Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   |Нормативные документы |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Стратегическое планирование развития туризма в приграничном регионе (на примере Республике Карелия)
  • Стратегическое планирование развития туризма в приграничном регионе (на примере Республике Карелия) (текст статьи с иллюстрациями в формате *.doc (Zip 852Kb))

Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года туризм отнесён к числу приоритетных отраслей хозяйственного комплекса республики. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года ещё более конкретизирует миссию туризма: туристская индустрия должна стать одной из составляющих экономической базы региона наряду с лесным и горным комплексами.

Учитывая, что туризм в перспективе призван обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие Республики Карелия, выступить катализатором развития целого круга отраслей экономики и социальной сферы, вовлечённых в создание комплексного туристского продукта территории, Министерством экономического развития Республики Карелия как главным распорядителем средств бюджета Республики Карелия, направляемых на развитие туристского комплекса республики, определена новая стратегическая цель: "формирование в республике высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса". Основные усилия Правительства и Минэкономразвития РК по достижению данной цели сосредоточены на решении следующих тактических задач:

  • развитие инфраструктуры туризма в республике,
  • увеличение туристских потоков в Республику Карелия,
  • повышение вклада туризма в экономику Республики Карелия.

С целью создания благоприятных условий для опережающего развития туристского комплекса в Карелии разработана и успешно функционирует система стратегического управления развитием туризма, предусматривающая реализацию целого комплекса мер государственной поддержки развития отрасли и ориентированная на достижение конечных результатов. Немногочисленному составу специалистов удалось внедрить в систему управления развитием туризма инновационные методы, не имевшие аналогов в российских регионах, что позволило переломить динамику основных показателей развития отрасли, повысить конкурентоспособность карельских турпродуктов на внешних рынках.

Ключевым механизмом государственного регулирования и поддержки развития туризма являются республиканские и разработанные на их основе муниципальные целевые программы развития туризма. В настоящее время реализуется третья по счёту региональная целевая программа "Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2010 года".

Выполнение практически в полном объёме программных мероприятий, направленных на информационно-маркетинговое, научное, кадровое обеспечение туризма, расширение ассортимента и повышение качества туристских услуг, поддержку перспективных видов туризма, привлечение инвестиций в инфраструктуру туризма и смежных отраслей, позволяет формировать туристский каркас на территории Карелии, обеспечивающий диверсификацию экономики, снижение рисков будущего экономического и социального развития республики.

Благодаря эффективной работе профильного отдела и руководителей Минэкономразвития РК, курирующих отрасль, в условиях ограниченного бюджетного финансирования мероприятий республиканских целевых программ в рассматриваемой сфере удалось добиться опережающей по сравнению с другими отраслями динамики развития туризма.

По сравнению с 2000 годом суммарный поток посетителей Республики Карелия возрос на 38%, составив в 2007 году 1,78 млн. человек. При этом количество организованных туристов и экскурсантов составило 500 тыс. человек (прирост 111%). Совокупный объём туристско-экскурсионных и гостиничных услуг увеличился со 133 до 510 млн. рублей (прирост 283 %). Количество рабочих мест в турфирмах, средствах коллективного размещения и учреждениях отдыха достигло к концу 2007 года 2300, увеличившись с 2000 года на 43,8% (табл. 1). Согласно предварительным оценкам по итогам 2008 года основные показатели по отрасли "туризм" возрастут на 5-10 %.

Таблица 1. Показатели развития туризма в Республике Карелия

Показатель 20002007прирост
Количество рабочих мест в индустрии туризма 1600 2300 43,8 %
Общее количество посетителей РК, млн. чел. 1,29 1,78 38 %
Число организованных туристов, тыс. чел. 237 500 111 %
Туристско-экскурсионные и гостиничные услуги, млн.р. 133 510 283 %
Объем внебюджетных инвестиций в инфраструктуру туризма РК, млн. р. 105 500 376 %

При этом необходимым условием полного использования значительного потенциала Республики Карелия как одного из ведущих туристских регионов Российской Федерации продолжает оставаться опережающее развитие инфраструктуры карельского туризма, выведение её на уровень международных стандартов. Объём внебюджетных инвестиций в инфраструктуру туризма РК увеличился со 105 в 2000 году до 500 млн. рублей в 2007 году (прирост 376%). В 2008 году инвестиции в туризм составят около 600 млн. руб.

Результатом предпринятых мер по привлечению внебюджетных инвестиций на развитие материальной базы туристского комплекса региона стало существенное превышение доли инвестиций в инфраструктуру туризма РК в общем объёме инвестиций в основной капитал (2,7%) по сравнению с общероссийским уровнем (0,39%), что позволяет прогнозировать в ближайшие годы выход республики на лидирующую позицию в развитии туристской отрасли среди соседних регионов РФ.

Эффективность работы Министерства экономического развития и других исполнительных органов государственной власти Республики Карелия по государственной поддержке развития туристской отрасли отмечена и на федеральном уровне.

По итогам проведенного в 2006 году федерального конкурса за право создания на территории России туристско-рекреационных особых экономических зон, в котором приняли участие 28 регионов Российской Федерации, представленная Министерством конкурсная документация признана большинством экспертов наиболее проработанной и экономически обоснованной.

В развитие проделанной работы Минэкономразвития РК, Институтом Урбанистики (Санкт-Петербург), Институтом экономики КНЦ РАН в 2007 году разработана Генеральная схема размещения объектов и инфраструктуры туризма в Республике Карелия.

Данным документом, имеющим пилотный для регионов России характер, обосновано создание 12 перспективных для развития туризма зон, охватывающих всю территорию Республики Карелия и связанных в единую туристскую систему существующей и планируемой инфраструктурой [4]. Начавшаяся в 2008 году реализация Генеральной схемы позволит более полно вовлечь в производственную деятельность объекты туристского показа и туристские ресурсы Карелии и сформировать на её территории высокоэффективный и конкурентоспособный туристский комплекс.

Оперативно разработанный специалистами отдела экономики и развития туризма Министерства экономического развития Республики Карелия на основе Генеральной схемы комплексный проект "Карелия туристская", призванный в полной мере реализовать потенциал республики как одного из ведущих российских и международных туристских центров, получил высокую оценку Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина во время его встречи с Главой Республики Карелия С.Л. Катанандовым, состоявшейся в июне 2008 года в Москве.

По итогам рабочих встреч в Правительстве Российской Федерации предварительно согласовано выделение средств из федерального бюджета в объёме 900 млн. руб. для софинансирования объектов инженерной инфраструктуры туристско-рекреационных комплексов Карелии, планируемых для включения в разрабатываемую федеральную целевую программу "Туристские центры России (2010-2014 годы)".

На основании подготовленных Минэкономразвития РК документов с обоснованием конкурентных преимуществ республики Министерство регионального развития Российской Федерации в рамках доработки проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (в части регионального развития) определило Республику Карелия в качестве территории опережающего развития туризм.

В самое ближайшее время круг полномочий Министерства экономического развития РК в части государственной поддержки и регулирования туристской деятельности может быть существенно расширен. В соответствии со Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной Правительством Российской Федерации и утверждённой Приказом Федерального агентства по туризму от 6 мая 2008 года № 51, и поручениями Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам заседания с Главами городов "Золотого кольца" Российской Федерации 1 августа 2008 г. в г. Угличе предлагается отнести государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации к предмету совместного ведения Федерации и субъектов РФ с наделением последних такими полномочиями как приём заявления и документов о регистрации туроператора и выдача свидетельства о регистрации (по ранее применявшейся схеме делегирования регионам аналогичных полномочий, связанных с турагентской деятельностью), контроль за соблюдением регистрационных требований, разработка нормативных правовых актов на региональном уровне, не противоречащих действующему законодательству, разработка и реализация региональных целевых программ в сфере туризма, контроль за соблюдением законодательства в области туризма, регулирование отношений в области развития и использования туристских ресурсов регионального и местного значения, управление государственным имуществом в сфере туризма, оказание государственных услуг в сфере туризма, продвижение туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках, защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности, содействие кадровому обеспечению туристской деятельности, развитие научных исследований в сфере туризма, обеспечение прав местного населения в части доступа к местным туристским ресурсам и свободы передвижения, регулирование и координация туристских потоков на территории Российской Федерации с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую среду, содействие развитию муниципальной системы туризма.

Усложнение задач по активизации туристской деятельности продиктовано также новыми вызовами и современными реалиями в экономике республики.

Нарастают кризисные явления в лесном комплексе, традиционно выступавшем на протяжении длительного времени в качестве отрасли специализации региона и вносившем основной вклад в обеспечение занятости и социально-экономического благополучия местного населения. В последние годы доля лесного комплекса в формировании ВРП уменьшилась до 10-12%. Министерство лесного комплекса Республики Карелия прогнозирует уменьшение заготовки древесины по главному лесопользованию в 2009 году ещё на 31%. Особенно драматично складывается ситуация в лесных поселках, для жителей которых существуют значительные барьеры для поиска альтернативной занятости.

Становится все более очевидным тот факт, что часто именно туризм для жителей удаленных территорий является единственным реальным выходом из складывающейся ситуации. Население многих муниципальных образований республики отдает предпочтение туристской специализации экономики, связывает с туризмом надежды на будущее развитие. Мнение жителей Заонежья, Лоухского, Лахденпохского, Муезерского и других районов все более отчетливо звучит в средствах массовой информации, на парламентских слушаниях, местных сходах. Немаловажно, что люди при этом думают не только о сегодняшнем дне, но и видят в туризме возможность сохранить природное и культурное достояние Карелии для будущих поколений.

Эффективное выполнение новых масштабных задач по преобразованию туристского комплекса в один из трёх базовых секторов экономики Республики Карелия было бы невозможно без использования уникального преимущества - выгодного геополитического расположения на границе с Европейским Союзом. Карелия выступает в качестве транзитной территории для развития международного туризма между странами Европейского Союза и глубинными российскими регионами, играя роль своеобразных въездных ворот в Российскую Федерации для зарубежных туристов.

Международное сотрудничество в сфере туризма остаётся одним из важнейших механизмов ресурсного обеспечения отрасли. В последнее десятилетие существенно возросла и видоизменилась роль международных контактов на уровне руководителей региональных и национальных органов власти, ответственных за развитие туризма, ученых, лидеров туристского бизнеса и общественных организаций. Международные проекты и программы в сфере туризма все отчетливее выступают в качестве эффективного инструмента взаимообогащения и взаимопроникновения культур разных народов, обмена опытом успешной организации туристской деятельности и регулирования развития туристской отрасли экономики. Развитие международного сотрудничества в сфере туризма дает Карелии дополнительные возможности для повышения качества туристского обслуживания, превращения туризма в один из мощных факторов социально-экономического развития территории, в том числе за счет привлечения иностранных инвестиций.

За 10 лет на территории Карелии реализовано более 90 международных проектов в сфере туризма по программам ТАСИС, Совета Министров Северных стран, РОЛЛ, Фонда дикой природы, Баренц секретариата, Фонда "Евразия" и др. Среди них - Большие СВС-проекты ТАСИС "Развитие приграничного туризма в Российской части Баренцева Евро-Арктического региона" (бюджет 1,1 млн. евро), "Управление лесными ресурсами на северо-западе России: Карельский проект" (бюджет 2,5 млн. экю), "Развитие особо охраняемых природных территорий в приграничной полосе Республики Карелия" (бюджет 3,5 млн. евро), проект строительства МАПП "Суоперя-Кортесалми" (бюджет 6 млн. евро), "Развитие туризма на Северо-западе России" (бюджет 2,2 млн. евро).

Важными составляющими международного проектирования в сфере туризма явились развитие систем туристского образования и регулирования туристской деятельности на территории Республики Карелия, научное и кадровое обеспечение отрасли, разработка новых карельских туристских продуктов и их рекламно-информационное продвижение, формирование единого информационного туристского пространства и создание сети информационных туристских центров, развитие инфраструктуры туризма.

Отличительной чертой развития этого процесса на современном этапе является акцент на запуске сети малых проектов, направленных на становление отрасли в городах и районах республики. В последние годы международные проекты были направлены на поддержку деятельности районных и городских администраций по развитию туризма, разработке туристских маршрутов, подготовке специалистов, разработке информационно-маркетинговых материалов и учебных пособий, продвижению туристских продуктов, строительству объектов малой туристской инфраструктуры, реконструкции сельских домов, внедрению новых информационных технологий. При этом небольшие бюджеты проектов не умаляют их значимости для развития конкретной территории. Именно таким туристским проектам, направленным на развитие конкретной территории, отдают предпочтение администрации муниципальных образований Республики Карелия. Их мероприятия имеют адресный, злободневный характер, позволяют решать ненадуманные проблемы жизнеобеспечения депрессивных территорий.

В данном контексте показателен проект Фонда "Новая Евразия" "Образование. Туризм. Развитие. Российско-норвежское партнерство в системе непрерывного образования", направленный на поддержку развития туристской отрасли в Лоухском муниципальном районе Республики Карелия и норвежской провинции Финнмарк. Инициативу разработки проекта проявили жители и предприниматели Лоухского района. Скромный бюджет проекта (64 тысячи евро) не помешал Карельскому ресурсному центру общественных организаций, Петрозаводскому филиалу Петровского колледжа, администрации Лоухского муниципального района, Министерству экономического развития Республики Карелия совместно с музеем Варангера (г. Тромсё, Норвегия) успешно выполнить широкий круг мероприятий по вовлечению жителей сельских территорий в туристскую деятельность и получить прекрасные результаты. Партнерами достигнута главная цель проекта - повысить доступность туристского образования для населения удаленных территорий, разработать совместные туристские предложения, установить прочные деловые контакты.

Кроме того, проект открывает новые перспективы для развития российско-норвежского сотрудничества в сфере туризма. Норвежские партнеры выразили заинтересованность в изучении туристской деятельности на территории республики и применении карельского опыта в северо-восточных регионах Норвегии. Со своей стороны, норвежские специалисты примут участие в реализации проектов туристской направленности в Карелии. Схожесть климатических и природных условий, идентичность задач по социально-экономическому развитию территорий, близость менталитетов жителей северных российских и норвежских регионов усиливают востребованность обмена знаниями и координации совместных действий в вопросах стратегического планирования развития туризма. Во время рабочей встречи с руководством администрации коммуны г. Вардё 22 сентября 2008 года стороны обменялись информацией об опыте развития туризма и достигли соглашения о необходимости и готовности продолжения совместной работы в данной сфере. Для реализации намеченных планов имеются отличные предпосылки. Партнерами подготовлены предложения по тиражированию положительного опыта как в рамках новых совместных проектов, так и на уровне бизнес-контактов.

В этом отношении очень важен пример дайвинг-центра "Полярный круг", расположенного в д. Нильмогуба Лоухского района на побережье Белого моря. Возможность развивать сеть таких дайвинг-центров на норвежском побережье Баренцева моря и связать их в единую сеть с карельскими - уникальный шанс для выхода консолидированным предложением на мировой туристский рынок. Норвежские партнеры очень охотно взялись за реализацию данной идеи. Надеяться на успех сотрудничества в развитии данного вида туризма позволяют схожие туристско-рекреационные ресурсы и уникальность турпродуктов, которые возможно разработать на их основе. Наиболее перспективными специализированными видами туризма для развития норвежско-карельского партнерства являются дайвинг, морские сафари по добыче королевского (Камчатского) краба, посещение историко-культурных объектов и уникальных природных комплексов, знакомство с традиционным укладом жизни в сельских поселениях. Посещая живописные фьорды, знакомясь с состоянием базовой инфраструктуры провинции Финнмарк, изучая оборудование портовых и причальных сооружений, участники проекта убедились, что создание и продвижение совместных турпродуктов является реально достижимой целью и смотрят в будущее с оптимизмом.

Громов В.В.,
начальник отдела экономики и развития туризма
Министерства экономического развития Республики Карелия,
к.э.н.

Техническая поддержка портала
Создано 22 апреля 2009. Отредактировано 22 апреля 2009.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2016
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.