The Official Karelia
  Русская версияEnglish versionSuomalainen versio
  |About Karelia |Symbols   |Tourism |  Cooperation |

Reference on historical and cultural features of Medvezhiegorsk region

The region possesses a number of features which from the point of view of tourism favourably mark it out among other regions of Karelia. The area located across the Onego lake from Petrozavodsk (Zaonezhie) is characteristic for frequent alternation of extended bays, gulfs, lakes and long narrow rocky ridges with strict orientation from the Northwest to the Southeast. Orographical structure of Zaonezhie peninsula does not repeat neither in Russia, nor in Europe, which only may be of great interest for tourists. This interest may grow at acquaintance with southern part of Zaonezhie with many skerries representing a congestion of gulfs, capes and many hundreds of large, small and tiny islands. Zaonezhie may be called 'Karelian Hellas' according to the enthusiastic statement of one of the travelling scientists.

Zaonezhie peninsula is rich with mineral water outcrops. Three springs became well-known:

  • The Tsarina's Spring which curative properties were used by local (and not only local) peasants 100 years prior to opening Marcial ferruterous waters (1714);
  • The Three Ivans, venerated as a baptismal fount to which pilgrims were coming from almost all over the country, and its healing properties are confirmed today clinically;
  • The Salt Pit, which unusual name is explained by extremely high mineralization - up to 4 gpl. According to the legends, including written, peasants used to obtain salt by evaporation of this water.

Highly mineralized groundwater of miscellaneous chemistry are hidden by a number of drogeological wells. Three types of mineral waters were discovered: ferruterous, radonic, sodium chloride brine. In recent years water-clearing properties of schungites widely spread over Zaonezhie and found nowhere else were proved scientifically. Groundwaters moving in fractured reservoirs of schungite rocks obtain specific healing properties and can be a source of high-quality potable water. In total in Zaonezhie there are about 40 springs discovered, more than one half of them is located between bays of Unitsky and Svyatukha.

Historical and Cultural Potential

The most ancient population of area were Laplanders. Memory of them remained in national legends and local place names. In the end of the I - beginning of II the millenium of the new era there appeared ancient Veppsians and Karelians, and in the XIII - XIV centuries there came Slavs and Baltic Finns. Colonization of the land passed peacefully, that conducted to joint residing of representatives of different nationalities and their gradual assimilation. By now there have generated two basic local groups of the population - Russian Zaonezhie residents and Segozero Karelians.

Medvezhiegorsk region is at the top of other regions of the republic on the number of objects of cultural heritage. In its territory there are objects of different kinds. These are ethnologic monuments related to culture of Russian Zaonezhie residents and Segozero Karelians, objects of military, historical, archeologic, and industrial heritage.

Archeologists trace history of the region down to the X millenium B.C. Among the most famous archeologic objects there is a complex of burial places on Yuzhny Oleny island (Mesolithic) where many household articles of the ancient people are found, and numerous (more than 50) ancient settlement near the village of Pegrema at different stages of development. The most ancient in Europe workshop processing copper, subjects of material and spiritual culture, treasures of quartz and slate tools; the most ancient myth On the World Tree mote than 5 thousand years old were found here.

Of special value are objects of wooden national architecture in Zaonezhie, as well as a also monastic complexes of Paleostrovsky and Klemenetsky monasteries.

Fortunately, almost all monuments of wooden architecture of Zaonezhie have been studied, measured, fixed in photos due to four expeditions: M.Krukovsky's in 1899, K.Romanov's in 1912 and 1926, and also the Finnish researcher Lars Pettersson's in 1942-44. Unfortunately, Most of the monuments of history and culture of Medvezhiegorsk region ae not known to wide layers of the population both in Karelia and Russia, and abroad, therefore, these objects are not used in cultural, educational, and tourist activity. Medvezhiegorsk region is featured for many historical events, many of which are closely interwoven with all Russia's history:

  • through this land there passed trading ways of ancient Novgorodians in their orientation to the North, to the White Sea; later in these places there passed the famous Sovereign's Road, and no less famous White Sea - Baltic channel in modern time;
  • one of the first in the north of Russia monasteries were founded here;
  • mother of the first Russian tsar of the Romanov race was in exile here known as nun Martha;
  • during the time of trouble last Polish-Lithuanian detachments that passed on to serve Swedes suffered repulses here from local peasants;
  • the first in the North copper smelteries and ironworks appeared there and country revolts broke out;
  • the famous Vygoretsky comunity - the center of the Russian schismatic movement occured and existed for two centuries there;
  • large Shunga fairs where gathered merchants from the neighbouring provinces, and also Moscow, Novgorod, and from Olonia neighbourhood were held in Zaonezhie since the XVII century twice a year;
  • at last, on territory of the region there passed "the last" front lines during the Civil War and the Great Patriotic War.

Zaonezhie has played a special role in history of national culture. The best texts of hundreds of old Russian bylinas, historical songs and lamentations have been recorded here. Names of outstanding storytellers of Zaonezhie T.Ryabinin, V.Shchegolenok, I.Kasyanov, I.Fedosovoa became classic examples. The song traditions are preserved in the region until now.

Now the most perspective projects in the sphere of culture of Medvezhiegorsk region are carried out within the scope of activity of the Republican Center on the state protection of objects of cultural heritage. These are:

  • restoration and anti-wreck jobs on the Chapel of Alexander Svirsky in the village of Kosmozero and Church of the Epiphany in the settlement of Chelmuzhi;
  • realization of social and cultural network project Culture and Traditions of Zaonezhie, included carrying out of two project seminars in the settlement of Tolvuya, and the Zaonezhie Communal Horseplay holiday in the village of Zagubie;
  • Development of the international project directed on research and inclusion of objects of military history in Medvezhyegorsk (defenses cut by Finns in rocks around Medvezhiegorsk occupied in 1941) in the sphere of cultural tourism, for the 60th anniversary of liberating Medvezhiegorsk from fascist aggressors there has been held the Karelian Boundaries. Medvezhiegorsk military history festival.

Project of the town local history museum Sandarmoh was supported by the D.S.Likhachev International Charitable Foundation within the scope of the Regional program of humanitarian development of Karelia.

Medvezhiegorsk local history museum actively participates in implementation of the Karelian Vacation TACIS project - creation and equipment of visit-centers at municipal museums, as well as creation of a uniform information museum network for improvement of quality of services in the sphere of cultural tourism. The project resulted in creation of the information tourist center at the museum, teaching two employees tourism management, development of three tourist routes and participation in the Winter War Monument project. From the foreign party the project participants are the Raaten Portti Center in Suomusalmi and the University of Joensuu (Finland).

There are folk and classic ensembles in the region: the A.Antyshev academic chorus, G.Savitsky national chorus of Segozero, Zemelyushka children's classic folklore ensemble, Malki studio of amateur artists, Russian song chorus of Medvezhiegorsk regional center of culture and leisure.

In recent years a number of cultural and mass actions is held in the region with use of various kinds of historical and cultural heritage. In historical villages and villages of Zaonezhie there pass gathering festivals, the tradition of carrying out Shunga fair which throws back to the XVII century is being revived.

The Shunga fair

Since olden times the land of Zaonezhie was one of the leading handicraft areas of Karelia. Three volosts of Zaonezhie (Velikaya Guba, Tolvuya, Shunga) on the number of handicraftsmen was among the first twenty of 80 volosts of Olonets province.

In 1137 the Novgorod prince Svyatoslav has decided to put things in order in tribute gathering from northern lands subject to Novgorod. The document, known to science as Svyatoslav's Authorized Letter in naming settlements (pogosts) where the local population was to bring their tribute. On days appointed for the gathering there arrived merchants, including, of course, slavic to take advantage of celebratory gathering of people, to sell their goods and to buy furs cheap on the spot. Afterwards, the Novgorod visitors did not go home, but moved where other festive gatherings were arranged.

Places where the major local holidays were celebrated, subsequently became those centers where local administration settled down, churches were built in honour of saints. Thus, in Zaonezhie appeared Kizhi, Tolvuya, Shunga. Guests from Novgorod in their boats have blazed those trails by which Russian peasants and farmers started to move to Zaonezhie.

In the beginning of the XVth century in the village of Imichevsky a boy was born who has later become Zosimus, the miracle maker of Solovki. He has shown novgorodians the shortest way to the White Sea. Before this from Novgorod people travelled through Sukhona and Northern Dvina. Having passed the short way, Zosimus and Sabbatius in the middle of the XVth century have founded the Solovetsky [Solovki] Monastery. For Zaonezhie it was determining, for the major trading way to the White sea and further to the Western Europe was now running through it. From a remote place on the outskirts Zaonezhie has turned to a transfer site where at establishment of the sledge track the goods from the North and from the South, from the West and from the East accumulated. For this reason there subsequently appeared Shunga fair, the largest in Olonets province.

Among branches of national crafts the most widespread and characteristic for Zaonezhie were joinering, cooperage, cart-making, boat-making, tar extraction. The specialized joiner's workshop belonged to A.N.Gaidin (village of Reutovskaya) produced high-quality expensive birch furniture incrustated with mahogany and ebony, nutwood, beech, ship birch considered the best among six similar workshops that existed in Karelia. In the region there also were workshops for tanning, shoe-making, spinning and weaving. Zaonezhie was famous for cutting and wood-painting, birch-bark weaving.

In 1900 Avdotya Pavlova for her works was awarded with a silver medal at the international industrial exhibition in Paris. By 1907 there has been created a Shunga industrial center where 300 working women from Zaonezhie worked. The artel of embroideresses formed in Khashezero in 1929, became a base for development of such national craft in the region as embroidery. Skills of embroideresses from Zaonezhie was recognized beyond Russia. Articles with Zaonezhie embroidery were sold to the USA, Paris, England.

Such wide prevalence of domestic industries in Zaonezhie was explained by presence of Shunga fairs there being a large market center which glory exceded the glory of Kizhi. Total turn of three Shunga fairs at times reached more than one half of trade turnover of the other 38 fairs of Olonets province. Merchants from Shunga had their trading institutions and workshops in Petersburg and Petrozavodsk, were merchants of 1 and 2 guilds. During the Epiphany fair in Shunga met Karelians, Samoyeds, Komis, the White sea coast dwellers, Finns, merchants from Moscow, Kargopol, Arkhangelsk, etc. In 1880 the Povenets-Shunga road was constructed and the goods followed straight from Pomorie to Petersburg, that has considerably lowered importance of fairs. In the end of the XIXth century when shops appeared, necessity for fair has fallen away. Crafts died slowly, as industrial goods for the population became more accessible and cheaper.

In recent years interest to applied arts, craft traditions, andsouvenir business development grows. The number of outstanding skilled craftsmen living in Zaonezhie and creating true masterpieces increases. Different articles, different technics, different age of masters, though they are united with enthusiasm, love for their job and work.

Therefore, revival of Shunga fair becomes the precedent which promotes restoration of the most ancient traditions, formation of modern commodity market of products of domestic industries, stimulates interest to arts and crafts development in Zaonezhie. This direction is demanded by inhabitants of the territory: professional and amateur craftsmen, interested population, and it attracts tourists.

Technical support
Created: November 4, 2002. Last updated: January 20, 2009.
© State Committee of the RK for ICT Development, 1998-2015

Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
  Русская версияEnglish versionSuomalainen versio
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Справка об исторических, культурных, демографических и национальных особенностях Медвежьегорского района

Район обладает рядом особенностей, которые в туристском плане выгодно выделяют его среди других районов Карелии. Для Заонежья характерно частое чередование вытянутых губ, заливов, озер и длинных узких скалистых гряд со строго выдержанной ориентировкой с северо-запада на юго-восток. Орографическая структура Заонежского полуострова не повторяется ни в России, ни в Европе, и уже только поэтому может представить огромный интерес для туристов. Этот интерес может только усилиться при знакомстве с южной, шхерной частью Заонежья, представляющей собой скопление заливов, мысов и многих сотен больших, малых и крошечных островов. Заонежье - "карельская Эллада" - по восторженному высказыванию одного из ученых-путешественников. Заонежский полуостров богат наличием выходов на поверхность минеральных вод. Широкую известность получили три источника:

  • Царицын ключ, целебными свойствами которого местные (и не только местные) крестьяне пользовались еще за 100 лет до открытия марциальных (1714 год) железистых вод;
  • Три Ивана, почитавшийся как "святой", к которому тянулись паломники, чуть ли не со всей России - его целебные свойства подтверждены в наши дни клиническим путем;
  • Соляная яма, необычное название которого объясняется чрезвычайно высокой степенью минерализации - до 4 г/л. По преданиям, в том числе и письменным, крестьяне когда-то вываривали из этой воды соль.

Подземные воды повышенной степени минерализации разного химического составав скрыты рядом дрогеологических скважин. Открыто три типа минеральных вод: железистые, радоновые, соленые хлоридно-натриевые. В последние годы научно доказаны водоочищающие свойства шунгитов, широко распространенных по всему Заонежью и нигде более не встречающихся. Подземные воды, перемещаясь в трещиновых зонах шунгитовых пород, приобретают специфические целебные свойства и могут быть источником высококачественной питьевой воды. Всего в Заонежье открыто до 40 родников, больше половины из них находятся между губами Уницкая и Святуха.

Историко-культурный потенциал района.

Древнейшим населением района были саамы (лопари). Память о них сохранилась в народных преданиях и топонимах - местных географических названиях. В конце I - начале II тысячелетия новой эры здесь появились древние вепсы и карелы, а в XIII - XIV веках -славяне и прибалтийские финны. Колонизация края проходила мирно, что вело к совместному проживанию представителей разных национальностей и постепенной их ассимиляции. К настоящему времени сформировалось две основных локальных группы населения - русских заонежан и сегозерских карел.

Медвежьегорский район занимает ведущее положение среди районов республики по количеству объектов культурного наследия. На его территории находятся объекты разных видов. Это этнологические памятники, связанные с культурой сегозерских карелов и русских Заонежья, объекты военно-исторического, археологического, индустриального наследия.

Археологи прослеживают историю района вплоть до Х тысячелетия до н.э. К наиболее известным археологическим объектам относятся комплекс могильников на острове Южный Олений (средний каменный век), где найдено много бытовых предметов древнего человека, и многочисленные (свыше 50) древние, на разных этапах развития, поселения близ дер. Пегрема. Здесь раскопана древнейшая в Европе мастерская по обработке меди, найдены клады кварцевых и сланцевых орудий, предметы материальной и духовной культуры; найден самый древний миф "О мировом древе", насчитывающий 5 тыс. лет.

Особую ценность представляют объекты деревянного народного зодчества в Заонежье, а также монастырские комплексы Палеостровского и Клеменецкого монастырей.

По счастью, почти все памятники деревянного зодчества Заонежья были обследованы, обмерены, зафиксированы на фотографиях благодаря четырем экспедициям: М.А.Круковского в 1899 г., К.К.Романова в 1912 и 1926 годах, а также финского исследователя Ларса Петтерссона в 1942-44 годах. К сожалению, большинство памятников истории и культуры Медвежьегорского района не известно широким слоям населения как на территории Карелии и России, так и за рубежом, вследствие чего эти объекты практически не используются в культурно-просветительской, культурно-образовательной и туристской деятельности. Особенностью Медвежьегорского района является и высокая насыщенность историческими событиями, многие из которых переплетаются с историей всей России:

  • через территорию края проходили торговые пути древних новгородцев в их устремлении на Север, к Белому морю; позже по этим местам прошла знаменитая Осударева дорога, а в новейшее время - не менее знаменитый Беломорско-Балтийский канал;
  • здесь формировались одни из первых на севере России монастыри;
  • здесь отбывала ссылку мать первого российского царя из рода Романовых - инокиня Марфа;
  • в смутное время здесь терпели поражения от рук местных крестьян последние польско-литовские отряды, перешедшие на службу к шведам;
  • здесь появились первые на севере медные и железоделательные заводы и вспыхивали крестьянские восстания;
  • здесь возникло и просуществовало два века знаменитое "Выгорецкое общежитие" - центр российского раскольнического движения;
  • в Заонежье, начиная с XVII века, дважды в год проходили крупные Шуньгские ярмарки, на которые съезжались купцы не только из соседних губерний, но и Москвы, Новгорода, со всей Олонии;
  • наконец, по территории района проходили "крайние" фронтовые рубежи во времена Гражданской и Великой Отечественной войн.

Заонежье сыграло особую роль в истории национальной культуры. Именно здесь были записаны лучшие тексты сотен древнерусских былин, исторических песен и причитаний. Имена выдающихся заонежских сказителей Т.Г.Рябинина, В.П.Щеголенка, И.А.Касьянова, И.А.Федосовой стали хрестоматийными. Песенные традиции живы в районе и поныне.

В настоящее время наиболее перспективные проектные линии в сфере культуры Медвежьегорского района ведутся в рамках деятельности Республиканского центра по государственной охране объектов культурного наследия. Это:

  • реставрационные и противоаварийные работы на Часовне Александра Свирского в д.Космозеро и Церкви Богоявления в п. Челмужи;
  • Реализация социокультурного сетевого проекта "Культура и традиции Заонежья", включившего в себя проведение двух проектных семинаров в п. Толвуя, праздник "Заонежские игрища" в д.Загубье;
  • Разработка международного проекта, направленного на исследование и включение в сферу культурного туризма объектов военной истории в г.Медвежьегорске (оборонительные сооружения, вырубленные финнами в скалах вокруг оккупированного в 1941 г. г. Медвежьегорска), к 60-летию освобождения г.Медвежьегорска от фашистских захватчиков проведен военно-исторического фестиваля "Карельские рубежи. Медвежьегорск".

Проект городского краеведческого музея "Сандармох" поддержан Международным благотворительным фондом им. Д.С.Лихачева в рамках Региональной программы гуманитарного развития Карелии.

Медвежьегорский городской краеведческий музей активно участвует в реализации проекта ТАСИС "Карельские каникулы" - создание и оборудование визит-центров при муниципальных музеях, а также создание единой информационной музейной сети для улучшения качества услуг в сфере культурного туризма. Итогом проекта стало создание информационного туристического центра при музее, обучение двух сотрудников менеджменту туризма, разработка трех туристических маршрутов а также является участником проекта "Монумент Зимней войне". С зарубежной стороны в проекте участвуют Центр "Раатен Портти" в г.Суомусалми; Университет г.Йоэнсуу (Финляндия).

В районе успешно действуют народные и образцовые коллективы: академический хор им. А.Антышева, Сегозерский народный хор им. Г.Савицкого, детский образцовый фольклорный ансамбль "Земелюшка", студия самодеятельных художников "Мальки", хор русской песни Медвежьегорского районного центра культуры и досуга.

В последние годы на территории района проводится ряд культурно-массовых мероприятий с использованием различных видов историко-культурного наследия. Так в исторических деревнях и селах Заонежья проводятся съезжие праздники, возрождается традиция проведения Шуньгской ярмарки, исторические корни которой уходят в XVII век.

"Шуньгская ярмарка"

Заонежский край издавна являлся одним из ведущих кустарных районов Карелии. Три заонежские волости (Великогубская, Толвуйская, Шуньгская) по числу мастеров - ремесленников входили в первую двадцатку среди 80 волостей Олонецкой губернии. В 1137 году новгородский князь Святослав решил навести порядок в сборах дани с северных земель, подвластных Новгороду. До наших дней дошел документ, известный науке как "Уставная грамота" Святослава, в котором были указаны поселения ("погосты"), куда следовало свозить дань местному населению. В дни, назначенные к сбору, в погост прибывали купцы, в том числе, конечно же, славянские, чтобы воспользоваться праздничным стечением народа, сбыть свой товар и закупить на месте задешево меха. Поторговав, новгородские гости ехали не домой, а переезжали туда, где устраивались, тогда еще языческие, игрища, где снова гулял на празднике народ.

Места, где отмечались важнейшие местные праздники, впоследствии как раз и стали теми центрами, где обосновывалась местная администрация, выстраивались церкви в честь святых. Именно так в Заонежье выделились Кижи, Толвуя, Шуньга. Новгородский "гость" в ладье проторил те пути-дороги, по которым потом в Заонежье начали переселяться русские крестьяне - земледельцы.

В начале 15 века в деревне Имичевской родился мальчик, ставший впоследствии Зосимой - Соловецким чудотворцем. Именно он и указал новгородцам самый короткий путь к Белому морю. Раньше туда из Новгорода добирались в обход - через Сухону и Северную Двину. Пройдя коротким путем, Зосима и Савватий в середине 15 века основали Соловецкий монастырь. Для Заонежья это было судьбоносным событием, ибо через него теперь пролегал важнейший торговый путь в Белое море и далее в Западную Европу. Из окраинного захолустья Заонежье превратилось в перевалочную базу, где с установлением санного пути скапливались товары с севера и с юга, с запада и с востока. Именно поэтому впоследствии здесь возникла крупнейшая в Олонецкой губернии Шуньгская ярмарка.

Среди отраслей народного производства наиболее распространенными и характерными для Заонежья промыслами были - столярный, бондарный, колесно-экипажный, лодочный, смолокуренный. Специализированная столярная мастерская, принадлежавшая А.Н.Гайдину (д.Реутовская), изготовлявшая высококачественную дорогую мебель из березы с инкрустацией из красного и черного дерева, ореха, бука, корабельной березы, считалась лучшей среди шести аналогичных существовавших в Карелии. В крае существовали также кожевенные мастерские, сапожное дело, прядильно-ткацкий промысел. Заонежье славилось резьбой и росписью по дереву, берестоплетением.

В 1900 году Авдотья Павлова за свои работы была награждена серебренной медалью на международной промышленной выставке в Париже. К 1907 году был создан Шуньгский промышленный пункт, где работали 300 работниц всего района Заонежья. Артель вышивальщиц, образованная в Хашезере в 1929 году, стала базой для развития в районе такого народного промысла, как вышивка. Мастерство заонежских вышивальщиц находило признание за границей России. Изделия с заонежской вышивкой продавали в США, Париж, Англию.

Такая широкая распространенность кустарных промыслов в Заонежье объяснялась наличием здесь крупного рыночного центра - Шуньгских ярмарок, чья слава была гораздо больше, чем слава Кижей. Суммарный оборот трех Шуньгских ярмарок достигал порою более половины торгового оборота остальных 38 ярмарок Олонецкой губернии. Купцы из Шуньги имели свои торговые заведения и мастерские в Петербурге и Петрозаводске, числились купцами 1 и 2 гильдии. Во время Крещенской ярмарки в Шуньгу сходились вместе карел, самоед, зырянин, помор, финн, купцы из Москвы, Каргополя, Архангельска и т.д. В 1880 году был построен Повенецко-Шуньгский тракт, и тогда товары стали следовать прямиком из Поморья на Петербург, что значительно снизило значимость ярмарок. В конце 19 века в связи с появлением торговых лавок и магазинов, необходимость в ярмарке отпала. Ремесла медленно умирали, так как промышленные товары для населения стали доступнее и дешевле.

В последние годы растет интерес к прикладному творчеству, ремесленным традициям, к развитию сувенирного бизнеса. Увеличивается количество замечательных мастеров - умельцев проживающих на территории Заонежья, чье творчество не оставляет никого равнодушным. Ценой огромных усилий, свободного времени они создают настоящие шедевры. Разные изделия, разная техника, разный возраст мастеров, но их объединяет увлеченность, влюбленность в свой труд, в свою работу.

Поэтому возрождение Шунгьской ярмарки становится тем прецедентом, который способствует восстановлению древнейших традиций, формированию современного рынка сбыта изделий кустарных промыслов, стимулирует интерес к развитию ремесленного творчества в Заонежье. Данное направление востребовано жителями территории: мастерами - профессионалами, мастерами - любителями, заинтересованным населением, привлекательно для туристов.

Демографические и национальные особенности

По данным всероссийской переписи населения 2002 года, на территории Медвежьегорского муниципального района проживало 36 388 человек, численность русского населения составляло - 82,3%, карелов - 6,6%, белорусов - 5%, украинцев - 2,5%, представители других национальностей - 3,6%.

Национальность Городское и сельское население Городское население Сельское население
Все население 38388 25081 13307
в том числе:      
русские 31599 21418 10181
карелы 2523 998 1525
белорусы (беларусы) 1922 1085 837
украинцы (гуцулы) 955 665 290
поляки 361 224 137
финны 293 186 107
другие национальности 72 53 19
татары 64 38 26
армяне 60 60 -
молдаване (молдовень) 58 26 32
чуваши (чаваш) 51 20 31
вепсы (вепся) 48 32 16
азербайджанцы 48 41 7
мордва (мордвины, мордовец) 47 27 20
немцы 41 37 4
литовцы 39 32 7
не указавшие национальность 39 33 6
цыгане 29 17 12
таджики 18 1 17
узбеки 17 17 -
латыши 16 13 3
коми 15 11 4
удмурты 15 12 3
евреи 14 12 2
башкиры 9 5 4
марийцы 9 6 3
чеченцы 8 1 7
эстонцы 8 6 2
осетины 6 5 1
лезгины 4 - 4

Техническая поддержка портала
Создано 4 ноября 2002. Отредактировано 17 мая 2007.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2018
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.