Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   |Нормативные документы |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) в 2012 г. проводит выборочное федеральное статистическое наблюдения за затратами на производство и результатами деятельности хозяйствующих субъектов

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 14.02.2009г.№ 201-р "Об информации о межотраслевых связях и структурных пропорциях экономики Российской Федерации" Федеральная служба государственной статистики (Росстат) в 2012 г. проводит выборочное федеральное статистическое наблюдения за затратами на производство и результатами деятельности хозяйствующих субъектов.

Важнейшей задачей данного статистического наблюдения является создание информационной базы о межотраслевых связях и структурных пропорциях экономики Российской Федерации, а также повышение качества статистических и прогнозных расчетов макроэкономических показателей, получение количественных взаимосвязей между затратами и конечными результатами производства.

В обследовании будут участвовать:

  • все крупные и средние предприятия, предоставляющие отчетность по ф.1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации";
  • на выборочной основе - малые предприятия, некоммерческие и бюджетные организации.

Сведения предоставляются по итогам работы за 2011 год.

В соответствии с приказами Росстата от 15.03.2011г. № 64 и от 17.03.2011г. № 70 утверждены формы статистической отчетности.

В рамках подготовки к этой работе в течение 2011г. на предприятиях необходимо организовать ежемесячный накопительный учет по видам сырья и материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий на производство и результатов деятельности организации и назначить ответственных за ведение этого учета.

Для организации соответствующего учета предприятия могут воспользоваться утвержденными бланками форм и указаниями по их заполнению, которые размещены на сайте Карелиястата (http://krl.gks.ru) в рубрике: "Выборочное федеральное статистическое наблюдение за затратами на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) и результатами деятельности хозяйствующих субъектов"/ бланки форм.

Полную информацию о статистическом наблюдении можно получить на сайте Росстата (http://gks.ru) в рубрике "Разработка базовых таблиц "ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК", а также на сайте Карелиястата (http://krl.gks.ru) в рубрике: "Выборочное федеральное статистическое наблюдение за затратами на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) и результатами деятельности хозяйствующих субъектов".

На вопросы об использования результатов данного обследования и проблемах при его проведении ответила заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики И.Д.Масакова журналу "ЭКО".

Беседа с И.Д. МАСАКОВОЙ, заместителем руководителя Федеральной службы государственной статистики, Москва.

- В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. №201-р Росстат начал работы по составлению таблиц "затраты - выпуск" экономики России за 2011г. В то же время стало распространяться расхожее мнение, что балансовый метод изжил себя, что это - наследие плановой экономики. Так зачем же нужна эта работа?

- Прежде чем ответить на этот вопрос, я хотела бы в свою очередь спросить: "Для того, чтобы управлять экономикой страны, нужна информация о межотраслевом взаимодействии и структурных пропорциях, о системе ценообразования и прочем?". Ответ, думается, очевиден: конечно, нужна. Именно такую информацию и дают таблицы "затраты - выпуск", больше известные в нашей стране как межотраслевые балансы. Информация, содержащаяся в системе взаимосвязанных и согласованных таблиц "затраты - выпуск", содержит наиболее полную характеристику межотраслевых связей, формирования ресурсов продукции, процессов ценообразования, степени зависимости от остального мира и многое другое. Заметим, что подобную систему показателей невозможно получить посредством создания каких-то иных статистических инструментов.

В рамках расчётов ВВП Росстат разрабатывает информацию о выпуске продукции отраслями экономики. В перестроечный период многие предприятия, чтобы выжить, занимались несвойственными им видами деятельности. В последние годы целый ряд предприятий реформировался, в результате чего спектр видов деятельности, которыми занимается предприятие, сузился. Однако до сих пор ещё довольно большое количество предприятий имеют высокую диверсификацию производства. Очень многие из них, помимо своей основной деятельности, занимаются торговлей. Подчеркну, не реализацией продукции, которую они произвели, а перепродажей товаров, купленных на стороне. Широкое распространение получили схемы, при которых собственники сырья не имеют мощностей по его переработке, производят продукцию посредством заключения договоров со специализированными предприятиями. При таких схемах организации производственного процесса основные доходы от реализации готовых товаров аккумулируются у собственников сырья, а не у предприятий производителей. Это, естественно, меняет и порядок формирования налогооблагаемой базы, и факторы, определяющие цены конечного спроса. В современной экономике цепочки движения товаров от производителей к потребителям и формирование цен на них построены довольно замысловатым образом. В этих условиях практически невозможно через прямое статистическое наблюдение установить уровень межотраслевого взаимодействия и определить степень влияния структурных преобразований на создание конечного продукта общества. Из-за растущего многообразия форм межотраслевых взаимодействий структура связей, которую мы увидим с помощью таблиц ресурсов и использования, может быть совершенно неожиданной. А ведь только при условии чёткого представления структуры и пропорций экономики можно принимать взвешенные решения по регулированию экономических процессов. И только на такой основе можно делать какие-то содержательные выводы. На сегодня наша экономика, с точки зрения межотраслевых взаимодействий, очень слабо изучена. Нам нужно получить эту картину, как бы посмотреть на себя в зеркало! Мы сейчас многого о себе не знаем. Не знаем, например, какова в цене конечного покупателя доля торговой наценки, транспортной наценки, налогов, не знаем структуры конечного спроса по видам товаров и услуг, и много чего ещё. Для исследователей-экономистов роль разрабатываемых нами таблиц "затраты - выпуск" вообще неоценима. Потому что они получат развёрнутую модель, детализированную как по отраслям, так и по продуктам. Мы впервые будем иметь количественную оценку межотраслевого взаимодействия в современной российской экономике. И это позволит актуализировать существующие прогнозные модели и модели экономического влияния, разработанные на основе межотраслевого баланса. Помимо аналитической ценности, таблицы "затраты - выпуск" исключительно важны для повышения качества оценок ВВП и его динамики. Только на основе построения этих таблиц можно оценить полные масштабы экономических операций по производству и использованию товаров и услуг, включая те сделки, которые совершаются за пределами сфер статистических наблюдений. Таблицы "затраты - выпуск" - это ещё и единственный статистический инструмент, модель для статистический интеграции и гармонизации показателей как по системе применяемых классификаций, так и по экономическому содержанию показателей. А для любого исследователя, который анализирует состояние и уровень экономического развития, важно иметь систему согласованных количественных описаний экономики, а не разнородную информацию.

Сейчас разворачивается большой международный проект KLEMS ("Капитал, труд, энергия, материалы, услуги"), направленный на анализ динамики экономического развития стран на основе оценки эффективности использования факторов производства. Россия, как крупная страна, заинтересована участвовать в реализации данного проекта. Но это можно осуществить только при наличии данных, согласованных по производству, труду и капиталу в разрезе примерно 80 отраслей. Без таблиц "затраты - выпуск" вряд ли можно оценить общую производительность. Таким образом, решение многих задач, стоящих перед экономической наукой, перед статистикой, непосредственно зависит от успехов в построении таблиц "затраты - выпуск". Таблицы "затраты - выпуск" - это уникальный статистический инструмент, который позволит получить ответы на многие вопросы и даст пищу для размышлений не только для экономической науки. Обоснованные решения в области регулирования экономических процессов можно принимать только при том условии, что ты знаешь - в каком состоянии находится страна и где наиболее слабые звенья.

- Итак, таблицы "затраты - выпуск" нужны верхним эшелонам управления страной и учёным-экономистам. Но их разработка требует дополнительной нагрузки на предприятия, которым придётся заполнять специальные формы статистического обследования с необходимой для этой разработки информацией. Получается, как в сказке про вершки и корешки?

- На статистику возложена функция статистического наблюдения тех процессов, которые протекают в экономике. И наши респонденты обязаны предоставлять информацию, это своего рода информационный налог. Конечно, мы понимаем, что это дополнительная, подчас обременительная, нагрузка на предприятия. Вместе с тем современные и образованные руководители предприятий, экономисты и бухгалтеры в большинстве случаев понимают, что эффективность их работы во многом зависит от правовой среды, в которой они функционируют. А среда определяется комплексом законов, нормативных актов и пр., принимаемых законодательными органами на основе глубокого и всестороннего анализа состояния и развития экономики. Если мы хотим строить цивилизованную экономику на базе обоснованных решений, которые создают условия для нужного обществу курса её развития, то необходимо организовывать мониторинг экономических процессов. Все говорят о высокой налоговой нагрузке на производителей. Но чтобы её оценить, надо рассмотреть, в каком состоянии находится та или иная отрасль и почему. Я вполне допускаю, что когда будут разработаны таблицы "затраты - выпуск" за 2011г. и проведён всесторонний анализ структурных пропорций, то могут быть приняты решения в отношении изменения налоговых ставок: введении новых, снятии старых. Ведь инструменты фискальной политики остаются одними из наиболее действенных средств регулирования экономики. Надо развивать отрасль - пониженная ставка, не надо - повышенная.

В США и других развитых странах крупные корпорации заказывают на стороне разработку концепции своего развития на основе анализа перспектив развития рынка и его отдельных секторов на основе моделей межотраслевого взаимодействия. Думаю, что и в нашей стране рано или поздно возобновится интерес к таким работам.

- Тем не менее предприятия без особого энтузиазма относятся к выполнению этих работ. Вы не делали попыток заинтересовать их тем, что это расширяет их аналитические возможности?

- Понять их можно, ведь заполнение бланков обследования затрат потребует дополнительных усилий, и немалых. Это связано с необходимостью выполнения работ по обработке первичных документов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур и других подобных источников информации), идентификации продукции, которую они приобретают в течение года, по классификатору продукции и по видам деятельности. Естественно, восторга это не вызывает. Вместе с тем хотелось бы отметить, что практика проведения подобных единовременных обследований затрат говорит о том, что опытные и грамотные бухгалтеры предприятий, участвуя в подобных обследованиях, впоследствии используют методику группировки затрат для своего аналитического учёта. Аналогичные обследования мы проводили в 1982, 1987 и 1995 гг. Когда специалисты экономических служб рассматривают свои расходы с точки зрения группировки товаров и услуг, то у них расширяются возможности анализа, особенно, если такая информация имеется в динамике. Практически на каждом предприятии, помимо бухгалтерского учёта, есть аналитический учёт и экономический анализ. Крупные предприятия, особенно с участием иностранного капитала, имеют очень развитый аналитический учёт. В нём предусматривается всесторонний анализ того, что и когда купили, по какой цене, когда списали на производство, когда перепродали и по какой цене, каковы запасы и как долго они хранятся на складах и пр. В бизнесе ведь главное - соотнести свои доходы с расходами и найти решения по увеличению доходов при сокращении удельных расходов. Поэтому дополнительная информация о структуре расходов на приобретение товаров и услуг для руководителей предприятий вряд ли будет лишней.

На этапе подготовки к обследованию затрат мы проводили пилотные тестирования бланков обследования. По результатам этой работы довольно много бухгалтеров предприятий обнаружили в учёте своих затрат ошибки, связанные с неверной трактовкой отдельных статей, предусмотренных в бухгалтерском учете. В отдельных случаях они задумались над тем, а правильно ли они идентифицируют свой основной вид деятельности по Общероссийскому классификатору видов деятельности, поскольку продукция, которую они выпускают, относится по классификатору к совершенно другой сфере деятельности.

Я встречалась с заместителем директора одного предприятия, который принимал участие в пилотном проекте. И он подтвердил, что с точки зрения анализа структуры расходов предприятия, предлагаемые нами группировки и методы их определения дают дополнительную пищу для размышлений об эффективности использования средств. На предприятиях нет того аналитического учёта, который бы позволял получать структуру его расходов для производства и реализации продукции в том виде, в котором это нужно Росстату. Поэтому мы стараемся упростить процедуру заполнения бланков учёта затрат. В частности, уже сейчас разработано специализированное программное обеспечение, которое позволит предприятиям идентифицировать приобретаемые товары и услуги по классификатору продукции по видам экономической деятельности и группировать их в соответствии с заданной номенклатурой. Это программное обеспечение будет бесплатным и доступным на сайте Росстата (www.gks.ru), а те предприятия, у которых нет доступа к Интернету, смогут получить его в территориальном органе государственной статистики своего региона.

- Но почему к разработке таблиц "затраты - выпуск", столь важной работе, обратились только после 16-летнего перерыва?

- На то были объективные причины. Во-первых, эту балансовую работу можно выполнять только тогда, когда экономика находится в относительно устойчивом состоянии и в период подготовительных работ не меняются информационные и методологические основы. На протяжении всех этих лет происходили существенные изменения в институциональной структуре экономики, сопровождавшиеся довольно высокой инфляцией. Совершенствовалась нормативно-правовая база функционирования экономики, вносились изменения в налоговое законодательство, принимались законы о малом бизнесе и т.д. В организации статистического учёта происходили революционные преобразования в программах статистических наблюдений, внедрялись новые классификаторы видов деятельности и продукции по видам деятельности. Разработка таблиц "затраты - выпуск" заключается в преобразовании и согласовании информации, характеризующей различные стороны воспроизводственного процесса. Это совокупность данных государственной статистики, статистики государственных финансов, налоговой и таможенной статистики, данных платёжного баланса и пр. И, конечно, в условиях подвижности информационных основ разрабатывать таблицы "затраты - выпуск" было практически невозможно, да и бессмысленно.

Во-вторых, это очень крупная статистическая работа, она требует дополнительных финансовых ресурсов на создание инструментария обследования, алгоритмов обработки, интеграции и гармонизации информации, полученной из различных источников, расчёта показателей таблиц и т.д. Подготовка к этой большой работе занимает около трёх-четырёх лет. Многие страны готовятся к составлению этих таблиц по пять и более лет.

- Номенклатура отраслей в таблицах "затраты - выпуск" за 2011г. уже известна?

- Да, она утверждена Министерством экономического развития РФ для представления пользователям: 188 видов деятельности, 338 групп товаров и услуг. Рабочий вариант таблиц будет содержать 298 видов деятельности и 642 группы товаров и услуг. Почему рабочая версия по размерности отличается от таблиц, подлежащих публикации? Потому, что Росстат должен обеспечить выполнение требования соблюдения конфиденциальности индивидуальных данных по предприятиям.

- Разработка таблиц "затраты - выпуск" за 2011г. займёт четыре года. Почему такой долгий срок?

- Этот срок технологически обоснован. Во втором квартале 2012г. Федеральная служба государственной статистики проводит обследование затрат по итогам 2011г. На сбор, обработку итогов обследования и данных текущих статистических наблюдений необходимо 4-5 месяцев. В третьем-четвёртом квартале 2012г. будут получены данные от Министерства финансов, налоговой и таможенной служб. На их обработку, интеграцию и гармонизацию тоже необходимо время. В 2013г. на базе подготовленной исходной информации должны быть разработаны рабочие версии таблиц: ресурсов, использования в ценах покупателей и в основных ценах, налогов и субсидий, торговых и транспортных наценок. Процесс составления рабочих таблиц хотя и будет максимально возможно автоматизирован, но потребует проведения дополнительного анализа исходной информации и при необходимости - корректировки предложенных алгоритмов расчета. После того как рабочие таблицы будут составлены, по каждой группе товаров и услуг будут выявлены дисбалансы между располагаемыми и использованными ресурсами. С этого момента начнётся работа по всестороннему анализу и поиску причин возникших дисбалансов. Это довольно сложный этап. Он напоминает сборку кубика Рубика размерностью 298х636 по примерно 20 таблицам. После получения в конце 2013г. рабочих версий таблиц в 2014г. будет осуществляться работа по сокращению дисбалансов посредством корректировки данных на основе глубокого и всестороннего анализа качества представленной информации, её экономического содержания и полноты охвата экономических операций, которые данный показатель отражает. При проведении анализа стоимостных показателей будут учитываться логичность и объективность структуры цены покупателя и составляющих её элементов по каждому показателю промежуточного и конечного спроса.

- А насколько могут быть велики невязки на первоначальном этапе?

- Бывает, что и в разы. А самые большие, как вы думаете, где? Всегда - по топливно-энергетическим отраслям. Когда мы разрабатывали таблицы "затраты - выпуск" за 1995г., для поиска решений при балансировке топливно-энергетических ресурсов мы привлекали широкий круг специалистов отраслевых министерств и учёных. Была создана межведомственная рабочая группа, на которой обсуждались вопросы объективности оценок тех или иных показателей, строились гипотезы о причинах несоответствия стоимостных объёмов производства и использования продукции, привлекались дополнительные источники информации. У многих специалистов существует представление, что дисбалансы в таблицах "затраты - выпуск" можно устранить математическими методами. Однако это не так. Математические методы преимущественно заключаются в распределении отклонений пропорционально составляющим величинам. Применение таких методов при существенных дисбалансах приводит к серьёзным нарушениям реальной структуры, а подчас выдает алогичный результат. В национальной и международной практике математические методы применяются только после того, как расхождения между располагаемыми и используемыми ресурсами по товарным группам не превышают 3-5%. Уникальность метода товарных потоков, используемого при составлении таблиц "затраты - выпуск", состоит в том, что система взаимосвязей экономических операций по производству и использованию товаров и услуг представляет собой довольно жёсткую и консервативно устроенную конструкцию. Когда анализируется комплекс взаимосвязанных прямо или косвенно показателей, то многие ошибки становятся явными. Поэтому при построении таких информационных систем практически невозможно осознанно или неосознанно слукавить. Рано или поздно на каком-то блоке данных это обязательно проявится.

- Предполагается ли разработка региональных межотраслевых балансов?

- Распоряжением правительства Российской Федерации Росстату поручено разработать таблицы "затраты - выпуск" за 2011г. по стране в целом. Уже сейчас со стороны научной общественности к нам поступают вопросы о составлении региональных таблиц "затраты - выпуск". Выполнение такой работы осложняется в основном отсутствием целых блоков необходимой информации. Ведь экономика региона представляет собой открытую систему с обширными внешними связями. На территории субъектов Федерации производят продукцию подразделения многотерриториальных компаний, учёт продукции которых осуществляется по внутрикорпоративным ценам. Информацию о результатах деятельности таких подразделений можно получить только от головных предприятий. И только об объёмах производства, без информации о затратах. Данные о товарообмене регионов очень ограничены и не позволяют оценить даже сальдо внешнеторгового обмена. Довольно сложно решать линейные уравнения, где значительное число элементов неизвестно. Однако утверждать, что построение региональных таблиц ресурсов и использования невозможно, тоже неправильно. Всё зависит от задач, которые будут решаться на основе этих таблиц, и какова необходимая степень их точности.

Конечно, нужно учитывать и возможности кадрового потенциала Росстата. На сегодняшний день они явно недостаточны для решения таких задач. На мой взгляд, было бы более правильно выполнять подобного рода работы в рамках научных исследований. На основании использования данных статистических наблюдений и расчётных показателей, определенных гипотез этим могут заниматься заинтересованные институты экономической направленности. Тем более что в национальной практике такой опыт есть. Если же говорить о международной практике, то региональные балансы составляются в считанном числе стран. Это очень трудоёмкая работа. Например, Канада разрабатывает их по 13 территориям. Это обеспечивается соответствующей информационной базой. Статистики страны имеют доступ к пообъектной базе налоговой статистики, имеют возможность обследовать практически все предприятия и организации на предмет географии их товарообмена. Есть учёт миграции денежных потоков и рабочей силы.

- Упоминавшееся в начале нашей беседы распоряжение Правительства РФ предусматривает, что таблицы "затраты - выпуск" будут теперь разрабатываться регулярно, каждые пять лет. А как же с ежегодными?

- Как только будут построены таблицы "затраты - выпуск" за 2011г., Росстат, конечно, начнёт внедрять разработку аналогичных таблиц на ежегодной основе в текущих и постоянных ценах. Для информационного обеспечения этой работы будут внесены серьёзные изменения в программы регулярных статистических наблюдений по вопросам производственного потребления. Это позволит повысить качество оценок ВВП, поскольку будет обеспечена внутренняя согласованность между показателями, характеризующими его производство и использование. Это уже качественно другой уровень макроэкономической статистики. Пока трудно сказать, в какой номенклатуре будут разрабатываться ежегодные таблицы, но думаю, не меньше, чем-то количество отраслей, по которым Росстат публикует добавленную стоимость. А интервал в пять лет относится к базовым таблицам. Базовыми они называются потому, что строятся по развёрнутой программе и предваряются дополнительными обследованиями предприятий.

- Будет ли по итогам составления таблиц "затраты - выпуск" за 2011г. выпущен какой-то аналитический материал?

- Да, конечно, по итогам работы будет представлен доклад. К его подготовке будут привлечены научные кадры. Одновременно с таблицами "затраты - выпуск" предполагается разработать показатели затрат труда и капитала по видам экономической деятельности. Таким образом, по результатам работы можно будет определить не только ресурсы по видам товаров и услуг, но и увидеть стоимостную оценку факторов производства, с помощью которых они создаются.

Беседовали В.А. КРЮКОВ, главный редактор "ЭКО",
и А. О. БАРАНОВ, доктор экономических наук, ИЭОПП СО РАН, Новосибирск.
Журнал "ЭКО", 2011, № 5

Техническая поддержка портала
Создано 28 июня 2011. Отредактировано 28 июня 2011.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2016
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.