The Official Karelia
  Русская версияEnglish versionSuomalainen versio
  |About Karelia |Symbols   |Tourism |  Cooperation |

Reference on historical and cultural features of Louhi region

Louhi region is the Northmost region of the Republic of Karelia. This is a unique region of the republic reaching from the frontier of the Russian Federation in the West to the White Sea in the East, North of the region adjoins the Polar Circle. Most of the region is located in the flat district and only its northwest sector is typically mountainous, being the most elevated part of the republic. There surrounded by many hills is the highest top of Karelia - the mountain of Nuorunen (577 meters above sea level) and the second deep (after Ladoga) Paanajärvi lake (131 meters). Characteristic feature of the region is its extremely developed hydrographic network including thousands of lakes, among which there are the largest in Karelia lakes of Topozero, Päozero, Tikshozero, hundreds of rivers and streams, many of rapids and falls. Lakes and the rivers are rich with fish, including its such delicious kinds, as salmon, bulltrout, pollan, grayling, etc. Coast of the White sea, the so-called Karelian coast abounding islands, gulfs, capes, rock outcrops is very picturesque. There is a reaching Chupa gulf, the Southmost fiord of the Barents – White Sea district. The region is rich in forest which intensively used, and deposits of various minerals that are at the initial stage of economic use.

In the region there are four types of especially protected natural territories: Paanajärvi national park located on the area of 104,3 thousand of hectares in the north of the region, Polar Circle complex reserve (28,3 thousand hectares) on the coast and islands of the White Sea, Keretsky hunting ground (21,0 thousand hectares), as well as a group of small islands comprising a part of Kandalaksha reserve.

Main Tourist Centers:

Paanajärvi National Park. Uniqueness of natural complexes and affinity to the Finnish commune of Kuusamo, the sister-area of Louhi region, was a general precondition for development of tourist activity in this most removed and poorly populated region of Karelia where tourism makes a basis of economy.

The settlement of Chupa, the gulf of Chupa and the adjoining White Sea coast. In the settlement of Chupa there is the Northern explorative expedition offering specialized tours on deposits of minerals and geological formations. The gulf of Chupa is a convenient harbour for boats shipping out to the White Sea and Solovetsky islands. In this zone there are four scientific biological stations that belon to universities of Moscow, St.Petersburg, and Kazan and to the institute of zoology of the Russian Academy of Sciences, as well as the Polar Circle complex preserve and Kem-Ludy preserved islands related to Kandalaksha reserve. A number of miners' settlements and ancient Pomor the village of Keret located in the mouth of river of the same name, rich in salmon and other kinds of fish adjoin the settlement of Chupa and the gulf of Chupa. During rather recent times in this river was rich in pearls famous both in all Pomorye, and far beyond.

Historical and Cultural Potential

From the historical point of view it is necessary to note, that in the XVI and XVII centuries there passed a trading way between the Swedish area of Osterbothnia in the Upper Gulf of Bothnia, and Russian Pomorye. Karelian settlements of the region are relared to rune-singing villages where the epos of Kalevala, the monument of world culture arose. In the village of Keret there is a tomb of storyteller M.Korguev, in the settlement of Chupa there is a unique museum of fairy tale based on his literary works. Seids are found in the mountainous part of the region, and on the White Sea coast there are labyrinthes: monuments of culture ancient Laplanders.

The region has very few monuments of architecture, and they are located in 3 remote villages. Places of fights of the second world war are related to objects of modern history near the village of Kestenga where the front line passed there for along time. The region is reasonably interesting for experts in the field of history and folklore studies. The ancient Karelian village of Kestenga is located on the northern bank of Topozero, one of the largest lakes of Karelia. Being one of the rune-singing villages it keeps rich Karelian traditions which have formed a basis for creating the Alto national chorus. To Germans the area near Kestenga is attractive as a memorable place where during the last war the southern flank of Norway group of armies was situated for a long time. The settlement of Louhi located near the Kola road is an administrative centre of the region. In 2005 The Day of Old Woman Louhi project and an ethnographic festival passed there. Organizers of the festival intended to break usual stereotypes and show the new image of old woman Louhi as a hospitable hostess. The central episode of the festival was The Hostess of the North competition among elderly women, and the winner was awarded with the title of The Old Woman Louhi. In the competition program its participants presented the spectators and the competent jury their knowledge of nature and history of the North, competed in accuracy, have shown their creative potential. In Louhi region there live 15% of the total number of the Karelian population, therefore this holiday so is important for preservation of folklore of Northern Karelians, acquaintance to culture, preservation of life, traditions and Karelian language.

Also the Korguev's Ship, and Hello, Kestenga rural holiday became traditional for the region.

Technical support
Created: November 14, 2002. Last updated: January 19, 2009.
© State Committee of the RK for ICT Development, 1998-2015

Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
  Русская версияEnglish versionSuomalainen versio
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Справка об исторических, культурных, демографических и национальных особенностях Лоухского района

Лоухский район - самый северный район Республики Карелия. Это единственный район республики, простирающийся от государственной границы Российской Федерации на западе до Белого моря на востоке, северная часть района примыкает к Полярному кругу. Район расположен, в основном, на равнинной местности и только его северо-западный сектор имеет типично горный вид, являясь самой возвышенной частью республики. Здесь в окружении многочисленных сопок находится самая высокая вершина Карелии - гора Нуорунен (577 м над уровнем моря) и второе по глубине (после Ладожского) озеро Паанаярви (131 м). Характерная черта района - чрезвычайно развитая гидрографическая сеть, включающая тысячи озер, в том числе одни из крупнейших в Карелии Топозеро, Пяозеро, Тикшозеро, сотни рек и ручьев, множество порогов и водопадов. Озера и реки богаты рыбой, включая такие ценные виды ее, как семга, кумжа, сиг, хариус и др. Исключительно живописно побережье Белого моря, так называемый Карельский берег, изобилующий островами, заливами, мысами, скальными обнажениями. Здесь находится глубоко вдающаяся в сушу Чупинская губа - самый южный фиорд Баренцево-Беломорского региона. Район богат лесными ресурсами, которые интенсивно осваиваются, и залежами разнообразнейших полезных ископаемых, находящихся в начальной стадии хозяйственного использования.

В районе имеется четыре типа особо охраняемых природных территорий: национальный парк "Паанаярви", занимающий площадь 104,3 тыс. га в северо-западной части района, комплексный заказник "Полярный круг" (28,3 тыс. га) на побережье и островах Белого моря, охотничий заказник "Керетьский" (21,0 тыс. га), а также группа небольших островов, входящих в состав заповедника "Кандалакшский".

Основные туристские центры:

Национальный парк "Паанаярви". Общей предпосылкой для развития туристской деятельности в этом наиболее удаленном и малолюдном регионе Карелии послужила уникальность его природных комплексов и близость к финской коммуне Куусамо - побратиму Лоухского района, в которой туризм составляет основу ее экономики.

Поселок Чупа, Чупинская губа и прилегающее к ней побережье Белого моря. В поселке Чупа базируется Северная поисково-разведочная экспедиция, предлагающая специализированные туры по месторождениям полезных ископаемых и геологическим образованиям. Чупинская губа является удобной гаванью для выхода судов в Белое море и на Соловецкие острова. В этой зоне расположены четыре научные биологические станции, принадлежащие Московскому, Санкт-Петербургскому, Казанскому университетам и зоологическому институту Российской Академии Наук, а также комплексный заказник "Полярный круг", охотничий зоологический заказник "Керетьский" и заповедные острова "Кемь-Луды", относящиеся к Кандалакшскому заповеднику. К поселку Чупа и Чупинской губе примыкают ряд горняцких поселков и старинное поморское село Кереть, расположенное в устье одноименной реки, богатой семгой и другими видами рыб. В сравнительно недавние времена в этой реке добывали речной жемчуг, славившийся не только по всему Поморью, но и далеко за его пределами.

Историко-культурный потенциал.

В историческом плане следует отметить, что в XVI - XVII вв. по этим местам проходил торговый путь между Остерботнией - шведской областью в верховьях Ботнического залива, и русским Поморьем. Карельские поселения района относятся к числу "рунопевческих деревень", где зародился эпос "Калевала" - памятник мировой культуры. В дер. Кереть находится могила сказочника М.М.Коргуева, в пос. Чупа создан уникальный музей сказки, основанный на его литературных трудах. В горной части района обнаружены сейды, а на Беломорском побережье - лабиринты: памятники культуры древних саамов.

Район беден памятниками архитектуры, причем находятся они в 3-х труднодоступных деревнях. К объектам новейшей истории можно отнести места боев второй мировой войны в районе села Кестеньга, где длительное время проходила линия фронта. Небезынтересен район и для специалистов в области истории и фольклористики. Старинное карельское село Кестеньга расположено на северном берегу одного из крупнейших озер Карелии - Топозера. Входит в число рунопевческих деревень, обладает богатыми карельскими традициями, послужившими основой для создания национального хора "Алто". Для немцев район Кестеньги привлекателен как памятное место, где в последнюю войну долгое время находился южный фланг группы войск "Норвегия". Поселок Лоухи расположен близ дороги "Кола", является административным центром района. В 2005 году здесь состоялось воплощение проекта этнографического праздника "День старухи Лоухи". Организаторам праздника хотелось сломать привычные стереотипы и показать новый образ старухи Лоухи - хлебосольной, гостеприимной хозяйки. Центральным эпизодом праздника стал конкурс "Хозяйка Севера" среди женщин пожилого возраста, победительнице присваивался титул "Старуха Лоухи". В конкурсной программе участницы представили зрителям и компетентному жюри насколько они знают природу и историю Севера, посостязались в меткости, продемонстрировали свой творческий потенциал. В Лоухском районе проживает от общего числа населения 15 % карел, поэтому этот праздник так важен для сохранения фольклора северных карел, ознакомления с культурой, сохранения быта, традиций и карельского языка.

Также традиционными для района стали праздники "Корабль Коргуева", сельский праздник "Здравствуй, Кестеньга".

Демографические и национальные особенности

По данным всероссийской переписи населения 2002 года, на территории Лоухского муниципального района проживало 20 128 человек, численность русского населения составляло - 71,4%, карелов - 15,3%, белорусов - 6,9%, украинцев - 3,1%, финнов - 0,85%, представители других национальностей - 2,5%

Национальность Городское и сельское население Городское население Сельское население
Все население 20128 12584 7544
в том числе:      
русские 14366 9570 4796
карелы 3071 1501 1570
белорусы (беларусы) 1397 717 680
украинцы (гуцулы) 626 379 247
финны 171 103 68
татары 86 46 40
поляки 65 35 30
литовцы 46 19 27
чуваши (чаваш) 40 29 11
другие национальности 34 25 9
мордва (мордвины, мордовец) 27 21 6
вепсы (вепся) 20 10 10
узбеки 20 16 4
армяне 19 18 1
немцы 19 14 5
молдаване (молдовень) 15 13 2
латыши 14 10 4
чеченцы 14 13 1
удмурты 11 5 6
азербайджанцы 10 8 2
не указавшие национальность 10 2 8
марийцы 8 5 3
казахи 7 6 1
даргинцы 6 6 -
грузины 4 3 1
башкиры 3 2 1
болгары 3 2 1
евреи 3 1 2
коми 3 1 2
цыгане 3 1 2
эстонцы 3 1 2
лезгины 2 - 2
осетины 2 2 -
таджики - - -

Техническая поддержка портала
Создано 14 ноября 2002. Отредактировано 16 мая 2002.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2018
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.