The Official Karelia
  Русская версияEnglish versionSuomalainen versio
  |About Karelia |Symbols   |Tourism |  Cooperation |

Reference on historical and cultural features of Kem region

Kem metropolitan region is situated mainly in the pool of Kem river and on significant extent it adjoins the White Sea. In meridian direction it is crossed by federal railways and automobile highways provoding its connection to the South and North of the country, in latitudinal direction it is crossed by Kem highway leading to the border. The town of Kem is the region's administrative centre, a seaport on the White Sea and a preferable place for departure to Solovetsky islands, the basic way to which makes 45 km.

On the way to Solovki tourists have an opportunity to visit the archipelago of Kuzovetsky that has the status of landscape preserve. These islands are well-known both as cultural and historical objects, ans as natural advantages. The preserve has been created with the purpose of preservation of landscapes and original flora and fauna of islands of the White sea at sparing use of them for tourism and recreation of the population. The archpelago comprises Russky and Nemetsky Kuzova, Oleshin, Verkhny, Sredny, Zhiloi, Setnoi, Lodeiny, Kurichya Niloksa, Chernetsky, Severnaya Tupilikha. The archipelago is one of the most beautiful on the White Sea with many picturesque rocky coasts rising from the water higher than 100 meters. There are places of mass nesting of many sea birds (razorbilled auks, Arctic terns, short-billed guillemots, eider ducks, etc.), there are white-tailed eagles and kestrels red-listed in Karelia and Russia. Bearded seals, ringed seal and white whales live in waters the sea. From West to East the region is crossed by Kem river, the largest in Karelia. Its source is at the border with Finland. In territory of the region the river has steep dip. Earlier it used to have 35 rapids and falls. Among the last there was the 11.8-meters high Uzhma falls with high water flow. Vozhach and Pad-Yuma falls were also famous. Upon construction of cascade of Kem hydroelectric power stations the river has got regulated flow, having turned to a circuit of water basins, falls have disappeared, but it is possible to see their 'dry models'. There appeared viewing points with beautiful views of dams of hydroelectric power stations and extensive water spaces.

Historical and Cultural Potential

By last archeological excavations the most ancient site of primitive people in territory of Kem region (in the valley Kem river, near the settlement of Avneporog) dated from the IIth quarter of the IX millenium B.C. Also it is dated from early Mesolithic epoch. Ethnicity of ancient inhabitants of these places remains obscure. 20 km from Kem on islands of Kuzova scientists have found out a so-called 'pantheon of Sami' consisting of stone constructions. Their seidas are sacred stones of Sami. No other seida fields of a few hundreds of stones as on Kuzova islands are found anywhere else. Also there are labyrinthes on islands which purpose remains a riddle for scientists. The town of Kem has significant cultural and historical potential, being historical city of the all-Russian value, it has a number of monuments, one of which is the Assumption Cathedral (1714), one of masterpieces of northern wooden architecture. In Kem there is a museum of Pomor culture, 3 architectural monuments of the all-Russian value, over 30 architectural and historical objects of republican value. However, tourist destiny of the town today is nevertheless related to Solovki.

Regular colonization of the coast of the White Sea by Novgorodians has begun in the XIIth century. Riches of the north attracted not only Novgorod. The Norwegian vikings, the Swedish feudal lords have visited on these grounds. In Russian annals of the middle of the XVth century Kemsky settlements are mentioned as belonging to mayor of Novgorod the Great Martha Boretskaya (Martha the Mayor). In the beginning of the XVth century (1429) the Solovetsly monastery has been founded on Solovetsky islands, having become spiritual and economic center of all the White Sea region. Gradually at the coast of the White Sea there developed aseparate subethnos of the White Sea coast-dwellers (Pomorians) who have created their vital way and culture. Bright traces of Pomor heritage in territory of Kem region can be found in ancient Russian settlements of Gridino and Kalgalaksha, where there are many such architectural monuments as houses, barns, baths, etc. Uniqueness in shape of the village of Gridino is brought by the church dedicated to St. Nicholas (second half of the XIVth century). The village housing, log graves, roof ridges make an echo of history. The village is located in the mouth Gridinka river, 3 km from the White Sea. Both villages are remote, being accessible only by small boats, or by soil road from the railway station of Engozero. Gridino and Kalgalakshaare located in the northern part of the region, and in its east part, on the coast of Kem river, there is another amazing village - Panozero, where there are many buildings of significant architectural value. Interest to this village grows due to the fact that merge of Russian and Karelian building traditions, their mutual influence and enrichment is observed here. Unfortunately, the village is threatened with flooding due to planned construction of hydroelectric power station. Getting to Panozero is rather simple, as it is located 19 km Kem highway, approximately in the middle between settlements of Kalevala and Kem.

Panozero, the Pearl of the North folklore festival.

The ancient village of Panozero in Kem region (in 1996 included in the list of the World Fund for Protection of Cultural Heritage) is not only of historical and architectural value, but also is the only North Karelians' settlement remained in Kem region . Now sponsored by Juminkekko foundation (Finland) there goes restoration of ancient buildings and churches, traditional arts and crafts revive. The village of Panozero has both preserved its traditional planning structure, its population has preserved its traditional way of life substantially, and traditional Pomor ceremonies and festivals are being studied and restored. In the village there live people proficient in boat sewing, birch bark weaving, netting, embroidering, etc. For four years the Ministry of Culture of the RK and Administration of local self-management of Kem region have been supporting the Panozero, the Pearl of the North traditional folklore festivalheld on August 2, the day of Elijah the Prophet hallowed in this village. The festival both forms attractive tourist image of the region, and promotes increase in incomes of village residents who sale their hand-made souvenirs, accommodate tourists, and provide meals for them. Every year the holiday gathers more Russian and Finnish tourists, therefore, in the future it is planned to build a center of traditional North Karelian suit and make additional objects турпоказа provide additional places of interest for tourists in the village, such, as traditional arts and crafts workshops, the Pomor Chamber museum where folk ensembles could perform, etc.

Technical support
Created: November 13, 2002. Last updated: December 29, 2008.
© State Committee of the RK for ICT Development, 1998-2015

Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
  Русская версияEnglish versionSuomalainen versio
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Справка об исторических, культурных, демографических и национальных особенностях Кемского района

Кемский муниципальный район располагается преимущественно в бассейне р. Кеми и на значительном протяжении примыкает к Белому морю. В меридиональном направлении его пересекают железнодорожная и автомобильная магистрали, имеющие федеральное значение и обеспечиващие ему выход на юг и север страны, в широтном - ведущий к границе Кемский тракт. Административный центр района - город Кемь - является морским портом на Белом море и предпочтительным отправным пунктом на Соловецкие острова, основной путь до которых составляет 45 км.

По пути на Соловки туристы имеют возможность посетить Кузовецкий архипелаг, имеющий статус ландшафтного заказника. Острова знамениты не только культурно-историческими объектами, но и природными достоинствами. Заказник создан с целью сохранения ландшафтов и своеобразного растительного и животного мира островов Белого моря при щадящем использовании их для активного отдыха населения и туризма. Охватывает острова Русский и Немецкий Кузова, Олешин, Верхний, Средний, Жилой, Сетной, Лодейный, Куричья Нилокса, Чернецкий, северная Тупилиха. Архипелаг - один из красивейших на Белом море со множеством живописных скалистых берегов, поднимающихся над водой более чем на 100 м. Здесь находятся места массового гнездования многих морских птиц (гагарка, полярная крачка, атлантический чистик, гага и др.), встречаются орлан-белохвост и пустельга, занесенные в Красные Книги Карелии и России. В водах обитают морской заяц, кольчатая нерпа, белуха. С запада на восток район пересекает р.Кемь - крупнейшая в Карелии. Ее истоки находятся у границы с Финляндией. На территории района река отличается крутым падением. Ранее на ней насчитывалось до 35 порогов и водопадов. Среди последних выделялся водопад Ужма, высота которого составляла 11,8 м. при очень большом расходе воды. Славились также водопады Вочаж и Падь - Юма. Со строительством каскада Кемских ГЭС река была зарегулирована, превратившись в цепь водохранилищ, водопады исчезли, но можно увидеть их "сухие модели". Возникли смотровые точки, с которых открываются прекрасные виды на плотины ГЭС и обширные водные пространства.

Историко-культурный потенциал.

Судя по последним археологическим раскопкам, древнейшая стоянка первобытного человека на территории Кемского района (в долине р. Кемь, близ пос. Авнепорог) относится ко II-ой четверти IХ тысячелетия до н.э. и датируется эпохой раннего мезолита. Этническая принадлежность древних обитателей этих мест остается невыясненной. В 20 км от Кеми на островах Кузова ученые обнаружили так называемый "пантеон саамов", состоящий из каменных сложений. Это сейды - священные камни саамов. Такого большого скопления сейдов (несколько сотен), как на островах Кузовах, не обнаружено больше нигде. Найдены на островах и лабиринты, назначение которых - загадка для ученых. Город Кемь обладает значительным культурно-историческим потенциалом, являясь историческим городом общероссийского значения, имеет ряд памятников, один из которых - Успенский собор (1714 г.), относится к числу шедевров северного деревянного зодчества. В Кеми имеется музей поморской культуры, 3 архитектурных памятника общероссийского значения, свыше 30 архитектурно-исторических объектов, имеющих республиканское значение. Однако туристская судьба города связывается все же с Соловками.

С ХII века началось систематическое заселение побережья Белого моря новгородцами. Богатства севера манили не только Новгород. Побывали на этих землях норвежские викинги, шведские феодалы. В русских летописях середины ХV века Кемские поселения упоминаются как принадлежащие посаднице Великого Новгорода Марфе Борецкой (Марфе Посаднице). В начале ХV века (1429 г.) на Соловецких островах основан Соловецкий монастырь, ставший духовным и экономическим центром всего Беломорья. Постепенно на побережье Белого моря сложился отдельный субэтнос - поморы, создавший свой жизненный уклад и культуру. Яркие следы наследия поморов на территории Кемского района можно обнаружить в древних русских поселениях Гридино и Калгалакша, в которых сосредоточено большое число архитектурных памятников в виде домов, амбаров, бань и т.д. Своеобразие в облик села Гридино вносит Никольская церковь (вторая половина ХIV века). Застройка деревни, намогильные домики - срубцы, коньки над крышами - это своеобразный отзвук истории. Расположено село в устье р. Гридинки, в 3-х км от Белого моря. Оба села труднодоступны - в них можно попасть морем на малых судах, либо с железнодорожной станции Энгозеро по грунтовой дороге. Гридино и Калгалакша расположены в северной части района, а в его восточной части, на берегу р.Кеми, находится еще одна удивительная деревня - Панозеро, в которой также сосредоточено много строений, представляющих значительную архитектурную ценность. Интерес к этой деревне возрастает в связи с тем, что здесь наблюдается слияние русских и карельских строительных традиций, их взаимное влияние и обогащение. Деревне, к сожалению, угрожает затопление в связи с планируемым строительством ГЭС. Попасть в Панозеро сравнительно несложно - она находится в 19 км. от Кемского тракта, примерно посредине между пос. Калевала и г.Кемь.

Фольклорный праздник "Панозеро - жемчужина Севера".

Старинная деревня Панозеро Кемского района (занесена в 1996 г. в список Всемирного фонда охраны памятников культуры) представляет не только историко-архитектурную ценность, но также является единственным сохранившимся в Кемском районе поселением северных карел. В настоящее время с помощью фонда Юминкекко (Финляндия) идет восстановление старинных построек и церкви, возрождаются традиционные промыслы и ремесла. Деревня Панозеро не только сохранила свою традиционно-планировочную структуру, его население в значительной степени сохранило традиционный уклад жизни, изучаются и восстанавливаются традиционные поморские обряды и праздники. В деревне проживают люди, которые владеют мастерством шитья лодок, плетения из бересты, вязания сетей, вышивки и т.д. Уже в течение четырех лет Министерство культуры РК и Администрация местного самоуправления Кемского района поддерживает традиционный фольклорный праздник "Панозеро - жемчужина Севера", который проводится 2 августа в день Ильи Пророка, почитаемого в этой деревне. Праздник не только формирует привлекательный туристский имидж район, а также способствует увеличению доходов жителей деревни путем продажи создаваемой своими руками сувенирной продукции, оказании услуг по размещению туристов, обеспечения питания. С каждым годом праздник собирает все большее количество российских и финских туристов, поэтому в будущем планируется создание центра традиционного костюма северных карел и создание дополнительных объектов турпоказа в деревне, таких, как традиционные ремесленные мастерские, музея "Поморская горница" с выступлением фольклорных коллективов, и др.

Демографические и национальные особенности района

По данным всероссийской переписи населения 2002 года, на территории Кемского муниципального района проживало 20,685 тыс. человек, численность русского населения составляло - 82,3%, карелов - 5,8%, белорусов - 5,5%, украинцев - 2,9%, финнов - 0,9 %. представители других национальностей - 2,6 %.

Национальность Городское и сельское население Городское население Сельское население
Все население 20685 14620 6065
в том числе:      
русские 17031 12493 4538
карелы 1201 561 640
белорусы (беларусы) 1135 706 429
украинцы (гуцулы) 600 387 213
финны 188 97 91
татары 88 67 21
поляки 82 55 27
мордва (мордвины, мордовец) 47 37 10
не указавшие национальность 36 34 2
чуваши (чаваш) 33 27 6
другие национальности 28 22 6
литовцы 25 21 4
армяне 20 4 16
вепсы (велся) 19 13 6
азербайджанцы 19 14 5
молдаване(молдовень) 18 6 12
коми 16 13 3
цыгане 16 15 1
немцы 15 5 10
удмурты 15 14 1
латыши 10 3 7
марийцы 9 5 4
башкиры 7 4 3
осетины 7 6 1
болгары 4 3 1
грузины 4 - 4
казахи 3 2 1
узбеки 3 1 2
эстонцы 3 1 2
евреи 1 1 -
лезгины 1 - 1
таджики 1 1 -
даргинцы - - -
чеченцы - - -

Техническая поддержка портала
Создано 13 ноября 2002. Отредактировано 15 мая 2007.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2018
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.