The Official Karelia
   English versionSuomalainen versio
  |About Karelia |Symbols   |Tourism |  Cooperation |

Reference on historical and cultural features of Kondopoga region

Kondopoga region occupies the central part of south Karelia, bordering on the north-westernmost tip of Onego lake. Its coast line there is quite indented, and the lake forms here three large picturesque gulfs: Kondopozhskaya, Lizhemskaya and Unitskaya. These are perfect places for employment by yachting, rowing tours, summer and winter fishing. There are also many various lakes and small rivers and in the "continental" part of the region. From the northwest to the southeast territory the regon is crossed by the large river of Suna, which used to be called "a mother of Karelian falls", which were three: Por Porog with 16.8 meters of water drop, Girvas (14.8) and Kivach (10.7). The two first falls now exist only in "dry models", and Kivach has only one half of its former power. Nevertheless, even now it attracts thousands of tourists who get acquainted and with nature of the reserve located around the falls. The reserve is engaged in ecological education, it offers ecological tourist trips. The manor of the reserve has an exhibition of "elite" samples of Karelian birch, and a museum of nature.

As for the other natural objects it is possible to mention the Karelian birch preserve at the southern end of Munozero lake, Girvas cut of the canyon of Suna river with traces of volcanic activity, Sundozersky paleontologic cut. These objects are already involved in the tourist turn. The area is easily accessible. It is crossed by Kola federal highway, railway and many republican and local roads.

Historical and Cultural Potential

The town of Kondopoga transformed from the settlement by the Decision of the All-Russia Central Executive Committee dated June 5, 1938 is an administrative centre of the region. The first record of Kondopoga as of the settlement appeared in 1495 in the cadasters of Obonezhsky administrative teritorial unit of the Novgorod state. Archeological findings and researches show, that Kondopoga is located on the place of ancient portage of the legendary way " from the Varangians to the Greeks ". Most actively the territory was populated in V-VII centuries. From Ladoda lakeside there moved Karelians, pressed by constant Swedish attacks, and there was an inflow of Slavic population from Novgorod. Before the XVIII century the Kondopoga area was in included in Kizhi pogost. As a result of administrative-territorial reforms of the VIII-I centuries at the turn of the XX century the Kondopoga volost was a part of Petrozavodsk district of Olonets province. Life activity of population of the area all these years mostly concerned agriculture, hunting and fishery. Serious transformations to economy of the region have started during the reforms carried out by Peter I. At the turn of the XVIII century have been constructed Konchezero ironworks and copper smeltery, iron-smelting furnace, the mine was developed to extract raw material. There have been constructed Kivoreka, Toporeka, Tivdia, and Lizhma ironworks. Great stocks of marcial waters possessing medical properties were discovered. To use it Peter I has issued the order to found a resort there. Peter I himself has been ther four times and received treatment at this resort. Later tsarina Katherine I received treatment there. In the second half of the XVIII century there started to develop the new branch of the mining industry - ornamental stone extraction. Near the villages of Tivdia there appear marble quarries, whence marble as finishing agent is delivered basically to furnish of buildings in Petersburg. In 1785 academician N.Ozeretskovsky studied Kondopoga region to make its geographical and economic description. In 1785 the Olonets governor Gavrila Derzhavin, having travelled from Petrozavodsk to Kem, has visited Kondopoga. In 1828 the Kondopoga volost was visited by the participant of the war of 1812, Alexander Pushkin's friend, poet Feodor Glinka.

In the prerevolutionary years the railway from St.-Petersburg to Murmansk laid through Kondopoga. On April 26, 1921 Vladimir Lenin has signed the Decision of the Soviet of Labour and Defense which has served the beginning of construction of paper-mill, cellulose factory, wood-working factory and hydroelectric power station which have become operational in 1929 in Kondopoga. A.V.Shotman, E.A.Giulling, M.I.Kalinin, V.Kuibyshev, S.M.Kirov have taken active part in construction of these objects.

During the Great Patriotic War the entire Kondopoga region was occupied by Finnish troops. Liberated in 1944 from the Finnish invader Kondopoga was a total ruin. Only a few brick buildings remained. Restoration of pulp-and-paper plant in 1947, announcing Kondopoga the All-Union high-powered Komsomol building site in 1959 has given a new impulse to development of economy, social sphere, and culture of the region. Timber industry facilities, agriculture, industry of building materials started to develop. By the end of XX century the town of Kondopoga became one of the largest industrial centers in the Republic of Karelia. In Kondopoga region there are 19 schools, 25 preschool establishments, 21 leisure establishment (Culture Palaces and clubs), 22 libraries, 2 musical, 1 art and 2 sports schools for children, local history museum. There are two swimming pools. Financed by Kondopoga, Inc., in the town of Kondopoga there opened the Arts Palace with an organ, and the Ice Palace with a skating rink. In 2006 after a long break the movie show in Oktyabr movie theatre has renewed.

In the town there traditionally passes the Song of Karelian Pines festival devoted to I.Levkin, organizer and the first conductor of Peter's national chorus which in 2006 celebrated its 70th anniversary.

In the region there are 93 monuments of history and culture, including 30 monuments of architecture, 24 monuments of history, and 39 monuments of archeology. Three monuments: the Assumption Church (1774) in Kondopoga, the Ascension Chapel in the village of Kolgostrov(the XVII century), St.Peter's and St.Paul's Church in the village of Lychnyi Ostrov (the XVIII century) possess the all-Russian status. All of them are masterpieces of northern wooden architecture.

Such monuments of industrial culture as Konchezero copper smeltery of Peter's time and the White mountain marble quarry, which used to deliver marble blocks of various colours for construction of St.Petersburg also represented considerable. The Marcial Waters spa resort, Konchezero copper smeltery, Kivatch waterfalls and the Assumption Church in the town of Kondopoga are included in a very popular bus route On the Vicinities of Petrozavodsk which attracts guests of the capital of the republic.

Technical support
Created: October 28, 2002. Last updated: January 14, 2009.
© State Committee of the RK for ICT Development, 1998-2015

Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
  Русская версияEnglish versionSuomalainen versio
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Справка об исторических, культурных, демографических и национальных особенностях Кондопожского района

Кондопожский район занимает центральную часть южной Карелии, примыкая к северно-западной оконечности Онежского озера. Береговая черта его в этой части сильно изрезана, а само озеро образует здесь три больших живописных губы-залива: Кондопожскую, Лижемскую и Уницкую. Это прекрасные места для занятий яхтингом, шлюпочных походов, летней и зимней рыбалки. Много разнообразных озер и речек и в "материковой" части района. С северо-запада на юго-восток территорию района пересекает крупная р.Суна, называвшаяся когда-то "матерью карельских водопадов". Их было три: Пор Порог с высотой падения воды 16,8 м, Гирвас (14,8 м) и Кивач (10,7 м). Два первых водопада теперь можно наблюдать в "сухой модели", а Кивач сохранил лишь половину своей былой мощи. Тем не менее, он и сейчас привлекает к себе тысячи туристов, которые одновременно знакомятся и с природой расположенного вокруг водопада одноименного заповедника. Заповедник активно занимается экологическим просвещением, по нему проложены экологические туристские маршруты. На усадьбе заповедника можно познакомиться с "элитными" экземплярами карельской березы, посетить музей природы.

Из других природных объектов можно отметить заказник карельской березы у южного конца оз.Мунозеро, Гирвасский разрез каньона р.Суны со следами вулканической деятельности, Сундозерский палеонтологический разрез. Эти объекты уже вовлечены в туристский оборот. Район легко доступен. Его пересекают федеральная дорога "Кола", железная дорога и много автодорог республиканского и местного значения.

Историко-культурный потенциал.

Административным центром района является город Кондопога, преобразованный из поселка Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 5 июня 1938 года. Первое упоминание о Кондопоге, как о поселении обнаружено в 1495 году в Писцовой книге Обонежской пятины. Археологические находки и исследования показывают, что Кондопога находится на месте древнего волока легендарного пути "из варяг в греки". Наиболее активно территория района заселялась в ХV-ХVII веках. Из Приладожья переселялись карелы, теснимые постоянными шведскими нападениями, со стороны Новгорода шел поток славянского населения. До ХVIII века Кондопожский край находился в составе Кижского погоста. В результате административно-территориальных реформ ХVIII-ХIХ веков Кондопожская волость к началу XX века вошла в состав Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. Основой жизнедеятельности населения района все эти годы являлось сельское хозяйство, охота и рыболовство. Серьезные преобразования в экономике края начались в период проведения реформ Петром I. В начале ХVIII века были построены Кончезерский железоделательный и медеплавильный заводы, печь для выплавки чугуна, разработан рудник для добычи сырья. Строились Киворецкий, Топорецкий, Тивдийский, Лижемский железоделательные заводы. Открыты большие запасы марциальных вод, имеющих лечебные свойства. Для их использования приказом Петра I был открыт курорт. Сам Петр I четырежды приезжал и лечился на этом курорте. После него здесь проходила лечение царица Екатерина I. Во второй половине ХУШ века начинает развиваться новая отрасль горной промышленности - добыча декоративного камня. Близ деревни Тивдии разрабатываются мраморные ломки, откуда мрамор, как отделочный материал, вывозится в основном на отделку зданий Петербурга. В 1785 году с целью географического и экономического описания края кондопожскую землю исследовал академик Н.Я.Озерецковский. В 1785 году проездом из Петрозаводска в Кемь в Кондопоге побывал Олонецкий губернатор Г.Р.Державин. В 1828 году Кондопожскую волость посетил участник войны 1812 года, поэт, друг А.С.Пушкина Федор Глинка.

В предреволюционные годы через Кондопогу пролегла железная дорога Санкт-Петербург - Мурманск. 26 апреля 1921 года В.И.Ленин подписал Постановление Совета Труда и Обороны, которое послужило началом строительства в Кондопоге бумажной фабрики, целлюлозной фабрики, деревообрабатывающего завода и гидроэлектростанции, которые вступили в строй в 1929 году. Активное участие в строительстве этих объектов принимали А.В.Шотман, Э.А.Гюллинг, М.И.Калинин, В.Куйбышев, С.М.Киров.

В годы Великой Отечественной войны весь Кондопожский район был оккупирован финскими войсками. Освобожденный в 1944 году от финских захватчиков город Кондопога представлял собой сплошные развалины. Уцелело лишь несколько кирпичных зданий. Восстановление в 1947 году целлюлозно-бумажного комбината, объявление в 1959 году Кондопоги Всесоюзной ударной комсомольской стройкой придало новый импульс в развитии экономики, социальной сферы, культуры всего района. Начинают развиваться лесопромышленное хозяйство, сельское хозяйство, промышленность строительных материалов. К концу XX столетия город Кондопога стал одним из крупнейших индустриальных центров Республики Карелия. В Кондопожском районе работают 19 школ, 25 дошкольных учреждений, 21 досуговое учреждение (Дома культуры и клубы), 22 библиотеки, 2 детских музыкальных, художественная и 2 спортивные школы, краеведческий, музей. Два плавательных бассейна. Построенные за счет средств ОАО "Кондопога" в городе Кондопоге открылись дворец искусств, в котором установлен орган, Ледовый дворец с катком. В 2006 году после длительного перерыва возобновился показ фильмов в кинотеатре "Октябрь".

В городе традиционно проходит фестиваль "Песни карельских сосен", посвященный творчеству И. Левкина - организатора и первого руководителя Петровского народного хора, которому в 2006 году исполнилось 70 лет.

В районе выделено 93 памятника истории и культуры, в т.ч. 30 - архитектуры, 24 - истории, 39 - археологии. Три памятника: церковь Успения (1774 г.) в Кондопоге, часовня Вознесения в дер.Колгостров (XVII в.), церковь Петра и Павла в дер.Лычный остров (XVIII в.) имеют общероссийский статус. Все они являются шедеврами северного деревянного зодчества.

Немалый интерес представляют и памятники индустриальной культуры: Кончезерский медеплавильный завод петровского времени и карьер мраморных ломок Белая гора, поставлявший мраморные блоки разнообразных расцветок на строительство С.-Петербурга. Курорт Марциальные воды, Кончезерский медеплавильный завод, водопад Кивач и церковь Успения в г.Кондопоге включены в очень популярный автобусный маршрут "По окрестностям Петрозаводска", который привлекает практически всех гостей столицы республики.

Демографические и национальные особенности

По данным всероссийской переписи населения 2002 года, на территории Кондопожского муниципального района проживало 44 582 человек, численность русского населения составляло - 80,5%, карелов - 8%, белорусов - 4,1%, финнов - 2,7 %. украинцев - 1,7%, представители других национальностей - 3%.

Национальность Городское и сельское население Городское население Сельское население
Все население 44582 34863 9719
в том числе:      
русские 35919 29109 6810
карелы 3574 1976 1598
белорусы (беларусы) 1815 1231 584
финны 1192 972 220
украинцы (гуцулы) 750 540 210
вепсы (вепся) 190 158 32
поляки 131 89 42
чеченцы 95 74 21
чуваши (чаваш) 95 54 41
азербайджанцы 77 67 10
литовцы 77 50 27
другие национальности 72 60 12
не указавшие национальность 68 59 9
цыгане 67 44 23
армяне 66 62 4
татары 64 50 14
мордва (мордвины, мордовец) 54 34 20
немцы 42 30 12
молдаване (молдовень) 35 28 7
марийцы 31 30 1
грузины 30 29 1
удмурты 29 22 7
узбеки 20 19 1
коми 19 19 -
эстонцы 15 8 7
болгары 12 12 -
евреи 12 11 1
латыши 11 9 2
башкиры 8 5 3
осетины 7 7 -
казахи 5 5 -
даргинцы - - -
лезгины - - -
таджики - - -

Техническая поддержка портала
Создано 28 октября 2002. Отредактировано 15 мая 2007.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2018
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.