рынков Центрального Банка Российской Федерации, состоявшейся 19-20 октября.

Рыночный долг неразрывно связан с кредитным рейтингом региона. Находясь в десятке регионов с наибольшей долговой нагрузкой чрезвычайно сложно поддерживать достойный уровень рейтинга. Тем не менее Карелия в 2017 году получила от рейтинговых агентств «Эксперт РА» (по национальной шкале) и Fitch Ratings (по иностранной шкале) два рейтинга на достаточно хорошем уровне с прогнозом «стабильный».

В 2016 году привлечено бюджетных кредитов в сумме 6,2 млрд.рублей, из них в форме краткосрочных казначейских кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ 1,8 млрд.рублей, на замещение рыночных обязательств Республики Карелия 4,4 млрд.рублей. Экономия расходов на обслуживание долга составила 78 млн.рублей.

В 2017 году (на 1 ноября) привлечено бюджетных кредитов в сумме 10,1 млрд.рублей, в том числе, в форме краткосрочных казначейских кредитов 6,7 млрд.рублей, бюджетного кредита на замещение рыночного долга и рефинансирование бюджетных кредитов 3,3 млрд.рублей, который направлен на рефинансирование бюджетного кредита 1,9 млрд.рублей и замещение кредитов коммерческих банков на 1,4 млрд.рублей.

Несмотря на отмеченные положительные тенденции в управлении долгом, проблема повышенного долгового давления на бюджет остается актуальной и находится в зависимости от развития экономики региона и решений на федеральном уровне.

С учетом поручений Президента Российской Федерации в 2018 году предстоит решать вопросы участия Республики Карелия в реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам.

Член Коллегии, председатель Совета Ассоциации «Сообщество финансистов Карелии» Александр Колесов предложил на одном из заседаний Коллегии обсудить вопрос муниципального долга, поскольку с ним напрямую связано исполнение параметров консолидированного бюджета республики. Предложение было поддержано.

Решение Коллегии будет опубликовано на сайте Минфина.

Техническая поддержка портала
Создано 27 ноября 2017. Отредактировано 27 ноября 2017.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2016
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.